Дело №2-1315/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2013 года
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Гараевой Р.С.
при секретаре Сабаниной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Гатину Р.Ф. о признании незаконным действий, связанных со строительством объектов капитального с строительства, о признании объектов самовольными постройками, и об обязании снести самовольные постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее – ИКМО г. Казани) обратился в суд с иском, указав, что муниципальным казенным учреждением «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности на территории г. Казани установлено, что ответчиком на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, осуществлено строительство объектов капитального строительства – двух блокированных жилых домов – без получения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке разрешений на строительство объектов капитального строительства. В ходе проверки установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> расположены в зоне аварийной площадки ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», а также в зоне полетов экспериментальной авиации. По информации МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки располагается в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж2. Согласно схеме ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома Казань «Борисоглебское» от 16.16.2010 рассматриваемые земельные участки расположены в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов. ИКМО г. Казани и Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани являются уполномоченным органом по обеспечению выдачи градостроительных разрешений на территории г. Казани, разрешение на строительство двух блокированных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, не выдавались, соответствующие заявления о выдаче таких разрешений не поступали. Таким образом, указанные объекты обладают признаки самовольной постройки. На основании изложенного, истец просит признать незаконными действия, связанные со строительством двух блокированных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> два блокированных жилых дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> самовольными постройками. Обязать гражданина Гатина Р.Ф. снести два блокированных жилых дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, за свой счет в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Предоставить Исполнительному комитету муниципального образования города Казани право на снос двух блокированных жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, в случае неисполнения гражданином Гатиным Р.Ф. решения суда в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - Рахматуллин Д.З, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика – Баязитова Э.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснив, что у ответчика отсутствует разрешение на строительство, однако для строительства индивидуального жилого дома не более двух этажей разрешение не требуется. Ответчик является добросовестным покупателем, в июле 2012 года ответчик купил земельный участок, обременений, ограничений на него было. Границы соответствуют межевому плану. Категория строительства индивидуальное жилое строительство. Нигде не установлено, что данная зона относиться к аварийной посадке. Данный земельный участок находиться в черте города, в пределах границ населенного пункта. Ответчик зарегистрировал земельный участок в Регистрационной палате, обременений там не содержится, ответчик может пользоваться земельным участком по своему усмотрению. В поселок подведены все коммуникации. Ответчику не предъявлялось никаких претензий, административных взысканий не было, он не нарушал ничьи права. Данные земельные участки не расположены в зоне аварийной площадки ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова», а также в зоне полетов экспериментальной авиации.
Представитель третьего лица ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им С.П. Горбунова» - Волков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснив, что данные земельные участки расположены в зоне аварийной площадки ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова», а также в зоне полетов экспериментальной авиации.
Представитель Казанской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ – старший помощник прокурора Нуриев Т.М., в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснив, что действительно имеется письмо о разрешении на строительство от ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова, однако оно подписано не уполномоченным лицом, и оно было аннулировано. Приаэродромная зона составляет 30 км. вокруг аэродрома, данный земельный участок зарегистрирован за ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова, если бы ответчик обратился в ИК МО г.Казани ему бы все разъяснили, вся информация содержится в информационной системе градостроительной деятельности. Кроме того, ответчик не лишен права обратиться с исковыми требованиями к продавцу земельного участка. Застройка приаэродромной зоны может принести ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова большой ущерб, и угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Казани» - Заделенова ФИО23, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица МКУ «Управление градостроительных разрешений» г. Казани в судебное заседание не явился, извещен, причину не явки суду не сообщил, в материалах дела имеется уведомление о вручении судебной повестки.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является, в частности, осуществление градостроительной деятельности в соблюдением требований безопасности территорий, инженерно – технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приятием мер по противодействию террористическим актам.
В силу п. 2 статьи 4 ГрК РФ к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, направленное на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Согласно статьи 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2010 №143 и положениями статей 46,47 ВК РФ, согласно которым размещение в районе аэродрома зданий и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Сохранение указанных объектов создает угрозу жизни и здоровью.
На основании статьи 72 ВК РФ полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1,2,7 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставить документы согласно приведенному перечню.
По делу установлено, что муниципальным казенным учреждением «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности на территории г. Казани установлено, что ответчиком на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, осуществлено строительство объектов капитального строительства – двух блокированных жилых домов – без получения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Муниципальным казенным учреждением «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» совместно с представителями ОАО «Казанское Авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», Казанской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах РТ, МУП г. Казани «Центр подготовки исходной документации» с выездом на место составлен акт осмотра №176 от 07.12.2012, в котором зафиксирован факт строительства вышеуказанных объектов, а также проведена фотофиксация.
В ходе проверки установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120601:2056, 16:16:120601:2057, 16:16:120601:2058, 16:16:120601:2059 расположены в зоне аварийной площадки ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», а также в зоне полетов экспериментальной авиации.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от <дата изъята><номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> является ответчик, разрешенное использование данных земельных участков – под индивидуальный жилой дом.
По информации МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки располагается в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж2. Согласно схеме ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома Казань «Борисоглебское» от 16.16.2010 рассматриваемые земельные участки расположены в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов. ИКМО г. Казани и Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани являются уполномоченным органом по обеспечению выдачи градостроительных разрешений на территории г. Казани, разрешение на строительство двух блокированных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, не выдавались, соответствующие заявления о выдаче таких разрешений не поступали. Таким образом, указанные объекты обладают признаки самовольной постройки.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности разрешение на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> не зарегистрированы. Заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> не поступало.
В соответствии с п. 4 статьи 84 Воздушного кодекса РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 58 постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Документ «Свидетельство о годности к эксплуатации аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) и его государственной регистрации содержит карту расположения аэродрома и прилегающей к нему территории, а также указание на местоположение контрольной точки аэродрома. Согласно данной карте земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> принадлежащие ответчику, находятся в зоне аварийной посадки воздушных судов ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», где любое строительство запрещено.
Согласно схеме ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома Казань (Борисоглебское) вышеуказанные земельные участки расположены в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов.
Необходимо отметить, что согласование ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» размещения объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> Гатин Р.Ф. не получал.
Согласно части 3 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2004 №191 – ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, применительно к городским поселениям и городским окргуам до 31 декабря 2013 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> был изменен на «индивидуальное жилищное строительство» собственником земельных участков самовольно, с нарушением норм Градостроительного законодательства, поскольку в комиссию по землепользованию и застройки г. Казани с целью изменения вида разрешенного использования ответчик не обращался.
По правилам состязательности процесса каждая сторона должна суду представить доказательства в подтверждение своих требований, либо возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа собранных по делу доказательств и оценивая их в совокупности с материалами дела суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
А доводы ответчика, представителя ответчика подлежат отклонению, так как опровергаются вышеуказанными нормами права, кроме того, требования представителя ответчика об отложении судебного заседания с целью предоставления искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку являются недопустимыми, на основании следующего:
Согласно статье 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, спорный объект недвижимости обладает признаками самовольной постройки, поскольку создан:
без получения на это необходимых документов;
создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Учитывая, что спорные самовольные объекты капитального строительства возведены с грубыми нарушениями Градостроительного и Воздушного кодексов Российской Федерации, а также что данные самовольные застройки расположены в зоне аварийной посадки воздушных судов ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», тем самым требования о признании права собственности на самовольную постройку являлись несостоятельными, так как признание права собственности на самовольную постройку, возможно, в случае если не имеется спорных правоотношений.
Проанализировав материалы дела, вышеназванные нормы права, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, а самовольные объекты капитального строительства сносу.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ в доход муниципального бюджета г. Казань подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой истцы освобождены при подаче данного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Гатину Р.Ф. о признании незаконным действий, связанных со строительством объектов капитального с строительства, о признании объектов самовольными постройками, и об обязании снести самовольные постройки - удовлетворить.
Признать незаконными действия, связанные со строительством двух блокированных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>.
Признать два блокированных жилых дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> самовольными постройками.
Обязать Гатина Р.Ф. снести два блокированных жилых дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, за свой счет в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Предоставить Исполнительному комитету муниципального образования города Казани право на снос двух блокированных жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, в случае неисполнения гражданином Гатиным Р.Ф. решения суда в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Гатина Р.Ф. в доход муниципального бюджета г. Казань в сумме 200 (двести) рублей.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья: подпись Р.С. Гараева
Копия верна. Судья: Р.С. Гараева