Дело № 2-1313/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Казаковой О.Н.,
при секретаре Коротовской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области», Министерству внутренних дел Российской Федерации, управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЕАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО», МВД Российской Федерации, УМВД России по ЕАО о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование указал, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об обороте оружия выявлены нарушения в данной сфере правоотношений. Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях (далее - Правила). Исходя из п. 18 Правил, требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций. В соответствии с п. 1.1 приказа МВД России от 12.01.2009 № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Склад вооружения УМВД России по ЕАО, расположенный по адресу: <адрес>, закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО». Проведенной прокуратурой области проверкой установлено несоблюдение отдельных требований Инструкции. Запретная зона вокруг склада вооружения оборудована ненадлежащим образом: отсутствуют основные ограждения высотой 3 м с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна, а также датчики обнаружения запретной зоны; указатели с надписью «Запретная зона», «Проход (проезд) запрещен» установлены без соблюдения предъявляемого требования к расстоянию между ними. Наружная металлическая дверь склада вооружения не оборудована внутренними запорами. Также склад вооружения не оборудован внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 100x100 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной. Место хранения пистолетов (револьверов) не выгорожено полностью металлической решеткой. 21.12.2018 в адрес начальника УМВД России по ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства об обороте оружия. ДД.ММ.ГГГГ поступил дополнительный ответ, из которого следует, что требования указанного представления прокуратуры области фактически не исполнены, вышеперечисленные нарушения законодательства об обороте оружия не устранены. На основании п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Учредителем ФКУ «ЦХСО УМВД РФ по ЕАО» является МВД Российской Федерации. Исходя из устава ФКУ «ЦХСО УМВД РФ по ЕАО», данное учреждение находится в подчинении УМВД России по ЕАО. Просит обязать ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО»:
- оборудовать запретную зону вокруг склада вооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 146 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.01.2009 № 13;
- наружную металлическую дверь склада вооружения, расположенного по адресу: <адрес>, оборудовать внутренними запорами;
- оборудовать склад вооружения, расположенный по вышеуказанному адресу, внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 100x100 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной;
- выгородить на складе вооружения место хранения пистолетов (револьверов) металлической решеткой.
При недостаточности денежных средств у ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» субсидиарно ответственность по оборудованию запретной зоны вокруг склада вооружения, расположенного по адресу: <адрес> а также оборудованию наружной металлической двери склада вооружения внутренними запорами, оборудованию склада вооружения внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 100x100 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной, выгораживанию на складе вооружения места хранения пистолетов (револьверов) металлической решеткой возложить на МВД Российской Федерации и УМВД России по ЕАО.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора ЕАО ФИО1 частично поддержал заявленные требования. Настаивал на удовлетворении иска в части возложения на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» обязанности оборудовать запретную зону вокруг склада вооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 146 Инструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также в части возложения на МВД России и УМВД России по ЕАО субсидиарной ответственности по финансированию указанных мероприятий. Просил принять отказ от требований по оборудованию наружной металлической двери склада внутренними запорами, по оборудованию склада внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 100x100 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной, и от требований выгородить на складе вооружения место хранения пистолетов (револьверов) металлической решеткой. Указанные требования ответчиком исполнены добровольно.
Судом истцу разъяснены положения ст.ст. 220, 221 ГПК РФ.
Представители ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» ФИО2, ФИО3 признали иск. Пояснили, что к ДД.ММ.ГГГГ запретная зона вокруг склада вооружения будет оборудована в соответствии с требованиями закона. Иные требования, заявленные прокурором ЕАО, в настоящее время исполнены. Не возражали принять частичный отказ от заявленных требований.
Представитель МВД России, УМВД России по ЕАО ФИО4 по заявленным требованиям указала, что УМВД России по ЕАО не занимается финансированием деятельности учреждения, возражала относительно возложения на данное юридическое лицо субсидиарной ответственности. По остальным требованиям и частичному отказу от иска возражений не представила.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314, определено, что хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.
Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.
В целях реализации указанных требований, приказом МВД России от 12.01.2009 № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации.
Именно эта инструкция определяет порядок хранения и обеспечения сохранности оружия и боеприпасов, специальных средств, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России, а также порядок хранения изъятых, добровольно сданных, найденных оружия, патронов к нему, боеприпасов, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России (пункт 1 Инструкции).
Кроме того, пунктами 145, 146, 159 названной Инструкции определено, что вокруг склада вооружения должна быть оборудована запретная зона, включающая в себя основные ограждения высотой три метра с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна, ограждение внутренней запретной зоны высотой 1,5 метра, выполненной из металлической сетки. На основном ограждении. На расстоянии 10-15 метров один от другого и на высоте 1,5 м должны устанавливаться указатели с надписью «Запретная зона», «Проход (проезд) запрещен».
Складские помещения вооружения оборудуются двойными дверями (внутренняя дверь в виде металлической решетки с ячейками 150х150 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм). Двери хранилищ должны открываться наружу или быть раздвижными. На дверях хранилищ должны быть внутренние запоры и два наружных замка.
Также место хранения пистолетов (револьверов) в хранилище должно быть выгорожено металлической решеткой, дверь должна закрываться на два замка.
Судом установлено, что нежилое помещение (материальный склад), расположенное по адресу: <адрес>,является собственностью Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ за ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» зарегистрировано право оперативного управления названным недвижимым имуществом.
Из представленных стороной ответчика письменных доказательств усматривается, что на дату рассмотрения спора материальный склад вооружения оборудован наружной металлической дверью с внутренними запорами, внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 150x150 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной, на складе выгорожено место хранения пистолетов (револьверов) металлической решеткой.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Учитывая добровольное волеизъявление истца, не намеренного продолжать дальнейшее разбирательство по вышеуказанным требованиям, наличие доказательств добровольного их исполнения ответчиком, суд считает возможным принять отказ истца от заявленных требований, так как это не противоречит закону, не нарушает прав сторон и третьих лиц. В данной части производство по делу подлежит прекращению.
Доказательств исполнения ответчиком требований закона в части оборудования запретной зоны основным ограждением высотой три метра с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна, ограждения внутренней запретной зоны высотой 1,5 метра, выполненной из металлической сетки, суду не представлено.
Вместе с тем, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» принимаются меры для исполнения требований закона по надлежащему оборудованию запретной зоны склада – ведется работа по разработке проектной документации, составлению локально-сметного расчета для определения стоимости работ. Препятствием является отсутствие финансирования учреждения на данные цели.
В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Как следует из устава ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО», учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия которого осуществляет МВД России. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Источниками финансового обеспечения учреждения являются средства федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценивая в совокупности установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к убеждению, что обязанность по устранению нарушений требований законодательства об обороте оружия по оборудованию запретной зоны вокруг склада вооружения основным ограждением высотой три метра с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна, а также выполнению ограждения внутренней запретной зоны высотой 1,5 метра с применением металлической сетки должна быть возложена на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО» в силу вышеприведенных требований закона.
При этом, на основании ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, на МВД России следует возложить обязанность выделить учреждению денежные средства для проведения работ при недостаточности у последних денежных средств на указанные цели.
УМВД России по ЕАО является ненадлежащим ответчиком по делу, не может нести ответственность, как самостоятельную, так и субсидиарную по заявленным требованиям ввиду того, что не является ни учредителем, ни собственником имущества ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по ЕАО». Следовательно, в удовлетворении иска прокурора ЕАО к УМВД России по ЕАО необходимо отказать.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения возложенной судом обязанности, суд соглашается с позицией сторон об установлении срока до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку строительные работы выполняются на основании проектно-сметной документации, для разработки которой необходимы бюджетные средства и проведение процедуры государственных закупок, с учетом необходимости последующего финансирования и проведения государственных закупок на выполнение работ по строительству и времени, необходимого для завершения строительства. Исходя из объема необходимых работ по устранению нарушений требований закона об обороте оружия, учитывая действующий порядок финансирования казенных учреждений, исходя из сроков и порядка формирования бюджета, суд считает необходимым установить данный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области», Министерству внутренних дел Российской Федерации, управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить на федеральное казенное учреждение ««Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать запретную зону вокруг склада вооружения, расположенного по адресу: <адрес>, основным ограждением высотой три метра с сигнально заградительным козырьком по верху и блокировкой полотна, а также выполнить ограждение внутренней запретной зоны высотой полтора метра с применением металлической сетки.
При недостаточности у федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» денежных средств на проведение вышеуказанных работ, обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» о возложении обязанности оборудовать наружную металлическую дверь склада вооружения внутренними запорами, оборудовать склад вооружения внутренней дверью в виде металлической решетки с ячейками 100х100 мм и с толщиной прутьев не менее 16 мм, открывающейся наружу или раздвижной, выгородить на складе вооружения место хранения пистолетов (револьверов) металлической решеткой – прекратить в связи с отказом истца от заявленных требований.
Разъяснить истцу, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Иск прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о возложении субсидиарной ответственности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Н. Казакова