ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1314/2018 от 07.06.2018 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-1314/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2018 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Шнайдер О.А.

при секретаре Сатлаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.В.А., С.С.А. к Администрации города Горно-Алтайска об обязании ответчика выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

С.Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.В.А., С.С.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Требования мотивированы тем, что семья С.Е.А. состоит из трех человек, является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, с 2003 года состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с ее обращениями в адрес Президента РФ, согласно писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования и науки Республики Алтай, муниципальное образование «Город Горно-Алтайск» реализует основное мероприятие в рамках постановления Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым муниципальная программа реализуется на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Алтай, в связи с чем основное мероприятие в <адрес> в 2018 году не будет реализовано, таким образом, С.Е.А. утрачивает право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований истец ссылается на ст. ст. 40, 72 Конституции РФ, ст. 2 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710, от 17.12.2010 года № 1050.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай.

Истец С.Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.В.А., С.С.А., представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержали требования искового заявления.

Ответчик Администрация г. Горно-Алтайска, третье лицо Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства образования и науки Республики Алтай ФИО2 в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась. В письменном отзыве на исковое заявление Министерство образования и науки Республики Алтай указывает, что субсидии предоставляются на основании конкурсного отбора в пределах бюджетных ассигнований.

Представитель Министерства финансов Республики Алтай, Правительства Республики Алтай ФИО3 полагала, что требования искового заявления удовлетворению не подлежат. В письменных возражениях Министерство финансов Республики Алтай указывает, что в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета отсутствуют основания для оформления сертификата органом местного самоуправления.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Пункт 2 статьи 2 ЖК РФ уполномочивает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище посредством использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункта 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 25 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункт 26 Правил).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 27 указанных Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Республики Алтай мероприятия по обеспечению жильем молодых семей осуществляется в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей» подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального комплекса» государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 N 243, а также постановления Правительства Республики Алтай от 25.09.2014 года № 277 «О мерах по реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей» государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», которыми установлены условия и порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 N 243 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса» утверждены «Правила предоставления, распределения и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», определяющие цели, условия распределения, предоставления, расходования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Республике Алтай по предоставлению социальных выплат молодым семьям.

ДД.ММ.ГГГГС.Е.А. обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о постановке ее семьи, в составе трех человек: С.Е.А., С.В.А., С.С.А. в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья на 2018 год по Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, ВЦП «Улучшение жилищных условий молодых семей» государственной программы Республики Алтай, муниципальной программы муниципального образования «Город Горно-Алтайск» «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск» на 2014-2019 годы» для приобретения (строительства) жилья.

В рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей» подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального комплекса» государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 года № 243, семья С.Е.А. включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, порядковый номер – .

За период участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» жилищные условия семьи С.Е.А. не изменились, основания, по которым семья истца признана нуждающейся в жилом помещении, сохранились.

Судом установлено, что семья истца С.Е.А. до настоящего времени субсидию не получила.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".

Для участия в основном мероприятии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в основном мероприятии по форме и в срок, которые утверждаются указанным Министерством (пункт 3 Правил).

Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется исходя из размера средств, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации (пункт 4 Правил). В случае если размер средств, предусмотренных в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, не обеспечивает уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, размер субсидии подлежит сокращению до размера, обеспечивающего соответствующий уровень софинансирования (пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения; в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии пунктом 11 настоящих Правил.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Республики Алтай на обращения истца С.Е.А. даны письменные ответы с разъяснением того, что в законе Республики Алтай от 18.12.2017 года №62-РЗ «О Республиканском бюджете Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» не предусмотрено финансирование мероприятия «Улучшение жилищных условия молодых семей».

Согласно ответа Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Алтай направлена заявка на участие Республики Алтай в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, в 2018 году. На данную заявку ответа из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не последовало. Согласно таблице приложения Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в отношении Республики Алтай не распределена. Таким образом, в 2018 году государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Республики Алтай не реализуется, в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Из письма Министерства финансов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Законом Республики Алтай от 18.12.2017 года № 62-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2018 году бюджетных ассигнований не предусмотрено.

Согласно Приложению к государственной программе Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 года № 243, по основному мероприятию «Улучшение жилищных условий молодых семей» на 2018-2020 годы средства республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе средства, планируемые к привлечению из федерального бюджета, средства бюджета муниципальных образований Республики Алтай отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления, распределения и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 года № 243, субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований на основании отбора в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Алтай Министерству образования и науки Республики Алтай на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и доведенных до него лимитов бюджетных обязательств на мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 марта 2016 года N 699-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д. на нарушение ее конституционных прав подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема, наличия финансирования, количества участников подпрограммы.

Следовательно, в силу действующего законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, отсутствие в полном объеме финансирования программы в текущем 2018 года, принимая во внимание, что в настоящее время семья истца является членом программы «Обеспечение жильем молодых семей», семья из программы не исключена, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований С.Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.В.А., С.С.А. к Администрации города Горно-Алтайска об обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Доводы истца С.Е.А., представителя истца С.Е.А. ФИО1 о том, что после достижения истцом С.Е.А. 35 лет семья будет исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, несостоятельны, поскольку выше в настоящий момент семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления С.Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.В.А., С.С.А. к Администрации города Горно-Алтайска об обязании Администрации города Горно-Алтайска выдать семье С.Е.А. в составе из трех человек, включая С.Е.А., С.В.А., С.С.А., свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья О.А. Шнайдер

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2018 года.