дело № 2 - 1316/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2014 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,
с участием истца Однорога А.Г., его представителя и представителя третьих лиц Мазур К.А.,
представителей ответчика Мирошниченко Д.А., Сучковой И.В.,
при секретаре Жуковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску Однорога А. Г. к МУ Совет Депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарных взысканий,
У С Т А Н О В И Л:
Однорог А.Г. обратился в суд с иском к МО Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания, указывая, что с 31.10.2013 года он был назначен на должность главы администрации Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области. Распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 2 от 28.04.2014 года ему был объявлен выговор за неисполнение решения № 19 Совета депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области от 08.04.2014 года «О назначении аудиторской проверки МУП УК «Аввакумово». Данное распоряжение является незаконным, поскольку до применения дисциплинарного взыскания с него не были истребованы письменные объяснения, а также назначение аудиторской проверки МУП УК «Аввакумово» не входит в компетенцию Совета Депутатов и главы администрации Аввакумовского сельского поселения. Договоры на аудиторское обслуживание заключает само МУП УК «Аввакумово» по согласованию с Учредителем. На основании изложенного просил отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на Однорога А.Г. распоряжением № 2 от 28.04.2014 года.
Однорогом А.Г. также был предъявлен иск к МО Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 1 от 28.04.2014 года, мотивированный тем, что оспариваемым распоряжением он был привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение решения № 2 Совета депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21.02.2013 года и постановления № 67 администрации Аввакумовского сельского поселения от 18.07.2013 года об увеличении уставного капитала МУП УК «Аввакумово», внесении изменений в Устав МУП УК «Аввакумово», а также о произведении регистрации вносимых изменений в Устав МУП УК «Аввакумово», незаконно, так как с него не были истребованы объяснения по указанным фактам, им были исполнены названные решение и постановление путем перечисления денежных средств на счет МУП УК «Аввакумово» в счет увеличения уставного капитала, обязанность внести изменения в устав возложена на само юридическое лицо, в уставные документы которого вносятся изменения.
Кроме того, Однорогом А.Г. заявлен иск к МО Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 3 от 26.05.2014 года, в обоснование которого указано, что за непредоставление отчета по исполнению бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 года в установленные сроки Однорогу А.Г. был объявлен выговор, однако, до применения дисциплинарного взыскания письменных объяснений от истца затребовано ответчиком не было. Кроме того, главе администрации Однорогу А.Г. было поручено представить отчет за 2013 год и план закупок на 2014 год в срок до 16.05.2014 года. Эти документы были изготовлены в срок, как правило, корреспонденция от администрации вручается депутатам нарочно, 16.05.2014 года за получением отчета и плана закупок никто не явился, поэтому 19.05.2014 года отчет был вручен председателю комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов Аввакумовского сельского поселения. При привлечении Однорога А.Г. к дисциплинарной ответственности в этом случае не была учтена тяжесть дисциплинарного проступка.
Протокольным определением от 25.06.2014 года гражданские дела по искам Однорога А.Г. к МО Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарных взысканий на основании ст. 151 ГПК РФ были объединены в одно производство.
Определением от 25.06.2014 года по ходатайству истца Однорога А.Г. судом произведена замена ненадлежащего ответчика по делу на надлежащего ответчика, а именно: МО Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области заменено на ответчика МУ Совет депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области.
В судебном заседании истец Однорог А.Г. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, дополнительно пояснил, что стоимость оказания услуг по аудиторской проверке муниципального предприятия составляет 88000 рублей, таких денежных средств в бюджете поселения на оплату аудита МУП УК «Аввакумово» не имелось, кроме того, решение о проведении аудиторской проверки находится в компетенции директора МУП УК «Аввакумово», а не главы администрации Аввакумовского сельского поселения.
Представитель истца Мазур К.А., действующая также по доверенности от имени третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований на предмет спора, МУП УК «Аввакумово», МУ Администрация Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области, иск поддержала, суду пояснила, что дисциплинарных проступков Однорог А.Г. не совершал, поскольку в соответствии с решением Совета Депутатов об увеличении уставного капитала МУП УК «Аввакумово» МУ Администрация Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области перечислило на счет МУП УК «Аввакумово» 500000 рублей, вопрос о государственной регистрации увеличения уставного капитала МУП УК «Аввакумово» находился не в компетенции главы администрации Однорога А.Г., государственная регистрация увеличения уставного капитала осуществляется по заявлению самого юридического лица, то есть МУП УК «Аввакумово», в данном случае Мазур К.А., как директор МУП УК «Аввакумово» до 01.09.2014 года, должна была обратиться в налоговую инспекцию за государственной регистрацией увеличения уставного капитала, чего своевременно она не сделала. В настоящее время полученные от Администрации Аввакумовского сельского поселения 500000 рублей на увеличение уставного капитала были возвращены Администрации. Ни Совет Депутатов, ни глава администрации не обладали полномочиями по назначению аудиторской проверки в МУП УК «Аввакумово», поэтому глава администрации Однорог А.Г. не мог исполнить решение Совета Депутатов о назначении аудиторской проверки в МУП УК «Аввакумово». Отчет по исполнению бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год был изготовлен и доступен комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов в электронном виде в марте 2014 года, замечаний по его составлению у комиссии не было. 16.05.2014 года отчет был составлен на бумажном носителе и в числе прочих документов после 19.05.2014 года вручен нарочным Совету Депутатов. Письменных объяснений по факту всех трех дисциплинарных проступков от Однорога А.Г. не истребовалось, чем был нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Тяжесть вмененных Однорогу А.Г. дисциплинарных проступков не соответствовала дисциплинарным наказаниям в виде выговоров, примененных к истцу.
Представители ответчика Мирошниченко Д.А. и Сучкова И.В. иск не признали, суду пояснили, что решениями Совета Депутатов глава администрации Однорог А.Г. был обязан увеличить уставный капитал МУП УК «Аввакумово» на 500000 рублей, осуществить государственную регистрацию увеличения уставного капитала, назначить аудиторскую проверку в МУП УК «Аввакумово», чего истцом исполнено не было. До 16.05.2014 года глава администрации Однорог А.Г. был обязан представить Совету Депутатов отчет по исполнению бюджета за 2013 год с расшифровкой статей расходов, однако, указанный отчет Однорогом А.Г. представлен не был. До применения дисциплинарных взысканий Советом Депутатов проводились проверки по фактам неисполнения главой администрацией Однорогом А.Г. решений, по результатам которых Однорогу А.Г. были объявлены оспариваемые им выговоры. Письменных объяснений от Однорога А.Г. не истребовалось.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В силу ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Как установлено судом, решением Совета депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области» № 27 от 31.10.2013 года Однорог А. Г. был назначен на муниципальную должность муниципальной службы главы администрации Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области с заключением контракта сроком на 5 лет с 01.11.2013 года по 01.11.2018 года.
Распоряжением № 1 от 28.04.2014 года главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области главе администрации того же сельского поселения Однорогу А.Г. объявлен выговор за неисполнение решения № 2 Совета депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21.02.2013 года и постановления № 67 администрации Аввакумовского сельского поселения от 18.07.2013 года об увеличении уставного капитала МУП УК «Аввакумово», об утверждении изменений, вносимых в п. 6.11 Устава МУП УК «Аввакумово» (размер уставного фонда), а также о произведении государственной регистрации вносимых изменений в Устав МУП УК «Аввакумово».
28.04.2014 года распоряжением № 2 главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области главе администрации Однорогу А.Г. объявлен выговор за неисполнение решения № 19 Совета депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области от 08.04.2014 года «О назначении аудиторской проверки МУП УК «Аввакумово».
26.05.2014 года распоряжением № 3 главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области главе администрации Однорогу А.Г. объявлен выговор за неисполнение решения № 18 от 25.04.2014 года комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов «Об отчете по исполнению бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год».
Названные дисциплинарные взыскания оспорены Однорогом А.Г. в судебном порядке по мотивам несоблюдения порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, а также несовершением истцом – работником вмененных ему дисциплинарных проступков.
В соответствии со ст. ст. 27, 28, 31 Устава Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области» Совет депутатов Аввакумовского сельского поселения является представительным органом муниципального образования, наделяется правами юридического лица, принимает решение о назначении на должность по результатам конкурса главы администрации Аввакумовского сельского поселения.
Согласно ст. 30 Устава Глава Аввакумовского сельского поселения представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, во исполнение решения Совета Депутатов Аввакумовского сельского поселения заключает контракт с Главой администрации Аввакумовского сельского поселения.
В силу ст. 32 Устава Глава администрации Аввакумовского сельского поселения назначается на должность по контракту Советом Депутатов Аввакумовского сельского поселения, условия контракта с ним утверждаются Советом Депутатов Аввакумовского сельского поселения.
Учитывая изложенное, следует признать, что в спорных правоотношениях сторон МУ Совет депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области являлся нанимателем (работодателем) главы администрации сельского поселения Однорога А.Г., а глава сельского поселения осуществлял полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, приводимые в обоснование заявленных требований или возражений. Предусмотренная законом обязанность по доказыванию в ходе рассмотрения дела сторонам разъяснялась судом, поэтому при принятии решения суд учитывает только те доказательства, которые были представлены в судебном заседании. В данном случае обязанность доказать соблюдение трудовых прав истца при применении дисциплинарных взысканий, а именно: наличие законных оснований для применения взысканий и соблюдения установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, в силу характера спорных правоотношений, являющихся трудовыми, лежит на ответчике МУ Совет депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области - работодателе.
Как установлено судом, решением Совета Депутатов Аввакумовского сельского поселения № 2 от 21.02.2013 года был увеличен уставной фонд МУП УК «Аввакумово» за счет передаваемого имущества Учредителя, в качестве которого от имени муниципального образования выступало МУ Администрация Аввакумовского сельского поселения (п. 1.3 Устава МУП УК «Аввакумово»), в виде денежных средств в размере 500000 рублей путем их перечисления на расчетный счет МУП УК «Аввакумово», утверждены изменения, вносимые в п. 6.11 Устава МУП УК «Аввакумово», предусматривающие увеличение размера уставного фонда на 500000 рублей, а также было решено произвести государственную регистрацию вносимых изменений в Устав МУП УК «Аввакумово» в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области без указания лица, которому поручено совершать действия по подаче документов на государственную регистрацию вносимых изменений в Устав.
Постановлением Главы администрации Аввакумовского сельского поселения Однорога А.Г. № 67 от 18.07.2013 года постановлено увеличить уставной фонд МУП УК «Аввакумово» на 500000 рублей путем их перечисления на расчетный счет МУП УК «Аввакумово», а также утвердить изменения, вносимые в п. 6.11 Устава МУП УК «Аввакумово», которому было поручено произвести регистрацию вносимых изменений в налоговой инспекции.
Платежным поручением № 363 от 09.09.2013 года со счета МУ Администрация Аввакумовского сельского поселения на счет МУП УК «Аввакумово» в счет увеличения уставного капитала перечислено 500000 рублей.
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось, что внесенные в п. 6.11 Устава МУП УК «Аввакумово» изменения, предусматривающие увеличение размера уставного фонда на 500000 рублей, государственной регистрации в налоговом органе не прошли. Платежным поручением № 52 от 03.07.2014 года 500000 рублей были возвращены МУП УК «Аввакумово» на счет МУ Аввакумовское сельское поселение.
Между тем, согласно ст. ст. 9, 18 Федерального Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации вносимых в учредительных документы юридического лица изменений правом представления документов на государственную регистрацию обладают не только руководители юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, но и иные лица, действующие на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, а также руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Вместе с тем, решением Совета Депутатов Аввакумовского сельского поселения № 2 от 21.02.2013 года главе администрации Однорогу А.Г. прямо не поручалось совершить действия, связанные с подачей документов на государственную регистрацию вносимых в устав МУП УК «Аввакумово» изменений относительно увеличения уставного капитала МУП УК «Аввакумово», а, как следует из приведенных норм, подать документы на государственную регистрацию могли и иные лица.
Таким образом, глава администрации Однорог А.Г. решение Совета Депутатов № 2 от 21.02.2013 года исполнил в части перечисления денежных средств в счет увеличения уставного капитала МУП УК «Аввакумово», утвердил изменения, вносимые в п. 6.11 Устава МУП УК «Аввакумово», а также поручил МУП УК «Аввакумово» произвести регистрацию вносимых изменений, что не противоречило содержанию решения Совета Депутатов № 2 от 21.02.2013 года.
То обстоятельство, что глава администрации Однорог А.Г. не проконтролировал исполнение МУП УК «Аввакумово» подачу документов на государственную регистрацию вносимых изменений в устав, а также причины, по которым эти документы не были своевременно поданы в регистрирующий орган, в качестве дисциплинарного проступка истцу не вменялось, предметом проверки комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов не были.
Кроме того, в нарушение ст. 193 ТК РФ до привлечения распоряжением № 1 от 28.04.2014 года к дисциплинарной ответственности от главы администрации Однорога А.Г. не были затребованы письменные объяснения по факту вменяемого ему дисциплинарного взыскания. Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства стороной ответчика представлено не было.
При таких обстоятельствах у МУ Совет Депутатов Аввакумовского сельского поселения не имелось оснований для привлечения главы администрации Однорога А.Г. к дисциплинарной ответственности за неисполнение решения Совета Депутатов № 2 от 21.02.2013 года, при этом ответчиком был нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 1 от 28.04.2014 года на главу администрации Однорога А.Г., незаконно, потому подлежит отмене.
Как установлено судом, решением Совета Депутатов Аввакумовского сельского поселения № 19 от 08.04.2014 года Администрации Аввакумовского сельского поселения поручено в срок до 16.04.2014 года назначить независимую аудиторскую проверку деятельности МУП УК «Аввакумово» с заключением договора с аудиторской фирмой на проведение работ.
Свидетель "данные изъяты", депутат Совета Депутатов, показала, что, несмотря на то, что Советом Депутатов было принято решение о назначении аудиторской проверки, главой администрации Однорогом А.Г. аудиторская проверка деятельности МУП УК «Аввакумово» назначена не была.
В соответствии с п. 4.1 Устава МУП УК «Аввакумово» собственник имущества указанного муниципального предприятия в отношении этого предприятия принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг, что соответствует положениям п./п. 16 п. 1 ст. 20 Федерального Закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредителем МУП УК «Аввакумово» от имени муниципального образования является МУ Администрация Аввакумовского сельского поселения (п. 1.3 Устава МУП УК «Аввакумово»), при этом представительным органом муниципального образования, к исключительной компетенции которого отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является МУ Совет Депутатов Аввакумовского сельского поселения (п. 28 Устава Аввакумовского сельского поселения).
Изложенное опровергает доводы стороны истца о том, что глава администрации Однорог А.Г. был не вправе принимать решение о назначении аудиторской проверки деятельности МУП УК «Аввакумово».
При рассмотрении дела истец Однорог А.Г. не оспаривал то обстоятельство, что им не было исполнено решение Совета Депутатов Аввакумовского сельского поселения № 19 от 08.04.2014 года, следовательно, дисциплинарный проступок имел место быть.
Однако, от истца ответчиком вновь не были истребованы письменные объяснения по факту указанного дисциплинарного проступка, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренного ст. 193 ТК РФ, и является основанием для отмены распоряжения главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 2 от 28.04.2014 года.
Решением комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов Аввакумовского сельского поселения № 18 от 25.04.2014 года Администрации Аввакумовского сельского поселения поручено в срок до 16.05.2014 года составить отчет о работе администрации за 2013 год и об исполнении бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год с расшифровками по статьям расходов и доходов.
Доказательств того, что в установленный решением от 25.04.2014 года срок Администрацией Аввакумовского сельского поселения был составлен отчет о работе администрации за 2013 год и об исполнении бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год с расшифровками по статьям расходов и доходов, стороной истца представлено не было. Представленный отчет об исполнении бюджета на 01.01.2014 года нельзя признать отчетом о работе администрации за 2013 год и об исполнении бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год с расшифровками по статьям расходов и доходов, истребованный комиссией по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов Аввакумовского сельского поселения, поскольку никакой информации о работе Администрации Аввакумовского сельского поселения в 2013 году этот документ не содержит, а статьи расходов и доходов в нем расшифровки не имеют.
Из показаний свидетелей "данные изъяты", председателя комиссии по экономике, бюджету, финансам, налоговой политике и поддержке предпринимательской деятельности при Совете Депутатов Аввакумовского сельского поселения, "данные изъяты", члена указанной комиссии, следует, что отчет о работе администрации за 2013 год и об исполнении бюджета Аввакумовского сельского поселения за 2013 год комиссией от администрации Аввакумовского сельского поселения получен не был.
Учитывая изложенное, следует признать, что истцом Однорогом А.Г. не было исполнено решение комиссии от 25.04.2014 года, то есть им был совершен дисциплинарный проступок.
Вместе с тем, по факту совершения указанного дисциплинарного проступка ответчиком письменных объяснений от истца затребовано не было, следовательно, при привлечении главы администрации Однорога А.Г. к ответственности в виде выговора МУ Совет Депутатов Аввакумовского сельского поселения нарушил порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 193 ТК РФ, поэтому дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 3 от 26.05.2014 года, подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Однорога А. Г. к МУ Совет Депутатов Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области об отмене дисциплинарных взысканий удовлетворить.
Отменить дисциплинарные взыскания в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 1 от 28.04.2014 года; в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 2 от 28.04.2014 года; в виде выговора, наложенного распоряжением главы Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области № 3 от 26.05.2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья А.В. Кулаков
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2014 года