ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1312/2012 от 27.04.2012 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курск 27 апреля 2012 года

 Ленинский районный суд г. Курска в составе:

 председательствующего судьи Палагиной А.А.,

 с участием прокурора Толмачевой О.А.,

 при секретаре Фоменко А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к Администрации Курской области о признании незаконными действий, взыскании суммы, денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Курской области о возложении обязанности предоставить работу (должность), взыскании суммы, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась представителем Курской области от исполнительного, а затем от законодательного органа государственной власти Курской области. После прекращения полномочий ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Курской области с заявлением о предоставлении ранее занимаемой или равноценной должности. Однако, получила отказ ввиду отсутствия вакантных мест по ранее занимаемой должности и отсутствием равноценных должностей, что считает нарушением её прав и просила обязать ответчика предоставить ей ранее занимаемую должность, а при её отсутствии другую равноценную должность по предыдущему месту работы, взыскать с ответчика в её пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

 В ходе судебного разбирательства заявленные первоначально исковые требования были истицей уточнены. В окончательном виде ФИО1 просила суд признать незаконными действия Администрации Курской области, выразившиеся в непредоставлении ей гарантий трудовых прав, предусмотренных ч.3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в общей сумме 821589 руб. 16 коп., а также денежную компенсацию морального вреда в сумме 300000 руб. В обоснование уточненных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Курской области с просьбой принять ее на государственную службу Курской области и назначить с ДД.ММ.ГГГГ на замещение государственной должности Курской области в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 25 Федерального закона №3-ФЗ от 08.05.1994 г. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Курской области письмом № отказала ей в приеме на государственную должность Курской области в связи с отсутствием вакантных мест по ранее занимаемой должности и отсутствием равноценных должностей. Полагала, что предоставление гарантий, закрепленных ч.3 ст. 25 указанного выше Федерального закона, является прямой безусловной обязанностью прежнего работодателя.

 Истица ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.

 В процессе судебного заседания представитель истца на основании доверенности ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также уточнениях к нему.

 Представитель ответчика Администрации Курской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала в полном объеме. Пояснила, что ФИО1 была назначена на должность заместителя председателя Правительства Курской области постановлением Губернатора Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № на срок полномочий Губернатора Курской области. В связи с досрочным прекращением полномочий Губернатора Курской области, полномочий всех лиц, замещающих государственные должности, в том числе и ФИО1, истекли ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на то, что трудовые отношения с ФИО1 в должности заместителя Председателя Правительства Курской области были прекращены ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истица была назначена исполняющей обязанности заместителя Председателя Правительства Курской области. Решение о назначении ее заместителем Председателя Правительства Курской области Губернатором не принималось. Из статуса и.о. Председателя Правительства Курской области она была назначена представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области, а, следовательно, права на постоянную должность она не приобрела. В течение марта-апреля 2005 года Администрация Курской области была полностью укомплектована. Лица, замещающие государственные должности в Администрации Курской области, были назначены на срок полномочий Губернатора Курской области, то есть до февраля 2010 года. Новые назначения происходили на новый срок полномочий Губернатора Курской области с ДД.ММ.ГГГГ. Государственные должности в структуре высшего органа государственной власти – Администрации Курской области ограничены ее структурой и заполнены в законном порядке на срок полномочий Губернатора Курской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вакантные места отсутствуют, а потому предоставить истице равнозначную должность не предоставляется возможным. Таким образом, полагала, что с апреля 2005 года ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с Администрацией Курской области, следовательно, обязательств по ее трудоустройству на прежнюю должность или равнозначную должность у Администрации Курской области не имеется. ФИО1 была назначена членом Совета Федерации – представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области с должности исполняющей обязанности заместителя Председателя Правительства Курской области, т.е. не постоянной должности и права на постоянную должность не приобрела.

 Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Толмачевой О.А., полагавшей, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, суд считает предъявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, а также в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

 В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации» и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

 Предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службы РФ, ее прохождением и прекращением.

 Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными норматив Как усматривается из материалов дела, с 2002 г. ФИО1 замещала должности государственной гражданской службы.

 Как усматривается из материалов дела, с 2002 года ФИО1 замещала должности государственной гражданской службы.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 постановлением Губернатора Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность заместителя председателя Правительства Курской области на срок полномочий Губернатора Курской области. Поскольку полномочия Губернатора Курской области досрочно прекращены ДД.ММ.ГГГГ, полномочия ФИО1 также были прекращены в этот день.

 С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполняла обязанности заместителя председателя правительства Курской <адрес>. До утверждения структуры исполнительной государственной власти Курской области от ДД.ММ.ГГГГ

 Постановлением Губернатора Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ истица назначена представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.

 На основании постановления Курской Областной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ истица избрана представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт приостанавливается в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

 Пунктом 4 статьи 39 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что, если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, предусмотренных п.п., 1,3 и 4 ч.1 настоящей статьи, гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

 На основании постановления Курской Областной Думы №-УДО от ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия ФИО1 как члена Совета Федерации Федеративного Собрания Российской Федерации.

 Исходя из положений п. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в случае отказа работника от предложенной работодателем работы, если работодатель не имеет возможности предоставить работнику прежнее место работы, а равноценная работа предполагает существенные изменения ранее существующих условий труда.

 Закон при этом не раскрывает понятия «равноценная работа (должность)». Между тем, трудовое законодательство рассматривает в качестве равноценной работы возможность осуществления трудовой функции по аналогичной специальности, профессии с учетом особенностей ранее осуществлявшейся работником деятельности, обязательным условием также является сохранение общего уровня материального обеспечения, который предполагает установление заработной платы работника, существовавшей до парламентской деятельности гражданина.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию Курской области о принятии её на государственную службу Курской области и назначении её с ДД.ММ.ГГГГ на замещение государственной должности Курской области.

 Администрацией Курской области ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в виду прекращения с ней трудовых правоотношений ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием вакантных должностей.

 Установлено, что на момент обращения ФИО1 в Администрацию Курской области ранее занимаемая ею должность заместителя Председателя Правительства Курской области была занята. Так, на должность заместителя Председателя Правительства Курской области, курирующего Комитет экономики и развития Курской области, Комитет по труду Курской области, Комитет по тарифам и ценам Курской области постановлением Губернатора Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № на условиях срочного трудового договора на срок полномочий Губернатора Курской области был назначен ФИО7 По состоянию на момент обращения истицы в Администрацию Курской области указанная должность была замещена ФИО8, с которым заключен срочный служебный контракт с ДД.ММ.ГГГГ на срок полномочий Губернатора Курской области на основании постановления Губернатора Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пг. Государственные должности в структуре высшего органа государственной власти – Администрации Курской области ограничены ее структурой и заполнены в законном порядке на срок полномочий Губернатора Курской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакансий по должностям заместителей Председателя Правительства Курской области не установлено. Согласно представленным в судебное заседание действующим срочным служебным контрактам должность первого заместителя Председателя Правительства Курской области, координирующего деятельность отраслевых, контрольных органов исполнительной власти по вопросам промышленности, транспорта и связи, потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования, жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетического комплекса, жилищной инспекции, охраны, контролю и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, замещена ФИО9; должность заместителя Председателя Правительства Курской области, координирующего деятельность отраслевых органов исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, строительного надзора замещена ФИО10; должность заместителя Председателя Правительства Курской области – председателя комитета по управлению имуществом Курской области, координирующего деятельность отраслевых органов исполнительной власти по вопросам управления и распоряжения имуществом Курской области, физической культуры и спорта, замещена ФИО11: должность заместителя Председателя Правительства Курской области, координирующего деятельность отраслевых органов исполнительной власти по вопросам: агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия, ветеринарии, надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, замещена ФИО12; должность заместителя Председателя Правительства Курской области, координирующего деятельность отраслевых органов исполнительной власти по вопросам: экономики и развития области, труда и занятости населения, привлечения инвестиций и их размещения на территории Курской области, замещена ФИО8; должность заместителя Председателя Правительства Курской области, координирующего деятельность отраслевых органов исполнительной власти по вопросам: образования и науки, надзора и контроля в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, опеки, попечительства, семейной и демографической политики, обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, замещена ФИО13

 Вакантные же должности в Администрации Курской области по категории «руководители» на ДД.ММ.ГГГГ, а именно, начальник отдела по работе с соглашениями об осуществлении межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Комитета Администрации Курской области по развитию внешних связей; начальник отдела прогнозирования материальной сферы деятельности Комитета по экономике и развитию Курской области; заместитель начальника управления юридической и кадровой работы Комитета по управлению имуществом Курской области; начальник управления экономической политики Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области; начальник отдела государственного контроля качества образования, начальник отдела высшего профессионального образования и науки, начальник отдела специального образования и реабилитационной работы Комитета образования и науки Курской области; заместитель начальника отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Рыльскому лесничеству Комитета лесного хозяйства Курской области; начальник отдела автоматизации, коммуникационных технологий и защиты информации Комитета по труду и занятости населения Курской области, равноценными, исходя из выполняемых ФИО1 должностных обязанностей в качестве заместителя Председателя Правительства Курской области и реестра должностей государственной службы Курской области, не являются. Данные обстоятельства не оспаривались и стороной истца.

 Правовые основания для освобождения кого-либо из лиц, замещающих должности заместителей председателя Правительства Курской области с целью предоставления указанной должности ФИО1, отсутствуют.

 В судебном заседании так же установлено, что на момент обращения ФИО1 с заявлением в Администрацию Курской области, должность председателя комитета по экономике и развитию Курской области вакантной не являлась. Кроме того, содержание должностного регламента председателя комитета по экономике и развитию Курской области свидетельствует о неравнозначности данной должности ранее занимаемой ФИО1 должности заместителя Председателя Правительства Курской области, поскольку председатель указанного выше комитета работает под непосредственным руководством заместителя Председателя Правительства Курской области, в ведении которого находится Комитет по экономике и развитию Курской области.

 Проанализировав и сопоставив содержание должностных обязанностей заместителей Председателя Правительства Курской области, реестр должностей государственной службы Курской области, другие материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что вакантных равноценных по должностным обязанностям должности заместителя Председателя Правительства Курской области на момент обращения ФИО1 в Администрацию Курской области с соответствующим заявлением в Администрации Курской области не имелось.

 Доводы стороны истца о том, что Администрация Курской области в безусловном порядке обязана была предоставить ФИО1 ту же или равноценную должность, трудоустроив ее даже путем введения в структуру органов государственной власти Курской области новой должности, направлены, с учетом изложенного выше, на неверное толкование норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, а потому не могут быть признаны состоятельными.

 Установленные по делу фактические обстоятельства, позволяют суду сделать вывод о том, что нарушений норм законодательства при не предоставлении ФИО1 должности в Администрации Курской области после истечения срока полномочий истицы как члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ответчиком не допущено, а, следовательно, отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных истицей исковых требований, в том числе, производных от основного о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

 На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к <адрес> о признании незаконными действий, взыскании суммы, денежной компенсации морального вреда отказать.

 Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Курска с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Ленинского

районного суда г. Курска А.А.Палагина