ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1313/14 от 06.05.2014 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

 Дело №2-1313/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 мая 2014 года город Орел

 Советский районный суд города Орла в составе

 председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

 при секретаре Гришаковой А.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. к администрации г. Орла о признании бездействия незаконным и взыскании материального ущерба,

 УСТАНОВИЛ:

 Тарелина И.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. обратились в суд с иском к администрации г. Орла, Финансовому управлению администрации г.Орла о признании бездействия незаконным и взыскании материального ущерба. В обоснование требований указали, что истцы являются нуждающимися в жилом помещении и участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГ. В соответствие с условиями этой программы им предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГ истцами был открыт банковский счет для получения социальной выплаты на приобретение жилья в <данные изъяты>».

 ДД.ММ.ГГ истцами был заключен договор купли-продажи квартиры. Согласно условий договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, сумма в размере <данные изъяты> оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья согласно свидетельству о праве получения социальных выплат от ДД.ММ.ГГ в течение 3 дней с момента предъявления договора и свидетельства о праве собственности в <данные изъяты>».

 До настоящего времени ответчик не перечислил денежные средства, в связи с чем истцы обратились с заявлением в администрацию г. Орла о производстве выплаты. В ответе от ДД.ММ.ГГ истцам было отказано в перечислении социальной выплаты на основании того, что денежные средства возвращены в бюджет Орловской области.

 Просят суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла, выразившееся в не перечислении социальной выплаты на приобретение жилья на банковский счет истцов, взыскать с администрации г.Орла за счет казны муниципального образования «Город Орел» в пользу истцов материальный ущерб в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, обратить принятое решение к немедленному исполнению.

 В судебном заседании истцы Тарелина И.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. исковые требования уточнили, окончательно просили суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла, выразившееся в не перечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на банковский счет истцов; взыскать с администрации г.Орла в пользу истцов материальный ущерб в размере <данные изъяты>, перечислив указанные денежные средства на именной блокированный счет №№***, открытый на имя Тарелиной И.А. ДД.ММ.ГГ. в Орловском Региональном филиале <данные изъяты>»; взыскать с администрации г.Орла в пользу истцов расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>, перечислив денежные средства на именной блокированный счет №№*** открытый на имя Тарелиной И.А. ДД.ММ.ГГ. в Орловском Региональном филиале <данные изъяты>», а также просили обратить принятое решение к немедленному исполнению.

 Представители ответчика администрации г. Орла по доверенностям Карасева Е.В., Куличкова М.А. исковые требования не признали, пояснив, что администрация города Орла неоднократно информировала о необходимости в неиспользованных в ДД.ММ.ГГ межбюджетных трансфертах, однако, Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, Департаментом финансов Орловской области, несмотря на потребность муниципального образования «Город Орел», данное решение в отношении средств областного бюджета не приняли, субсидия не возращена в бюджет г. Орла, в связи с чем, возможность перечислить средства субсидии в банк в полном объеме (с учетом средств федерального и областного бюджета) у органам местного самоуправления отсутствует. Указанные денежные средства носили целевой характер и не могли быть использованы на иные цели.

 Также представили письменные возражения по делу.

 В судебном заседании представитель Финансового управления администрации г.Орла по доверенности Куличкова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителей администрации г.Орла.

 Представители третьих лиц Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Департамента финансов Орловской области по доверенностям Беляков А.В., Кондрашова О.В. возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Департаменты в рамках своей компетенции не нарушали прав истца в получении социальной выплаты, надлежащим ответчиком является администрация г.Орла, поскольку ею нарушен порядок завершения финансового года.

 Также представили письменные возражения по делу.

 В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты>» по доверенности Шпилев А.И. не возражал против удовлетворения исковых требований Тарелиных.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования Тарелиных подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 15, ст.16 ГК РФ закреплено право лица требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в том числе, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) органов власти.

 В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

 Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, долгосрочной областной программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 03.08.2010 г.    №286, долгосрочной муниципальной целевой
программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-
2015 годы», утв. постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 года №2253, регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Согласно программе, основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), средства бюджета Орловской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

 В соответствии с разделом VI. Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.

 Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.

 В силу п. 35 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013 г.) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

 В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья».

 В соответствии с п. 40 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

 В соответствии с п.п. 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 года № 520 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы» право молодой семьи - участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.

 Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

 В соответствии с пп. 34-35 Правил Молодая семья - распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

 Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования, орган местного самоуправления которого включил молодую семью - участника в список участников на получение социальной выплаты.

 Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

 Молодые семьи — участники могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.

 Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей — участников по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

 В судебном заседании установлено, что семья Тарелиной И.А. (она, супруг А.Е., сын М.А., дочь С.А.) признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации г.Орла №№*** от ДД.ММ.ГГ.

 Истцы являются участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты> №№***.

 ДД.ММ.ГГ. постановлением администрации города Орла №№*** утвержден список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы», имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (п.33) семья Тарелиной И.А. имеет право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере <данные изъяты>, и средств городского бюджета в размере <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ Тарелиной И.А. был открыт банковский счет в <данные изъяты>» для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

 Заявка на перечисление бюджетных средств от <данные изъяты>» в администрацию города Орла была направлена ДД.ММ.ГГ.

 ДД.ММ.ГГ между Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, и в дальнейшем истцами были получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

 Согласно п. 5 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, сумма в размере <данные изъяты> оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья в течение 3 дней после предъявления договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности.

 До настоящего времени ответчик не перечислил денежные средства, в связи с чем истцы обратились с заявлением в администрацию <...> о производстве выплаты.

 В ответе администрации №Т-1233 от 11.03.2014г. Тарелиной И.А. было отказано в перечислении социальной выплаты.

 Между тем, согласно материалов гражданского дела, а также пояснениям участников процесса, во исполнение постановления Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ № №*** «О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в 2013 году» Департаментом образования и молодежной политики <...> были доведены лимиты бюджетных обязательств администрации города Орла в сумме <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> - средства федерального бюджета для софинансирования социальных выплат молодым семьям.

 В соответствии с соглашением № №*** от ДД.ММ.ГГ «О предоставлении в 2013 году субсидии Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Орёл» Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы» Департамент перечислил из областного бюджета бюджету г. Орла на единый счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Орла, субсидию в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета. Указанные средства были перечислены на счет Администрации города Орла в полном объеме.

 На основании пп. 3.3. Соглашения администрация обязуется произвести выдачу свидетельств молодым семьям в 2013 году, производить перечисление средств социальных выплат на банковские счета участников программы, обеспечить целевое, своевременное и полное использование средств областного и федерального бюджета в соответствии с условиями Программы.

 По состоянию на ДД.ММ.ГГ 24 молодые семьи освоили средства социальной выплаты в полном объеме. 11 молодых семей планировали освоение средств после ДД.ММ.ГГ.

 Остаток средств субсидии, предоставленной администрации г. Орла в ДД.ММ.ГГ, для софинансирования социальных выплат молодым семьям, получившим свидетельства в ДД.ММ.ГГ и не реализовавшим свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства бюджета <...>.

 В соответствие со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом. Финансовым органом Орловской области, устанавливающим порядок завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ является Департамент финансов Орловской области.

 В целях утверждения порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ Департаментом финансов Орловской области был утвержден приказ Департамента финансов Орловской области от 9 декабря 2013 года № 712 «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году».

 Согласно пп. 4 п. 2. Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утвержденного Приказом Департамента финансов Орловской области от 9 декабря 2013 года № 712, финансовые органы муниципальных образований в течение первых пяти рабочих дней 2014 года возвращают межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение и неиспользованные в текущем финансовом году, на лицевые счета главных администраторов доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из бюджета которого были предоставлены целевые средства.

 В нарушение вышеуказанной нормы, администрация города Орла осуществила возврат средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей ДД.ММ.ГГ.

 В результате возврата, кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в ДД.ММ.ГГ, было произведено не в полном объеме. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования ДД.ММ.ГГ не подтвержденные кассовыми расходами, прекратили свое действие ДД.ММ.ГГ.

 ДД.ММ.ГГ за № №*** в адрес Департамента финансов Орловской области поступило письмо заместителя главы администрации г. Орла А. С. Бойко с просьбой возврата остатка субсидии администрации г. Орла в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства федерального бюджета, <данные изъяты> - средства областного бюджета.

 В ответ на данное письмо администрации г. Орла были даны письменные разъяснения о нарушении порядка завершения финансового года и невозможности перечисления средств областного бюджета в сумме <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ администрация г. Орла обратилась в адрес временно исполняющего обязанности Губернатора Орловской области В.В. Потомского с просьбой вернуть остаток субсидии.

 Главе администрации г. Орла был направлен официальный ответ Департамента (письмо Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 13 марта 2014 года № 6-2628) с разъяснениями о нарушении, допущенном администрацией г. Орла и о невозможности возврата остатка субсидии за счет средств областного бюджета.

 Таким образом, организация работы по выдаче свидетельств молодым семьям, а так же перечисление средств социальных выплат на банковские счета участников Программы в счет оплаты части договора купли-продажи семьи истца находится в компетенции администрации г. Орла. Право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы предоставила истцам администрация г. Орла.

 В соответствии с пп. 6.1. Соглашения ответственность за нецелевое использование выделенных субсидий и другие нарушения бюджетного законодательства несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Следовательно, нарушение законного права истца заключается в бездействии администрации г. Орла, выраженном в не перечислении средств социальной выплаты на банковский счет истца в счет погашения части цены договора купли-продажи, в связи с чем требования Тарелиных о признании незаконным бездействия администрации г. Орла подлежат удовлетворению.

 Также подлежат удовлетворению и заявленные исковые требования Тарелиных о взыскании с администрации г.Орла в пользу Тарелиной И.А. материального ущерба в размере <данные изъяты>, путем перечисления указанных денежных средств на именной блокированный счет №№***, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>

 В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

 С учетом конкретных обстоятельств дела, позиции истцов, суд полагает необходимым обратить решение в части перечисления денежных средств на именной блокированный счет, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>» в размере <данные изъяты> к немедленному исполнению.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика с пользу истцов подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, с учетом позиции истцов суд также полагает взыскать данные расходы путем перечисления денежных средств на именной блокированный счет №№***, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. к администрации <...> о признании бездействия незаконным и взыскании материального ущерба удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации <...> по не перечислению социальной выплаты на приобретение жилья на банковский счет истцов, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>».

 Взыскать с администрации <...> в пользу Тарелиной И.А., действующей также в интересах несовершеннолетних М.А.,С.А.,А.Е. материальный ущерб в размере <данные изъяты>, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, перечислив указанные денежные средства на именной блокированный счет №№***, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>».

 Решение в части перечисления денежных средств на именной блокированный счет №№***, открытый на имя Тарелиной И.А. в Орловском региональном филиале <данные изъяты>» в размере <данные изъяты> обратить к немедленному исполнению.

 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд в месячный срок со дня изготовления полного текста решения.

 Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГ.

 Председательствующий: