ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1314/2016 от 07.06.2016 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1314/2016 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2016 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Зубковой Е.П.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Кудымкара о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в списках участников программы, выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Кудымкара о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в списках участников программы, выдать свидетельство на получение социальной выплаты. Исковые требования мотивирует тем, в соответствии с Постановлением Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ его семья снята с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, и исключена из числа участников программы, реализуемой с целью обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Истец не согласен с принятым решением, считает, что никаких недостоверных сведений в Администрацию г. Кудымкара не предоставлял. Его семья проживает в г. Кудымкаре, нуждается в улучшении жилищных условий, выезжала в г. Пермь временно и вынужденно, что установлено апелляционным определением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, ФИО1 просит признать Постановление Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка участников программы» незаконным, восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и участников программы по дате первичной постановки на учет, обязать Администрацию г. Кудымкара выдать свидетельство на право получения социальной выплаты в размере 35 % расчетной стоимости жилья в 2016 году.

В судебном заседании ФИО1 заявленные исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Суду дополнительно пояснил, что в настоящее время проживает с семьей в съемной квартире в г. Кудымкаре.

Представитель Администрации г. Кудымкара ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал. Указал, что в соответствии с решением Кудымкарского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, как не приобретший право пользования жилым помещением. Следовательно, при постановке на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, и включении в программу истец предоставил недостоверные сведения о своем месте жительства и регистрации, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установил следующее.

Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на момент рассмотрения спора регулируется подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».

В соответствии с п. п. 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в приложении № 4 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отношения, связанные с реализацией мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Пермском крае, регулируются нормами подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п.

Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п.

Понятие «молодая семья», используемое в указанном Порядке, применяется в том же значении, что и в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Таким образом, анализ указанных правовых норм в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что для целей участия в подпрограмме молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту ее постоянного жительства.

Указанное согласуется с нормой, закрепленной в ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в программе «Молодая семья». В заявлении истец указал, что проживает с семьей в общежитии по адресу: <адрес>

В соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию г. Кудымкара с заявлением на участие в программе.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Кудымкара уведомила ФИО1 о том, что его семья включена в список граждан – участников программы «Молодая семья».

В соответствии с Постановлением Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилом помещении и исключена из числа участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

Не согласившись с принятым решением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.

Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 20.10.2015 года в удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации г. Кудымкара о признании решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, и исключении из списка участников программы незаконным было отказано.

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 03.02.2016 года решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 20.10.2015 года отменено, по делу принято новое решение, которым Постановление Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка участников программы» признано незаконным. Суд апелляционной инстанции установил, что ФИО1 с семьей проживает в г. Кудымкаре, на другое постоянное место жительства не выезжал, временно проживал в другом городе, что обусловлено наличием трудовых отношений. Жилищные условия семьи ФИО1 фактически улучшены не были.

Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 25.02.2016 года ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, как не приобретший право пользования жилым помещением.

В соответствии с п. 2 Постановления Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключена из списков участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, выявлены сведения не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет.

В судебном заседании представитель Администрации г. Кудымкара пояснил, что недостоверными являются сведения о месте жительства и регистрации ФИО1 по адресу: <адрес>

Суд, оценив указанные обстоятельства в совокупности, приходит к выводу об отсутствии у Администрации г. Кудымкара правовых оснований для снятия семьи ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из списков участников подпрограммы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При этом суд исходит из того, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий учет. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя. Граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете.

Между тем, как следует из Апелляционного определения Пермского краевого суда от 03.02.2016 года ФИО1 с семьей проживает в г. Кудымкаре, на другое постоянное место жительства не выезжал, временно проживал в другом городе, что обусловлено наличием трудовых отношений. Жилищные условия семьи ФИО1 фактически улучшены не были.

В силу требований п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом изложенного, факт постоянного проживания семьи ФИО1 на территории г. Кудымкара в совокупности с нуждаемостью семьи в жилом помещении дает семье истца право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Кудымкара, а также быть участником подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Довод представителя ответчика о снятии ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес> как не приобретшего право пользования жилым помещением, на основании решения Кудымкарского городского суда Пермского края от 25.02.2016 года правового значения не имеет. Данным решением суд установил факт отсутствия у ФИО1 права пользования конкретным жилым помещением, на основании чего снял истца с регистрационного учета по указанному адресу. В то же время, факт постоянного проживания ФИО1 в г. Кудымкаре этим решением не опровергнут.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, а не по месту его регистрации. В силу положений ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация является административным актом, место жительства гражданина не определяется местом его регистрации.

Кроме того, на момент постановки на учет в 2008 году ФИО1 действительно имел регистрацию по адресу: <адрес> Прекращение регистрации по указанному адресу в последующем при доказанности факта постоянного проживания в г. Кудымкаре само по себе не является основанием для признания представленных истцом сведений не соответствующими действительности и снятия его с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

С учетом изложенного, пункт 2 Постановления Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка участников программы» является незаконным. Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании правового акта незаконным подлежат частичному удовлетворению, основания для признания незаконными иных пунктов Постановления отсутствуют.

В целях восстановления нарушенного права семьи ФИО1 суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кудымкара восстановить семью истца на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в списке участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с первоначальной даты подачи заявления и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в установленном порядке.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать пункт 2 Постановления Администрации города Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка участников программы» незаконным.

Обязать Администрацию города Кудымкара восстановить семью ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в списке участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с первоначальной даты подачи заявления и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в установленном порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации города Кудымкара в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2016 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ю.А. Чащина