ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1313/2018 от 17.05.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

№ 2-1313/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Бурдаевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нарановича А.Е. к УМВД России по Омской области о возложении обязанности по произведению перерасчета выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии,

Установил:

Наранович А.Е. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Органах внутренних дел, начиная с должности стажера по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>.

На основании приказа л/с контракт с Нарановичем А.Е. был расторгнут, он был уволен из органов внутренних дел в должности старшего прапорщика внутренней службы техника (связи) отдела специальной техники Центра информационных технологий, связи и защиты информации УМВД России по Омской области по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении - 23 года 04 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 24 года 01 месяц 24 дня, однако расчет истцу выдан не был, в приказе лишь указана итоговая выслуга лет.

В льготное исчисление стажа не вошли периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868, отсутствуют занимаемые должности. С указанным расчетом исчисления стажа истец не согласен, полагает он основан на неправильном толковании норм права. Просил произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, включить периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом представленных дополнений, просил произвести перерасчет с момента, с которого возникло право на получение пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, представитель истца в судебном заседании просили требования иска удовлетворить, поскольку в спорные периоды в обязанности истца входили функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Представитель ответчика – Бельгибаев Н.М., по доверенности, доводы отзыва поддержал.

В отзыве указал, что в соответствии с ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «г» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержден приказом МВД России от 20 декабря 1016 г. № 868 (далее - Перечень должностей).

Таким образом, правом на льготное исчисление выслуги обладают только сотрудники, замещающие должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, поименованные в Перечне должностей и с 01.01.2001 года.

Согласно исковому заявлению спорным периодом исчисления выслуги лет являлся период прохождения службы истца в должностях: стажер по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера-водителя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, спорный период службы истца до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством не подлежит исчислению льготно один месяц службы за полтора месяца. Наименование же должностей, в которых проходил службу истец, после ДД.ММ.ГГГГ не соответствует дословно должностям, поименованным в Перечне должностей.

Согласно п. 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Следовательно, поскольку конкретной нормы права, предусматривающей льготное исчисление службы в вышеуказанных должностях нет, у УМВД <данные изъяты> в настоящее время отсутствуют правовые основания для исчисления спорного периода службы истца в льготном исчислении. На основании изложенного просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ На основании приказа л/с контракт с Нарановичем А.Е. был расторгнут, уволен из органов внутренних дел в должности старшего прапорщика внутренней службы техника (связи) отдела специальной техники Центра информационных технологий, связи и защиты информации УМВД <данные изъяты> по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении - 23 года 04 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 24 года 01 месяц 24 дня.

Не согласившись с исчислением льготного стажа, истец обратился к ответчику по вопросу перерасчета выслуги лет один месяц службы за полтора месяца за периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Сотрудниками УМВД России по Омской области истцу отказано в перерасчете стажа в льготном исчислении, со ссылкой на отсутствие в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 г. № 45420) должностей, соответствующих наименованию должности истца, занимаемых им в вышеназванные периоды.

Полагая отказ УМВД России по Омской области незаконным, истец обратился в суд с названными требованиями.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии согласно пп. а ст. 13 названного Закона засчитывается, в числе прочего, нахождение на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел. Абзацем 2 и 3 названной статьи установлено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. № 690 пп. «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 был дополнен абзацем, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы, в частности офицерам, проходившим службу в органах внутренних дел, засчитываются один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.

В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.11.2003 г. № 684 «О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 абзац 45 пп. «г» п. 3 Порядка был изложен в следующей редакции: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Указанное Постановление вступило в силу 26 ноября 2003 г.

Таким образом, до 26.11.2003 г. при отсутствии Перечня должностей и условий, определяемых МВД России, правом на определение выслуги лет для назначения пенсий после увольнения со службы в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца обладали, в частности, офицеры, проходившие службу в органах внутренних дел в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, истец проходил службу в должностях: стажера по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера-водителя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Из представленных в материалы дела должностных инструкций: милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>; милиционера-водителя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>; старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты> следует, что в число должностных обязанностей по занимаемой истцом должности входило непосредственное выполнение функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Принимая во внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в должности, выполнение обязанностей по которой связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность включить указанный выше период в выслугу лет истца в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения (с ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы ответчика о том, что должность истца в спорные периоды не соответствует дословно должностям, поименованным в перечне должностей, суд находит несостоятельными, поскольку в спорные периоды для льготного исчисления выслуги лет законодательство предусматривало необходимость выполнения сотрудником ОВД лишь определенных функций. Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, был утвержден позднее - приказом МВД России от 09.10.2004 г. № 640 и вступил в силу только 14.11.2004 г.

Относительно периода до 01.01.2001 г., суд приходит к следующему.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права. Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет непосредственное значение в юридической практике для правильной реализации правовых норм.

Действие нормативного правового акта во времени это время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих:

а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»); г) возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»).

С началом действия нормативно-правового акта вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все. Вопрос о том, как вступает закон, иной правовой акт в силу, является принципиально важным.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: а) с момента принятия;б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц - применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. По общему правилу нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве).

Таким образом, в гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст. 4 Гражданского кодекса РФ), а обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые есть прямое указание в специальном законе.

Ст. 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части исчисления стажа в льготном исчислении в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты> (стажера (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера-водителя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), поскольку нормативно-правовой акт подлежит применению к правоотношениям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ, и не содержит сведений о распространении его на отношения, возникшие до введения его в действие.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление министерства внутренних дел России по Омской области засчитать в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы Нарановича А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований истцу отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Мезенцева О.П.

Мотивированное решение

изготовлено 22.05.2018 г.