Дело №2-1314 (2016 г.)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» декабря 2016 г. с. Кондоль
Пензенский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области о понуждении к проведению оценки технического состояния дорог и оформлению технических паспортов на дороги местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Действующее законодательство Российской Федерации в отношении автомобильных дорог и дорожной деятельности в системном толковании с пунктом 1.2 Типовой инструкции не содержит каких-либо исключений или оговорок, в том числе, и в отношении грунтовых дорог.
Кадастровый паспорт и технический план дороги местного значения необходимы для регистрации права собственности муниципальной администрации на данный объект недвижимости, в то время как технический паспорт на дорогу (приложение 23 к Типовой инструкции) включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги.
При этом согласно пункту 2.9 Типовой инструкции в паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января текущего года.
Вместе с тем, установлено, что в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящиеся в реестре муниципальной собственности Ленинского сельсовета: дорога к кладбищу <...> от ул. Элеваторная, 38 до ул. Железнодорожников, 11 ст. Ардым, ул. Новая <...> Ленинского сельсовета оценка технического состояния не проводилась, технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», не оформлялись.
21.04.2016 прокуратурой района в том числе по вышеизложенным фактам главе администрации Ленинского сельсовета внесено представление. Невыполнение требований федерального законодательства в части отсутствия технических планов, а также не проведения оценки технического состояния дорог местного значения влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор вправе обраться в суд в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области провести оценку технического состояния дорог, оформить технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» на дороги местного значения, находящиеся в реестре муниципальной собственности Ленинского сельсовета: дорога к кладбищу <...> от ул. Элеваторная, 38 до ул. Железнодорожников, 11 ст. Ардым, ул. Новая <...>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Андриянова Е.А. на заявленных требованиях настаивала, дала объяснения по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области глава администрации ФИО1 о месте и времени судебного заседания надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Выслушав старшего помощника прокурора Пензенского района Андриянову Е.А., изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Действующее законодательство Российской Федерации в отношении автомобильных дорог и дорожной деятельности в системном толковании с пунктом 1.2 Типовой инструкции не содержит каких-либо исключений или оговорок, в том числе, и в отношении грунтовых дорог.
Кадастровый паспорт и технический план дороги местного значения необходимы для регистрации права собственности муниципальной администрации на данный объект недвижимости, в то время как технический паспорт на дорогу (приложение 23 к Типовой инструкции) включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги.
При этом согласно пункту 2.9 Типовой инструкции в паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января текущего года.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела на территории Администрации Ленинского сельсовета в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности Ленинского сельсовета: дорога к кладбищу <...> от ул. Элеваторная, 38 до ул. Железнодорожников, 11 ст. Ардым; ул. Новая с. Колюпановка и ул. Зеленая с. Колюпановка администрацией Ленинского сельсовета оценка технического состояния не проводилась, технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», не оформлялись.
Невыполнение требований федерального законодательства в части отсутствия технических планов, а также не проведения оценки технического состояния дорог местного значения влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.
В связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области о понуждении к проведению оценки технического состояния дорог и оформлению технических паспортов на дороги местного значения, удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области провести оценку технического состояния дорог, оформить технические паспорта, предусмотренные «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» на дороги местного значения, находящиеся в реестре муниципальной собственности Ленинского сельсовета: дорога к кладбищу <...> от ул. Элеваторная, 38 до ул. Железнодорожников, 11 ст. Ардым; ул. Новая с. Колюпановка и ул. Зеленая с. Колюпановка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца через Пензенский районный суд.
Председательствующий