Дело № 2-1312/2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2016 года село Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Буляккуловой Н.И.,
при секретаре Кесллер Л.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> о не соответствии трудовых обязанностей трудовой функции в должностной инструкции управляющего делами администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет, об исключении из должностной инструкции обязанностей по обеспечению деятельности Совета и председателя Совета сельского поселения и организации, координации деятельности администрации, о признании возложения на управляющего делами дополнительных трудовых обязанностей без произведения соответствующей оплаты, о произведении оплаты за выполненную дополнительную работу, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> о несоответствии трудовых обязанностей трудовой функции в должностной инструкции управляющего делами администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, об исключении из должностной инструкции обязанностей по обеспечению деятельности Совета и председателя совета сельского поселения и организации, координации деятельности администрации, о признании возложения на управляющего делами дополнительных трудовых обязанностей без произведения соответствующей оплаты, о произведении оплаты за выполненную дополнительную работу, компенсации морального вреда.
В обоснование иска ФИО1 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> Кебячевского сельского совета муниципального района <адрес>. Ее трудовая функция – управляющий делами администрации сельского поселения, вопреки этому в должностную инструкцию п.3.2 включили выполнение функции, возложенных на главу сельского поселения, по организации работы Совета. Деятельность главы сельского поселения и администрации не должна дублироваться и значит возложенные советом полномочия по деятельности Совета и председателя Совета не могут быть возложены на муниципального служащего администрации, а именно на управляющего делами, в связи с чем необходимо исключить п. 3.1 и п. 3.2, а именно деятельность, связанную с представительным органом. Должность управляющего делами не относится к таким должностям, обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Управляющие делами не может обеспечивать деятельность главы сельского поселения по руководству администрацией и координировать работу работников администрации по обеспечению деятельности Администрации, так как ни один муниципальный служащий не подчиняется управляющему делами. Более того, поручение, исходящее от управляющего делами муниципальному служащему не входящее в его должностные обязанности относится к нарушению этики поведения муниципального служащего. Управляющая делами может контролировать только задание, исходящее от самого главы сельского поселения, обеспечивающего деятельность администрации. В связи с чем, необходимо исключить из должностной инструкции абз. 2,7,23 п. 3.3. должностной инструкции. Считает, что все это время она выполняла и выполняет работу секретаря Совета, у которого оклад выше ее. Каждый год при сдаче отчетности Совета, администрация отчитывалась, что функция секретаря Совета исполняет управляющий делами. К тому же только с ДД.ММ.ГГГГ должность секретаря Совета сельского поселения была введена в Реестр должностей муниципальной службы <адрес>. Значит эти полномочия, не являлись трудовой функцией муниципальной службы, не являлись и не являются трудовой функцией управляющей делами. Между тем, неисполнение дополнительной трудовой обязанности означало привлечение к дисциплинарному взысканию. Морально, как измерить ущерб, определить не может. Просит суд:
- исключить из должностной инструкции управляющего делами администрации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ п. 3.1, п. 3.2, абз. 2, 7, 23 п. 3.3;
- признать работу, связанную с работой по обеспечению деятельности Совета дополнительной работой, не относящейся к трудовой функции управляющего делами;
- обязать ответчика произвести оплату за выполненную дополнительную работу за период и в размере на усмотрение суда;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере и на усмотрение суда.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в возражении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд оснований для удовлетворения искового заявления не находит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, истцом в материалы дела не представлено.
На основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
При этом работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и иным локальным нормативным актам, а также работник обязан подчиняться распоряжениям и указаниям работодателя, если при этом не нарушаются права работника.
Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии со ст. 6. Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Пунктом 2, 4 ч.1 ст. 12 предусмотрено, что муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.
Согласно ст. 34. Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята <данные изъяты> Кебячевского сельского совета муниципального образования (Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование Кебячевский сельсовет <адрес> переименовано в сельское поселение Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> с сохранением производственных отношений.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы сельского поселения №/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на муниципальную должность управляющим делами администрации сельского поселения и работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и ФИО1 заключен бессрочный трудовой договор, согласно которому служащий принимается на муниципальную службу и назначается на должность муниципальной службы управляющей делами администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
Согласно п. 4 трудового договора служащий обязан осуществлять полномочия в соответствии с должностной инструкцией, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий и т.д.
С трудовым договором ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Должностная инструкция управляющего делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> утверждена главой сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно должностной инструкции должность управляющего делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> относится к группе старших муниципальных должностей муниципальной службы (группе 2) по Реестру муниципальных должностей муниципальной службы в <адрес>.
Управляющий делами подчиняется главе сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>.
Согласно п. 1.4 должностной инструкции управляющий делами осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РБ, федеральными законами, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами РБ, Уставом, решениями Совета, Регламентом Совета, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения, настоящей инструкцией, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципального района, и поручениями главы сельского поселения.
В п. 3.1 должностной инструкции указано, что управляющий делами обеспечивает выполнение функций, возложенных на Совет и администрацию сельского поселения.
В п. 3.2 должностной инструкции указаны обязанности управляющего делами в целях обеспечения деятельности Совета.
В п. 3.3 должностной инструкции указаны обязанности управляющего делами в целях обеспечения деятельности Администрации, в частности: обеспечивает деятельность главы сельского поселения по руководству администрацией (абз. 2); координирует работу работников Администрации по обеспечению деятельности Администрации (абз. 7) и выполняет иные обязанности, связанные с организацией и обеспечением деятельности Администрации и главы сельского поселения (абз. 23).
С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись в должностной инструкции, каких либо указаний на несогласие не имеется.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным главой администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, работник обязан добросовестно выполнять должностные обязанности, определенные ему должностными инструкциями, трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Доводы ФИО1 о том, что деятельность главы сельского поселения и администрации не должна дублироваться и значит возложенные Советом полномочия по деятельности Совета и председателя совета не могут быть возложены на муниципального служащего администрации, а именно на управляющего делами, в связи с чем необходимо исключить п. 3.1, 3.2., а также абз. 2,7,23 п. 3.3 из должностной инструкции, суд считает необоснованными ввиду следующего.
Так, решением заседания Совета сельского поселения муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения муниципального района <адрес>.
Согласно ст. 17 Устава структуру органов местного самоуправления составляют:
-представительный орган Сельского поселения, именуемый Советом;
- глава Сельского поселения;
- администрация Сельского поселения, именуемая Администрацией.
Глава сельского поселения избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет Администрацию.
Организацию деятельности Совета осуществляет глава Сельского поселения (п. 12 ст. 17 Устава).
В соответствии со ст. 19 Устава Глава Сельского поселения является высшим должностным лицом Сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава сельского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Глава сельского поселения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом:
представляет Сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Сельского поселения;
подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом;
издает в пределах своих полномочий правовые акты;
вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета;
обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами РБ
Глава сельского поселения обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством РФ и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Сельского поселения.
Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности совета, подписывает решения Совета (п. 4 ст. 25 Устава).
Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>.
Статьей 99 Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, по поручению главы сельского поселения – иные работники Администрации.
В силу ст. 2 Регламента Совет сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> является представительным органом муниципального образования, осуществляющим на территории сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> полномочия по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 6 Регламента в соответствии с законодательством и Уставом глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета с правом решающего голоса и организует его работу.
Согласно должностной инструкции главы сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденной Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ глава сельского поселения в части исполнения полномочий председателя Совета и главы администрации Сельского поселения:
- представляет совет и администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- осуществляет взаимодействие Совета и Администрации с Советом и Администрацией муниципального района;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом и Администрацией;
- издает распоряжения постановления по вопросам организации деятельности Совета и Администрации.
- председательствует на заседаниях Совета;
- организует подготовку и проведение заседаний Совета, постоянных и иных комиссий Совета;
- вносит проекты решений Совета, организует подготовку к рассмотрению проектов Совета, внесенных иными субъектами правотворческой инициативы;
- организует делопроизводство Совета и Администрации, в том числе протоколирование заседаний совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий проведенных советом;
-осуществляет руководство работниками Администрации и т.д.
Таким образом, глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета, организует работу Совета, в том числе осуществляет руководство работниками, обеспечивающими деятельность Совета, руководит Администрацией, а управляющая делами обеспечивает деятельность главы сельского поселения по организации работы Совета и обеспечивает деятельность главы сельского поселения по руководству Администрацией.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что, подписав трудовой договор, должностную инструкцию, истец согласился со всеми условиями трудового договора и должностной инструкции, ознакомлен в сроки, предусмотренные законом, трудовой договор и должностная инструкция не противоречат нормам трудового законодательства.
Доводы ФИО1 о том, что между сторонами фактически сложились отношения по оплате за дополнительные трудовые обязанности, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит приведенным положениям правовых актов и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с гражданской службой, регулируются нормами также действующего трудового законодательства.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.
В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, в размере устанавливаемом дополнительным соглашением сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Из приведенных положений следует, что основанием выполнения дополнительного объема работ является соглашение работника и работодателя, которое должно быть выражено в письменной форме и содержать, в том числе, условие о размере доплаты.
Однако, доказательств этому в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, истцом в материалы дела не представлено.
Именно наличие указанного соглашения и факта выполненных в соответствии с этим соглашением работ влечет обязанность работодателя по оплате последних.
Отсутствие такого соглашения подтверждает отсутствие обязанности по выполнению дополнительных, по мнению истца, работ и, соответственно, права на получение оплаты за них.
Соглашение, как таковое, подразумевает выражение воли на его заключение всех участников соглашения.
Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией, которая является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
В должностной инструкции управляющего делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> конкретизированы должностные обязанности по занимаемой истцом должности.
Содержание, объем и порядок выполнения работ, определенных трудовым договором, ответчик конкретизировал в должностной инструкции. Как следует из материалов дела, именно эту работу ФИО1 и выполняла на протяжении всей трудовой деятельности в указанной должности. Ссылка истца на несогласие с п. 3.1, 3.2, абз. 2,7,23 п. 3.3 должностной инструкцией и отсутствие возможности выполнения предусмотренных данной инструкцией обязанностей, не соответствующих, по его мнению, трудовой функции, противоречат нормам законодательства о труде, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя согласовывать перечень должностных обязанностей с каждым работником, изложенное в должностной инструкции не является обоюдной волей сторон трудового договора, а предписывает работнику круг обязанностей.
В соответствии с действующим трудовым законодательством должностная инструкция является актом применения нормы права, а не нормативным правовым актом, инструментом организации труда в ее правовой форме, позволяет создать эффективную организацию трудовых отношений.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об исключении из должностной инструкции управляющего делами администрации, утвержденной 30.04.2006 г. п. 3.1, п. 3.2, абз. 2, 7, 23 п. 3.3, о признании работы, связанной с работой по обеспечению деятельности Совета дополнительной работой, не относящейся к трудовой функции управляющего делами; об обязывании ответчика произвести оплату за выполненную дополнительную работу за период и в размере на усмотрение суда, не имеется.
Отказывая в удовлетворении основных требований, оснований для удовлетворения требований о взыскании морального вреда у суда также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд с учетом вышеизложенных положений норм материального права и установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о том, что исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>
об исключении из должностной инструкции управляющего делами администрации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ п.3.1, п.3.2, абз.2, 7, 23 п.3.3,
признании работы, связанной с работой по обеспечению деятельности Совета дополнительной работой, не относящейсяк трудовой функции управляющего делами,
об обязании произведении оплаты за выполненную дополнительную работу,
компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца в апелляционном порядке со дня принятия его в окончательной форме через Гафурийский межрайонный суд.
Судья п/п Н.И. Буляккулова