Дело № 2-1313/13
Изготовлено 20 августа 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Великой М.Е.,
при секретаре Усановой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
15 августа 2013 года
гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о производстве перерасчета назначенной пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о производстве перерасчета назначенной пенсии.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является получателем пенсии по старости с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, при назначении которой ответчик исключил из ее трудового стажа периоды проживания с супругом-военнослужащим без возможности трудоустройства на территории Ливии в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; на территории республики Эстония в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; период военной службы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что она является супругой офицера запаса, который будучи военнослужащим, проходил военную службу, в т.ч. на территории Ливии и Эстонии. В указанные периоды с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА она проживала совместно с мужем, трудоустроиться не имела возможности, поэтому спорные периоды подлежат включению в ее стаж, поскольку на службу супруг был направлен Министерством Обороны СССР, давал присягу СССР, являлся военнослужащим Вооруженных Сил СССР. Кроме того, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА она проходила воинскую службу в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на территории республики Эстония под юрисдикцией России в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, т.е. являлась военнослужащей РСФСР в воинской части, которая дислоцировалась в г. Таллинне. Полагала, что включение спорных периодов в стаж, влияет на размер назначенной пенсии. Поэтому просила обязать ответчика включить в ее стаж период проживания с супругом военнослужащим без возможности трудоустройства на территории Ливии в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА;период проживания с супругом военнослужащим без возможности трудоустройства на территории Эстонии в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; период военной службы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в г. Таллинн, и произвести перерасчет назначенной пенсии.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в АДРЕС (межрайонное) по доверенностям ФИО2 и ФИО3 исковые требования не признали, пояснили, что правовых оснований для производства перерасчета пенсии истцу не имеется. Спорные периоды не подлежат включению в стаж истца, поскольку в указанное время истец приобрела стаж не на территории РСФСР. Кроме того, с Ливией у Российской Федерации отсутствуют договорные отношения в части пенсионного обеспечения. В настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 14.07.2011 года, основанный на пропорциональном принципе, в соответствии с которым каждое государство назначает и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на его территории, согласно положениям своего законодательства. Пенсия исчислена истцу в соответствии с положениями действующего законодательства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела,суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Спорные отношения сторон регулируются нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение, т.е. Конституцией Российской Федерации закреплено, что назначение государственных пенсий и социальных пособий осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 7 ФЗ № 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец является получателем трудовой пенсии по старости в связи с достижением 55-летнего возраста.
Истцом заявлены требования о включении в стаж периодов проживания с супругом военнослужащим без возможности трудоустройства в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на территории Ливии и на территории Эстонской республики с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Отказывая во включении указанных периодов в стаж истца, пенсионный орган исходит из того, что стаж ФИО1 был приобретен не на территории РСФСФ (Российской Федерации). Кроме того, с Ливией у Российской Федерации отсутствует действующий договор,регулирующий сотрудничество в области пенсионного обеспечения.
С указанными доводами ответчика суд не соглашается, поскольку из выписки из личного дела офицера запаса ФИО, выданной Военным комиссариатом Ярославской области по Кировскому,Красноперекопскому и Фрунзенскому районам г. Ярославль, усматривается, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА супруг истца проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах под юрисдикцией России в распоряжении ГУ ГШ ВС СССР на территории Ливии. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО также проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах под юрисдикцией России на территории республики Эстония, являясь начальником штаба-заместителем командира дивизиона в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в г. Таллинн.
У суда отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам, подтверждающим прохождение супругом истца действительной военной службы в вооруженных силах СССР. Каких-либо иных сведений, подтверждающих обратное, суду не представлено.
Справка, выданная Военным комиссариатом Ярославской области по Кировскому, Красноперекопскому и Фрунзенскому районам г. Ярославль, указывает на то, что во время прохождения ФИО действительной военной службы с ним в спорные периоды времени проживала супруга ФИО1( л.д. 12).
В соответствии с п.п. 7 ч.1 ст. 11 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
В силу ч. 4 ст. 10 ФЗ « О статусе военнослужащих» супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей.
В указанный период времени действовал Закон РСФСР от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР», которым также было предусмотрено включение в общий трудовой стаж проживание жен военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства ( п «г» ч.1 ст. 92 )
Таким образом, периоды проживания истца с супругом-военнослужащим подлежат включению в страховой стаж ФИО1
В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО1 проходила действительную военную службу в воинской части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которая дислоцировалась в г. Таллинн Эстонской республики, что подтверждается данными, имеющимися в военном билете и трудовой книжке истца.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию,гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» Республика Эстония не подписала, т.е. Республика Эстония не является участником данного соглашения.
В соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших на РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г. (в том числе Эстонская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92 г., после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РСФСР".
Названная статья 89 регулирует вопрос включения определенных видов работ в общий трудовой стаж.
Согласно ст. 90 Закона РСФСР от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона РСФСР от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РСФСР".
Положения ст. 11 ФЗ « Закона о трудовых пенсиях в РФ» также предусматривают включение в страховой стаж периода прохождения военной службы.
Из представленных суду доказательств усматривается, что истец проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах под юрисдикцией России в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в г. Таллинн республики Эстония, следовательно период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежит включению в общий страховой стаж истца в соответствии со ст. 89, 90 Закона РСФСР от 20.11.90 г. «О государственных пенсиях в РСФСР».
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" если международным договором РФ установлены иные правила,чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Согласно п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Иное толкование указанной нормы закона приведет к нарушению пенсионных прав граждан, которые в период осуществления трудовой деятельности на территории РСФСР и ЭССР имели право на пенсию по старости и вправе рассчитывать на гарантированное государством, в тот период времени, пенсионное обеспечение вне зависимости от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П и от 3 Июня 2004 г. N 11-П, согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса,приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Суд не соглашается с позицией ответчика в части того, что спорные периоды не подлежат включению в стаж, т.к. были приобретены истцом не на территории РФ. Несмотря на то, что воинские части, в которых проходили службу супруги Ч-вы, дислоцировались на территории Ливии и Эстонской республики, на них распространялась юрисдикция СССР и в дальнейшем РСФСР, РФ. На военную службу ФИО был направлен не указанными государствами, а Министерством обороны РФ, что позволяет суду сделать вывод о приобретении истцом стажа на территории РФ.
В силу п. 3 ст. 5 Договора если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Следовательно, исходя из смысла вышеуказанной нормы права данные периоды должны суммироваться. Более того, такое суммирование пенсионного стажа согласуется и с положениями п. 4 ст. 5 Договора, согласно которому в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
Доводы ответчика о том, что периоды военной службы и проживания истца с супругом- военнослужащим в Эстонской ССР не подлежат включению в страховой стаж, поскольку отсутствовали необходимые правовые договоренности союзных государств, не основаны на законе и не могут быть приняты во внимание, т.к. спорными периодами являются периоды до 1991 года, то есть в период действия нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение на всей территории СССР.
Таким образом, ФИО1 в отдельные периоды с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА приобрела страховой стаж на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством, международными актами имеет право на включение этих периодов в стаж наравне с другими гражданами Российской Федерации.
Согласно п.1. ст. 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Поэтому суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по перерасчету размера пенсии ФИО1, начиная с момента назначения, т.е. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с тем, что страховой стаж истца изменился в сторону увеличения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку исковые требования ФИО1 удовлетворены судом частично, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере ..., расходы по оказанию юридических услуг, связанных с составлением искового заявления, в размере ....
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) включить в общий страховой стаж ФИО1:
-период проживания с супругом военнослужащим без возможности трудоустройства на территории Ливии в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА;
- период проживания с супругом военнослужащим без возможности трудоустройства на территории бывшей ЭССР в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА;
- период военной службы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) произвести перерасчет пенсии, назначенной ФИО1, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оказанию юридических услуг-..., расходы по оплате госпошлины-..., всего взыскать ....
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля
Судья М.Е. Великая