ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1311/2016 от 27.09.2016 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело №2-1311/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Красненчук А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Крымэнергострой» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ответчику о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ответчик является собственником производственных объектов IV класса опасности – крана автомобильного КС 3575А-1, ДД.ММ.ГГГГ., крана автомобильного КС 3575А-1, ДД.ММ.ГГГГ., дизель-электрического крана ДЭК-251, ДД.ММ.ГГГГ., которые в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежат регистрации в соответствующем территориальном разделе государственного реестра в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым. Поскольку регистрация, техническое освидетельствование и экспертиза промышленной безопасности вышеуказанных объектов ответчиком не проведены, что угрожает безопасности граждан и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, за защитой прав неопределенного круга лиц прокурор обратился в суд.

Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивает по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил. Согласно ранее поданного отзыва на исковое заявление требования прокурора не признает и просит в иске отказать, поскольку дизель-электрический кран ДЭК-251, ДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения проверки был выведен из эксплуатации и списан, а на остальные объекты - краны автомобильные КС 3575А-1, ДД.ММ.ГГГГ., 22.04.2016 года были получены заключения экспертизы промышленной безопасности, 25.05.2016 года эти заключения были внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности и 17.06.2016 года краны были поставлены на учет в Крымтехнадзоре.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования частично обоснованными и такими, что подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как усматривается из справки, составленной старшим государственным инспектором Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым ФИО1 15 апреля 2016 года, в ходе проведения проверки АО «Крымэнергострой» на предмет соблюдения требований ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 года, было установлено наличие у предприятия на балансе нескольких подъемных сооружений - крана автомобильного КС 3575А-1, ДД.ММ.ГГГГ, крана автомобильного КС 3575А-1, ДД.ММ.ГГГГ, дизель-электрического крана ДЭК-251, ДД.ММ.ГГГГ., а также были установлены нарушения вышеуказанных нормативно-правовых актов, а именно (среди прочих нарушений): - подъемные сооружения не поставлены на учет в Службе по экологическому и технологическому надзору; - опасные производственные объекты не зарегистрированы в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ; - не проведено техническое освидетельствование и экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений (л.д. 7-8). Факты, изложенные в справке, также подтверждаются актом проверки от 19 апреля 2016 года, составленным помощником прокурора Ленинского района Республики Крым (л.д. 5), и письменными объяснениями заместителя директора АО «Крымэнергострой» ФИО2 от 19 апреля 2016 года (л.д. 6). Как усматривается из копии акта о списании объекта основных средств от 04 апреля 2016 года, кран ДЭК-251, ДД.ММ.ГГГГ., был списан с баланса предприятия АО «Крымэнергострой» с 04.04.2016 года в связи с моральным износом. Уведомлениями от 25 мая 2016 года Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю сообщило о том, что заключения экспертизы промышленной безопасности на автомобильный кран КС-3575А-1, зав. , и автомобильный кран КС-3575А-1, зав. , проведенной ООО «ПромТехЭнерго» 22 апреля 2016 года, на основании соответствующих заявлений АО «Крымэнергострой» от 17 мая 2016 года внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Как усматривается из соответствующих отметок на паспортах автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , и автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , они поставлены на учет в Крымтехнадзоре 17 июня 2016 года.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами, подлежащими регистрации в государственном реестре, являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги. Такими механизмами, использование которых на участке (площадке, в цехе) позволяет признать его опасным промышленным объектом, являются, в том числе, и автомобильные краны, что следует из раздела 15 приложения к приказу Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" и п. 3 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 года.

Таким образом, опасными промышленными объектами считаются не сами механизмы, оборудование (технические устройства), а определенная площадка, на которой они применяются, что также подтверждается п. 9 Приложения №8 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 №606.

Учитывая, что кран ДЭК-251, ДД.ММ.ГГГГ, был списан с баланса предприятия АО «Крымэнергострой» с 04.04.2016 года в связи с моральным износом и выведен из эксплуатации, а также принимая во внимание тот факт, что суду не представлено доказательств осуществления эксплуатации ответчиком АО «Крымэнергострой» на определенном участке (площадке, в цехе) автомобильных кранов КС-3575А-1 (которые сами по себе не являются опасными производственными объектами), суд приходит к убеждению, что исковые требования о признании бездействия ответчика незаконным в части отсутствия регистрации опасных производственных объектов и в части возложения обязанности на ответчика зарегистрировать опасные производственные объекты удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 147 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 года, подъемные сооружения перед пуском их в работу подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов.

Согласно ст. 13 Федерального закона №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат, среди прочего: - технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; - здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Согласно п. 168, 169, 255 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, подъемные сооружения должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Эксплуатирующая организация не должна допускать подъемные сооружения в работу, если при проверке установлено, что не проведено соответствующее техническое освидетельствование подъемных сооружений, не проведена экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений в установленных настоящими ФНП случаях. Также, согласно вышеуказанных Правил, экспертиза промышленной безопасности проводится только для подъемных сооружений, которые подлежат учету.

Таким образом, судом установлено, что автомобильные краны КС-3575А-1, состоящие на балансе АО «Крымэнергострой», являются подъемными сооружениями, подлежащими учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов, а также должны подвергаться техническому освидетельствованию и экспертизе промышленной безопасности.

Как усматривается из представленных суду документов, оба автомобильных крана КС-3575А-1, состоящие на балансе АО «Крымэнергострой», были подвергнуты экспертизе промышленной безопасности 22 апреля 2016 года и поставлены на учет в Крымтехнадзоре 17 июня 2016 года, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ответчика провести экспертизу промышленной безопасности данных подъемных сооружений. Однако поскольку проведение экспертизы промышленной безопасности автомобильных кранов КС-3575А-1 было произведено уже после проведения проверки прокурором, суд считает необходимым требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным в части отсутствия экспертизы промышленной безопасности на автомобильные краны КС-3575А-1 удовлетворить.

В то же время, поскольку суду не представлено доказательств проведения технического освидетельствования автомобильных кранов КС-3575А-1, суд приходит к убеждению, что исковые требования о признании бездействия ответчика незаконным в части отсутствия технического освидетельствования автомобильных кранов КС-3575А-1 и в части возложения обязанности на ответчика провести техническое освидетельствование автомобильных кранов КС-3575А-1 в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 года, ст. ст.ст.6,12,56,57,194-199,265,268,320,321 ГПК РФ суд –

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать бездействие Акционерного общества «Крымэнергострой» по несоблюдению требований законодательства о промышленной безопасности, выразившееся в отсутствии технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , и автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , находящихся на балансовом учете Акционерного общества «Крымэнергострой», - незаконным.

Обязать Акционерное общество «Крымэнергострой» выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о промышленной безопасности, а именно провести техническое освидетельствование автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , и автомобильного крана КС-3575А-1, зав. , находящихся на балансовом учете Акционерного общества «Крымэнергострой», в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Крымэнергострой» в доход государства государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 30 сентября 2016 года.

Судья В.В.Казацкий