ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1311/23 от 15.09.2023 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

дело № 2-1311/23

УИД 57RS0024-01-2023-001116-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2023 года город Орел

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Авраменко О.В.,

при секретаре Шеховцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о понуждении совершить действия по устранению недостатков работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующая в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее НО «РФКР») о понуждении совершить действия по устранению недостатков работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование иска указала, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка исполнения НО «РФКР» требований законодательства при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности НО «РФКР». В целях организации работ по проведению капитального ремонта общего имущества <адрес> в <адрес> 23.06.2017 между НО «РФКР» и ООО «Стройкомплекс» заключен договор Работы по капитальному ремонту кровли на сумму 1 411 405 руб. приняты согласно акту приемки результатов выполненных работ 12.12.2017, работы по ремонту фасада на сумму 1 018 613 руб. приняты 25.12.2017.

Между тем, согласно письму НО «РФКР» в адрес ООО «Стройкомплекс» от 13.12.2017 выявлены замечания и недостатки, не позволяющие принять предъявляемые к приемке работы по капитальному ремонту крыши: в том числе, нарушения при монтаже стропильной системы, недостатки в работах по монтажу слуховых окон, зауженные диаметры составных элементов смонтированной водосточной системы и т.п., в связи с чем, определен срок для устранения замечания до 29.12.2017. Комиссия по приемке работ по системе водоотведения и фасада <адрес> в <адрес> назначена на 15.01.2018.

Указанный договор расторгнут НО «РФКР» с 28.06.2018 в связи с нарушением ООО «Стройкомплекс» его условий.

При рассмотрении доводов обращения жильцов <адрес> прокуратурой района в ноябре 2022 года проведен осмотр общего имущества указанного дома в ходе которого установлено, что на фасаде здания по всему периметру имеются повреждения окрасочного слоя, отмостка, производство работ по ремонту которой предусмотрено проектно-сметной документацией, вокруг дома отсутствует, возле второго подъезда обнаружено обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, при осмотре водостока дома установлено, что система наружного организованного водостока, а именно желоба и водосточные трубы имеют недостаточное сечение (периметр труб и желобов менее необходимого), крепление желобов водосточной системы выполнено ненадлежащим образом (с большим расстоянием между крепежами), водосточные трубы в разной степени удалены от стены дома, а также имеют повреждения, в том числе подвержены коррозии. На нижнем карнизном поясе отсутствует отлив (элементы отделки из оцинкованной стали). На восстановлены и имеют значительные разрушения продухи в подвале дома.

По результатам рассмотрения обращения 14.11.2022 прокуратурой района и.о. директора НО «РФКР» внесено представление, по результатам рассмотрения которого НО «РФКР» сообщено, что последнее повторно обратилось к ООО «Стройкомплекс» за исполнением данных им гарантийных обязательств по договору, а в случае поступления отказа от ООО «Стройкомплекс» от исполнения гарантийных обязательств региональный оператор сформирует пакет документов для подачи искового заявления в Арбитражный суд Орловской области в целях обязания подрядчика к исполнению гарантийных обязательств.

Истец просит суд обязать ответчика организовать устранение дефектов и недостатков выполненных работ по капитальному ремонту <адрес> в ремонте фасада, отмостки, системы наружного водоотведения в срок до 31.08.2023.

Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 21.07.2023, принятым в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла ФИО3, требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом уточнила требования, просила суд обязать ответчика организовать устранение дефектов и недостатков выполненных работ по капитальному ремонту <адрес> в ремонте фасада, отмостки, системы наружного водоотведения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель ответчика НО «РФКР», не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и возражение на исковое заявление.

Третье лицо - представитель Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, о причине неявки не сообщил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; 7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос; 10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; 12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка исполнения НО «РФКР» требований законодательства при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности НО «РФКР».

В целях организации работ по проведению капитального ремонта общего имущества <адрес> в <адрес> 23.06.2017 между НО «РФКР» и ООО «Стройкомплекс» заключен договор

Работы по капитальному ремонту кровли на сумму 1 411 405 руб. приняты согласно акту приемки результатов выполненных работ 12.12.2017, работы по ремонту фасада на сумму 1 018 613 руб. приняты 25.12.2017.

Между тем, согласно письму НО «РФКР» в адрес ООО «Стройкомплекс» от 13.12.2017 выявлены замечания и недостатки, не позволяющие принять предъявляемые к приемке работы по капитальному ремонту крыши: в том числе, нарушения при монтаже стропильной системы, недостатки в работах по монтажу слуховых окон, зауженные диаметры составных элементов смонтированной водосточной системы и т.п.

В письме НО «РФКР» к ООО «Стройкомплекс» от 27.12.2017 указано, что комиссией по приемке выявлены нарушения по работам по капитальному ремонту фасада <адрес> в <адрес>: высоко смонтирована водосточная система (стояк) на фасаде дома (по данной причине происходит подмокание фасада и цоколя), не установлены козырьки над подъездами, на балконной плите наблюдается отслоение окрасочного слоя (торец здания, южная сторона), в связи с чем, определен срок для устранения замечания до 29.12.2017.

Согласно письму НО «РФКР» в адрес ООО «Стройкомплекс» от 12.01.2018 комиссия по приемке работ по системе водоотведения и фасада <адрес> в <адрес> назначена на 15.01.2018.

Указанный договор расторгнут НО «РФКР» с 28.06.2018 в связи с нарушением ООО «Стройкомплекс» его условий.

При рассмотрении доводов обращения жильцов <адрес> в <адрес> прокуратурой района в ноябре 2022 года совместно с консультантом Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, представителем ООО «ЖЭУ - », начальником отдела капитального ремонта НО «РФКР», с участием жильцов дома проведен осмотр общего имущества указанного дома, в ходе которого установлено, что на фасаде здания по всему периметру имеются повреждения окрасочного слоя, отмостка, производство работ по ремонту, которой предусмотрено проектно-сметной документацией, вокруг дома отсутствует, возле второго подъезда обнаружено обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, при осмотре водостока дома установлено, что система наружного организованного водостока, а именно желоба и водосточные трубы имеют недостаточное сечение (периметр труб и желобов менее необходимого), крепление желобов водосточной системы выполнено ненадлежащим образом (с большим расстоянием между крепежами), водосточные трубы в разной степени удалены от стены дома, а также имеют повреждения, в том числе подвержены коррозии. На нижнем карнизном поясе отсутствует отлив (элементы отделки из оцинкованной стали). На восстановлены и имеют значительные разрушения продухи в подвале дома.

По результатам рассмотрения обращения 14.11.2022 прокуратурой района и.о. директора НО «РФКР» внесено представление, по результатам рассмотрения которого письмом от 19.12.2022 НО «РФКР» сообщено, что последнее повторно обратилось к ООО «Стройкомплекс» за исполнением данных им гарантийных обязательств по договору от 23.06.2017. В случае поступления в НО «РФКР» отказа от ООО «Стройкомплекс» от исполнения гарантийных обязательств региональный оператор сформирует пакет документов для подачи искового заявления в Арбитражный суд Орловской области в целях обязания подрядчика к исполнению гарантийных обязательств.

НО «РФКР» до настоящего времени несмотря обращения жильцов дома и управляющей организации не приняты надлежащие меры по организации работ по устранению недостатков, в том числе по фасаду, отмостке и системе наружного водоотведения, выявленных в процессе приемки работ и эксплуатации.

Капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, производимый за счет за счет их взносов, имеет своей целью приведение в том числе конструктивных элементов дома соответствующее требованиям безопасности техническое состояние, а потому ненадлежащее его проведение обуславливает негативное воздействие на его конструктивные элементы, которые итак подвержены естественному износу, что влечет за собой нарушение прав собственников помещений в данном доме на благоприятные и безопасные условия проживания и пребывания.

Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с пунктом 3 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 (далее - Положение), основной задачей регионального фонда является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг, выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что НО «РФКР», не принято надлежащих мер по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, в результате чего нарушены права жильцов данного дома и интересы общества при реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о понуждении совершить действия по устранению недостатков работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» организовать устранение дефектов и недостатков выполненных работ по капитальному ремонту <адрес> в ремонте фасада, отмостки, системы наружного водоотведения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла

Мотивированный текст решения будет изготовлен 22 сентября 2023года.

Судья О.В. Авраменко