Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 года
Дело № 2-1314/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Морозовой И.Ю.,
при секретаре Величко Е.М.,
с участием
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании компенсации за сверхурочную работу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК СФ», филиал «1 ФЭС») о взыскании компенсации за сверхурочную работу. В обоснование заявленных требований указал, что работает в № отряде судов обеспечения флота в должности <данные изъяты> на «<данные изъяты>», написал заявление на отпуск с последующим увольнением 08.04.2018, а также заявление об оплате выходных дней в количестве 467 часов. Начальник 566 отряда судов обеспечения флота (далее – № ОСО) издал приказ № от 06.02.2018, на основании которого истцу полагалась выплата компенсации за сверхурочную работу. № отряд судов обеспечения флота не имеет собственного финансового органа и состоит на финансовом обеспечении в филиале ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС», куда и был направлен приказ для исполнения, вместе с тем, руководство ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС», не исполнило данный приказ в полном объеме, а произвело выплату компенсации лишь за 120 часов сверхурочной работы. Считает, что невыплата заработной платы в виде оплаты времени сверхурочной работы за период с 15.02.2017 по 13.02.2018 в количестве 347 часов, нарушает требования статьи 140 ТК РФ. Просит суд взыскать с ответчика заработную плату за время сверхурочной работы в количестве 347 часов в размере 78075 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика заработную плату за время сверхурочной работы в количестве 347 часов в сумме 78479 рублей 44 копейки, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя. В предыдущем судебном заседании на требованиях настаивал, пояснил, что в период с июня 2017 года по ноябрь 2017 года находился в морском рейсе, регулярно привлекался к несению вахт, в связи с чем образовалось большое количество часов переработки. Дополнительные дни отдыха за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени ему не предоставлялись, с заявлениями о предоставлении за спорные часы сверхурочной работы дополнительных дней отдыха он не обращался. При увольнении также не обратился с заявлением о присоединении указанных дней отдыха к ежегодному отпуску, поскольку ему нужно было срочно увольняться для трудоустройства на другую работу.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что истцу не предоставлялись дополнительные дни отдыха в период работы, так как это было невозможно по условиям работы. Количество сверхурочных часов было определено капитаном судна на основании табелей учета рабочего времени, на основании рапорта капитана начальником № ОСО был издан приказ об уплате указанного времени сверхурочных работ. Полагал, что ответчиком неправомерно произведена оплата лишь 120 часов сверхурочных работ, так как при увольнении с истцом необходимо было произвести полный расчет.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» в лице филиала «1 ФЭС» ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с иском не согласился, поддержал доводы письменного отзыва. В ходе судебного разбирательства указал, что № отряд судов обеспечения флота состоит на финансовом обеспечении в филиале «1 ФЭС». Нормативным правовым актом, определяющим особенности режима рабочего времени и времени отдых членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил РФ является приказ Министра обороны РФ от 16.05.2003 № 170, которым установлено, что для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. За часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени членам экипажей при исполнении обязанностей дежурной службы предоставляются дополнительные дни отдыха. При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха, они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов, оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску. Оплата указанных дополнительных дней отдыха может быть произведена лишь при невозможности их предоставления. Согласно трудовому законодательству, продолжительность сверхурочной работы не должны превышать для работника 120 часов в год. Фонд оплаты труда гражданского персонала № ОСО на 2017 и 2018 год утвержден на основании сведений о формировании фонда, представленных № ОСО, с учетом предусмотренных статьей 99 ТК РФ 120 часов сверхурочной работы Таким образом, оплата сверхурочной работы произведена истцу ответчиком в полном объеме из расчета 120 часов в год в соответствии с требованиями статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора № ОСО. Указал, что № ОСО на конец учетного периода систематически допускается превышение нормального числа рабочих часов, накопление которых нормативными и руководящими документами не предусмотрено. Так, согласно табелей учета рабочего времени, членам экипажей судов зачастую по несколько месяцев не предоставляются выходные дни (дни отдыха), вследствие чего постоянно нарастающим итогом накапливается большое количество сверхурочных часов, превышающее допустимую норму, установленную статьей 99 ТК РФ, тогда как денежные средства, предназначенные для оплаты сверхурочных работ, запланированы в бюджет в объеме, исходя из требований статьи 99 ТК РФ, то есть не более 120 часов в год. Оснований для выплаты денежных средств в большем размере, чем предусмотрено системой оплаты труда гражданского персонала воинских частей у ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», как получателя бюджетных средств, в рамках бюджетных полномочий не имеется, иное повлечет нарушение бюджетного законодательства. Не оспаривал наличие у ФИО4 сверхурочной работы в количестве 347 часов, однако полагал, что поскольку учетный период, начавшийся 01.12.2017 не завершен, определить имеется ли у истца переработка, на сегодняшний день невозможно. Полагал, что за оставшиеся часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени начальник № ОСО был обязан предоставить истцу дополнительные дни отдыха, при невозможности предоставления дней отдыха – присоединить к ежегодному оплачиваемому отпуску. Вместе с тем, истец не обращался за предоставлением ему дней отдыха, и не просил их присоединить к отпуску, обратившись с заявлением о предоставлении ему отпуска с последующим увольнением, начальником № ОСО указанные дни к отпуску истца также присоединены не были, в связи с чем полагал, что со стороны истца усматривается злоупотребление правом. Обратил внимание, что после увольнения из 566 ОСО истец на работу к другому работодателю до настоящего времени не устроился, в связи с чем полагал несостоятельными доводы истца о невозможности присоединения дополнительных дней отдыха к отпуску с последующим увольнением. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в случае удовлетворения иска снизить размер расходов на представителя до разумных пределов.
Представитель третьего лица № ОСО ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования истца полагал подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В ходе судебного разбирательства указал, что ранее ответчиком производилась полная оплата сверхурочных часов при увольнении лиц гражданского персонала, в том числе в количестве более 120 часов, в настоящее время финансовый орган отказывает в такой выплате работникам. Полагал, что ответчик обязан исполнить приказ командира № ОСО об оплате истцу часов сверхурочной работы. Пояснил, что в период работы возможность предоставления дополнительных дней отдыха членам экипажа, как правило, отсутствует из-за большой занятости судна, постоянном нахождении судна в морских рейсах. Вместе с тем, не отрицал, что возможно было предоставление истцу дополнительных дней отдыха путем присоединения их к ежегодному оплачиваемому отпуску. Пояснил, что в период работы от истца не поступало заявлений о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за время переработки, о присоединении указанных дней к отпуску. Указал также, что по обращению истца ГИТ в Мурманской области проведена проверка, выдано предписание об оплате ФИО4 часов сверхурочной работы в количестве 347 часов, которое 18.05.2018 направлено для исполнения в «1ФЭС».
Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, материалы проверки ГИТ в Мурманской области, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Условия оплаты труда работников организаций Министерства обороны Российской Федерации определяются Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
Согласно Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (Приложение № 2 к вышеуказанному Приказу), заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада и компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, а также вышеуказанным Положением, с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что на основании приказа командующего Северным флотом ФКУ «ОСК СФ» в лице «1 ФЭС» осуществляет финансирование № отряда судов обеспечения флота (далее № ОСО).
Также установлено, что с 15.02.2017 по 08.04.2018 ФИО4 работал в № ОСО в должности второго помощника капитана.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что истцу установлены должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, режим работы в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка № ОСО (п.п.4.1, 5.1 трудового договора).
Согласно статье 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю (исходя из продолжительности ежедневной работы (смены) - 8 часов согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 13.08.2009
№ 588н «Об утверждении порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю»).
Данная норма закона, кроме того, возлагает на работодателя обязанность по ведению учета времени, фактически отработанного каждым работником.
Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
В силу статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях выполнения работником работы по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, такая работа признается сверхурочной. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Согласно статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации установлены соответствующим Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 №170.
Согласно пункту 7 указанного Положения, для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.
Коллективным договором № ОСО на 2015-2018 годы предусмотрена возможность привлечения работников к сверхурочной работе, и ее компенсация предоставлением дополнительного времени отдыха либо оплатой (Приложение № 1 к коллективному договору – Правила внутреннего трудового распорядка). Положениями коллективного договора также предусмотрено, что работодатель устанавливает работникам выплаты компенсационного характера, в том числе за сверхурочную работу.
В соответствии с пунктом 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка № ОСО для членов экипажей судов № ОСО устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год, начинающимся 01 декабря и заканчивающимся 30 ноября календарного года.
Согласно пункту 5.3 Правил, нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для членов экипажей судов № ОСО нормальной продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю.
В силу пункта 5.4. Правил в пределах учетного периода продолжительность рабочего времени членов экипажей судов 566 ОСО за сутки, в течение недели, календарного может отклоняться от нормальной продолжительности ежедневной работы (смены) или нормальной (сокращенной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной п.п. 5.1., 5.3. Правил.
Вследствие этого в пределах учетного периода у работников № ОСО, работающих в условиях суммированного учета рабочего времени может образоваться «превышение нормального числа рабочих часов» (переработка) или «невыполнение нормы рабочих часов (недоработка) за сутки, в течение недели, календарного месяца.
Судом установлено, что 06.02.2018 начальником № ОСО издан приказ № об оплате времени сверхурочной работы в связи с увольнением ФИО4 – 467 часов (л.д.10).
Впоследствии 13.02.2018 начальником № ОСО издан приказ № от 13.02.2018 о предоставлении истцу ежегодного отпуска на 52 календарных дня с 14.02.2018 по 08.04.2018 и о расторжении трудового договора по инициативе работника с 08.04.2018 (л.д. 9).
Также из представленных документов усматривается, что 07.12.2017 начальником 566 ОСО издан приказ № об оплате времени сверхурочной работы гражданского персонала № ОСО, в том числе ФИО4 – 459 часов.
Так, материалами дела, в том числе табелями учета рабочего времени, справкой-расчетом сверхурочной работы истца, представленной ответчиком, подтверждено, что за период с 15.02.2017 по 30.11.2017 (конец учетного периода) истцом было отработано фактически в феврале 2017 года – 63 часа, в марте 2017 года – 175 часов, в апреле 2017 года – 160 часов, в мае 2017 года – 176 часов, в июне 2017 года – 218 часов, в июле 2017 года – 250 часов, в августе 2017 года – 275 часов, в сентябре 2017 года – 286 часов, в октябре 2017 года – 286 часов, в ноябре 2017 года – 191 час, всего за учетный период истцом отработано 2080 часов при норме рабочего времени за указанный период согласно производственному календарю для 40-часовой рабочей недели – 1589 часов. При этом 32 часа истцом отработано в праздничные дни, произведена оплата указанных часов в двойном размере.
Таким образом, переработка истца (сверхурочная работа) за указанный учетный период составила 459 часов.
За период с 01.12.2017 по 13.02.2018 (до ухода в отпуск с последующим увольнением) истцом было отработано фактически в декабре 2017 года – 256 часов, в январе 2018 года – 232 часа, в феврале 2018 года – 72 часа, всего за данный период истцом отработано 560 часов при норме рабочего времени за указанный период согласно производственному календарю для 40-часовой рабочей недели – 376 часов. При этом 56 часов истцом отработано в праздничные дни, произведена оплата указанных часов в двойном размере
Таким образом, переработка истца (сверхурочная работа) за указанный период составила 128 часов.
Всего количество часов, отработанных истцом сверхурочно за период с 15.02.2017 по 13.02.2018, составило 587 часов.
Из материалов дела установлено, что ответчиком произведена оплата сверхурочных часов в количестве 120 часов на основании приказа № от 07.12.2018, а также 120 часов на основании приказа №75 от 06.02.2018. Данные обстоятельства истцом не оспорены и подтверждены расчетными листками истца за декабрь 2017 года и февраль 2017 года.
Таким образом, установлено, что истцу произведена оплата часов сверхурочной работы в количестве 240 часов.
В остальной части сверхурочно отработанное истцом время в количестве 347 часов ФИО4 не компенсировано, что не оспаривается ответчиком и третьим лицом.
Согласно письму ФКУ «ОСК СФ» филиал «1 ФЭС» от 15.02.2018, направленному в № ОСО, оплата сверхурочной работы ФИО4 произведена в соответствии с требованиями статьи 99 ТК РФ в количестве 120 часов (л.д.11).
Порядок формирования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
Данный Порядок устанавливает требования к формированию и использованию фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций.
Расчет фонда оплаты труда составляется финансово-экономическими органами на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала воинских частей и организаций (пункт 2).
В силу пункта 3 Порядка при формировании фонда оплаты труда основными показателями являются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатом; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящих приказом (в расчете на год или на количество месяцев содержания должностей) и т.п.; выплаты компенсационного характера (в расчета на год или на количество месяцев содержания должностей) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами РФ и настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Как установлено из объяснений представителя ответчика, поскольку частью шестой статьи 99 ТК РФ установлено, что общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в целом за год, то при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций учитывается максимальное количество возможных сверхурочных часов за год, то есть 120 часов.
При этом в соответствии с пунктом 12 Порядка, корректировка контрольных сумм (фонда оплаты труда) производится главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств при изменении численности гражданского персонала в связи с реформированием Вооруженных Сил и оптимизацией его штатной численности, передаче обеспечивающих, обслуживающих и других функций сторонним организациям, зачислении (передаче) на финансовое обеспечение воинских частей и организаций, стоящих ранее на финансовом обеспечении в других органах военного управления, увеличении (уменьшении) контрольных сумм главным распорядителем бюджетных средств, изменении норм оплаты труда гражданского персонала, а также в случаях принятия Президентом РФ и Правительством РФ решений по увеличению (индексации) фондов оплаты труда гражданского персонала.
Руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат (пункт 13).
На основании пунктов 14,15,17 вышеуказанного Порядка, распорядители (получатели) бюджетных средств ведут учет использования фонда оплаты труда, осуществляют контроль за правильностью определения фонда оплаты труда и использованием бюджетных средств, а также финансовой и хозяйственной деятельности воинских частей и организаций. Должностные лица, принявшие решения, повлекшие за собой перерасход и (или) незаконное расходование контрольных сумм, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из объяснений представителя ответчика, следует, что фонд оплаты труда гражданского персонала № ОСО на 2017 и 2018 год утвержден на основании сведений о формировании фонда, представленных командованием войсковой части, с учетом предусмотренных статьей 99 ТК РФ 120 часов сверхурочной работы.
В соответствии с пунктом 22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 №170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени (абз. 4 ).
При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску (абз. 5).
В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации (п. 24).
Пунктом 3.20 коллективного договора установлено, что работодатель обязуется предоставлять работникам № ОСО, работающим в условиях суммированного учета рабочего времени, дополнительные дни отдыха за часы работы по графику смен сверх установленной продолжительности рабочего времени из расчета: один оплачиваемый выходной день за каждые 8 часов времени переработки (сверхурочной работы), а для работников, которым установлен сокращенный рабочий день – за каждые 7,8; 7,2; 6,5; 6,0 часов времени переработки (сверхурочной работы).
При невозможности по условиям работы судов № ОСО регулярно предоставлять дополнительные дни отдыха предоставлять их работникам № ОСО в суммированном виде или присоединять их к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно пункту 4.8 коллективного договора, работодатель обязуется производить оплату времени сверхурочной работы работников № ОСО в соответствии с требованиями ст.ст. 149, 152 ТК РФ при расторжении трудового договора и невозможности компенсации времени сверхурочной работы дополнительным временем отдыха из фонда оплаты труда № ОСО.
Таким образом, из приведенных норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и коллективного договора следует, что предоставление дополнительных дней отдыха является приоритетным видом компенсации сверхурочной работы членов экипажей судов. Оплата часов сверхурочных работ производится лишь в случае невозможности предоставления дополнительных дней отдыха.
Вместе с тем, доказательств того, что истец обращался к работодателю с заявлениями о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за сверхурочно отработанные часы и получил отказ в такой компенсации, а равно как и доказательств невозможности компенсации времени сверхурочной работы дополнительным временем отдыха как в период работы истца на судне, так и путем присоединения дополнительных дней отдыха к ежегодному отпуску, суду не представлены.
Из объяснений представителя третьего лица № ОСО следует, что у работодателя имелась возможность предоставления истцу дополнительных дней отдыха путем присоединения их к ежегодному оплачиваемому отпуску, предоставленному истцу по его заявлению при увольнении. Как пояснил представитель третьего лица, в период работы истец не обращался с заявлениями о предоставлении ему дополнительных дней отдыха.
Из объяснений истца следует, что он не просил присоединить дополнительные дни отдыха к ежегодному отпуску, поскольку ему необходимо было срочно трудоустраиваться на другое место работы. Вместе с тем, копией трудовой книжки истца подтверждается, что до настоящего времени он на работу не принят. В связи с чем указанные доводы суд находит несостоятельными.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истцу ответчиком произведена оплата сверхурочной работы в размере по 120 часов как в 2017 году, так и в 2018 году, то есть в соответствии с требованиями статьи 99 ТК РФ, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений трудовых прав истца, в том числе требований статьи 140 ТК РФ, поскольку, исходя из вышеизложенного, оплата труда ФИО4 (в том числе в части сверхурочных работ) была произведена в размере, установленном нормами трудового законодательства и нормативными актами, действующими в № ОСО, в частности коллективного договора, оснований для выплаты денежных средств в большем размере у ФКУ «ОСК СФ», являющегося получателем (распорядителем) бюджетных средств в рамках бюджетных полномочий, осуществляющего операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, не имелось.
С учетом изложенного и установленных по делу обстоятельств судом отклоняются и ссылки стороны истца на результаты проведенной по его обращению проверки Государственной трудовой инспекцией в Мурманской области, при этом суд учитывает, что предписание ГИТ в Мурманской области № от 16.04.2018 адресовано начальнику № ОСО, в полномочия которого входит контроль нормального числа рабочих часов, предоставление работникам № ОСО дополнительных дней отдыха, тогда как ответчик в данном случае не является стороной трудовых правоотношений, а осуществляет лишь функции финансирующего органа.
Таким образом, требования истца к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании компенсации за сверхурочную работу удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО4 к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании компенсации за сверхурочную работу удовлетворению отказано, оснований для взыскания расходов по оплате услуг представителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании компенсации за сверхурочную работу – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.Ю. Морозова