ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1316/19 от 13.05.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-1316/2019

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года г. Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Мильшина С.А.,

при секретаре Желтовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Протей» об обязании устранить нарушение лесного законодательства Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Протей» об обязании устранить нарушение лесного законодательства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что стороны состоят в договорных отношениях, между истцом и ответчиком заключен договор аренды лесного участка от ***№***. Согласно договору ООО «Компания Протей» для осуществления реакриационной деятельности предоставлен в аренду лесной участок общей площадью ***, расположенный в адрес***. Дополнительным соглашением от ***№*** площадь арендованного земельного участка изменена до ***

Договором аренды установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, проектом освоения лесов и условиями договора. Вместе с тем, в результате проверки исполнения обязательств по договору, проведенной *** установлено, что на арендованном ответчиком лесном участке установлено ограждение общей длиной ***

Просит обязать ООО «Компания Протей» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению используемого лесного участка в адрес*** в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно – демонтировать незаконно установленное ограждение, ограничивающее свободное пребывание граждан в лесах, общей длиной ***., на используемом лесном участке, расположенное в адрес***

Представители истца – Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области по доверенности ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнили в связи с проведенной проверкой и новыми замерами, просили суд: обязать ООО «Компания Протей» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению используемого лесного участка в адрес*** в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно – демонтировать незаконно установленное ограждение, ограничивающее свободное пребывание граждан в лесах, общей длиной ***, на используемом лесном участке, расположенное в адрес***. Уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика – ООО «Компания Протей» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме, полагали, что ограждение установлено на законных основаниях в соответствии с проектом освоения лесов.

Представитель третьего лица Государственного областного казенного учреждения «Кольское лесничество» в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв, в котором просил удовлетворить исковые требования.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В силу частей 4, 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2).

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5).

В силу пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года №62, лица, использующие леса для рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять освоение лесов в соответствии с данным проектом, а также соблюдать условия договора аренды лесного участка.

Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, *** между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и ООО «Компания Протей» заключен договор №*** аренды лесного участка, согласно которому арендатор обязуется принять в аренду лесной участок площадью ***, имеющий следующее местоположение: адрес***, являющийся частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером №***, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре №***. Целевое назначение лесов: защитные леса, категория запрещенности – запретные полосы лесов, защищающие нерестилища промысловых рыб. Вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности. Дополнительным соглашением от ***№*** площадь арендованного земельного участка изменена до ***

В соответствии с условиями указанного договора арендатор обязан: использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов и настоящим договором; допускать представителя арендодателя на лесной участок для осуществления контроля за исполнением условий договора (п.11 Договора).

Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от ***№*** утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 1,76 га, переданного в аренду ООО «Компания Протей» для осуществления рекреационной деятельности.

Пунктом 3.4 указанного Проекта установлено, что поскольку ранее участок использовался в соответствии с иным проектом, все строения на участке относятся к существующим (л.д.31).

Таблицей 3.4.1 Проекта определен перечень строений, которые существуют на указанном земельном участке: дорога с пожарным резервуаром, дизельная, навес для стоянки автомашин (6), домик для отдыха (6), пункт хранения пожарного инвентаря, беседка-барбекю (6).

Согласно пункта 8 Договора арендодатель имеет право получить от арендатора сведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, справочные и другие материалы об использовании, охране и защите лесов, расположенных на лесном участке и их воспроизводстве; свободно посещать лесной участок для осуществления контроля за исполнением условий договора.

В целях проверки исполнения обязательств по договору аренды от ***№*** арендатором ООО «Компания Протей» *** специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области осуществлен выезд на лесной участок, расположенный в адрес***.

Согласно акту №*** от *** об исполнении обязательств по договору аренды установлено, что на арендованном ответчиком лесном участке установлено ограждение общей длиной ***

В соответствии с актом осмотра лесного участка от *** (л.д.134-135) уточнена длина ограждения – ***

Согласно проекту освоения лесов на используемом ООО «Компания Протей» лесном участке не содержится и не проектируется возведение объекта нелесной инфраструктуры, а именно ограждения.

Разделом 2 п.п.3.1 Проекта освоения лесов установлено, что использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан свободно пребывать в лесах.

Статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (п.4 ст.11 ЛК РФ).

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ (ч.5 ст. 11 ЛК РФ).

Перечисленный перечень является исчерпывающим.

Между тем, материалами дела достоверно установлен факт ограничения ответчиком свободного доступа к объекту общего пользования - лесному участку. Наличие ограждений (заборов) создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы и ограничивая доступ на лесной участок.

Согласно требованиям ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. Арендаторы не вправе ограничивать доступ граждан в леса.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик нарушил действующее лесное законодательство Российской Федерации, установив на арендуемом лесном участке ограждение.

При этом суд исходит из доказанности факта наличия на территории лесного участка сооружений, не предусмотренных утвержденным Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке.

Оценивая доводы истца относительно срока устранения недостатков, суд полагает, что указанный срок является разумным, при этом, суд учитывает отсутствие со стороны ответчика каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности устранить недостатки в указанный срок.

Суд находит указанный истцом срок для исполнения ответчиком заявленных исковых требований в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о невозможности выполнения требований в срок, указанный истцом, суду не представлено.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Протей» об обязании устранить нарушение лесного законодательства Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Компания Протей» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению используемого лесного участка в квартале 52 выделе 37 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, демонтировать незаконно установленное ограждение, ограничивающее свободное пребывание граждан в лесах, общей длиной 479,25 метра, на используемом лесном участке, расположенном в квартале 52 выделе 37 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания Протей» в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Мильшин