ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1316/19 от 25.10.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1316/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2019 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре П.О. Ковалевой, с участием истца Мучкаевой И.М., представителя истца по доверенности Ланихиной Е.Г., представителя ответчика по доверенности Немеровец А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мучкаевой Ирины Михайловны к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019г. -ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа -ок от 01.07.2019г. о применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой, направление приказа -ОК от 29.07.2019г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Мучкаева И.М. обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к Управлению Министерства культуры РФ по ДФО о признании незаконным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019г. -ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа -ок от 01.07.2019г. о применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой, направление приказа -ОК от 29.07.2019г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 29.07.2019г. -ок» в адрес Генеральной прокуратуры РФ и Министерства культуры РФ, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование иска указала, что приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА- истец назначена, на должность федеральной государственной гражданской службы Управлении Минкультуры России по ДФО - заместитель руководителя, начальник отдела государственного контроля и надзора. В соответствии с должностным регламентом заместителя руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора в ее должностные обязанности не входит контроль за качеством исполнения служебных обязанностей сотрудников кадровой службы Управления Минкультуры России по ДФО. Приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ОК в отношении истца было вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания, на основании ст.59.1 ФЗ от ДАТА № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» и ст.13 ФЗ от ДАТА № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». С указанным приказом в установленные законом срок она не была ознакомлена в нарушение требований ст.59.3 ФЗ № 79-ФЗ, а ознакомлена только 22.07.2019г. Поручение об ознакомлении с указанным приказом дано с нарушением сроков, установленных ст.59.3 ФЗ № 79-ФЗ, только после подачи мной 12.07.2019г. официального заявления на имя руководителя. Согласно должностному регламенту заместителя руководителя, начальника от дела государственного контроля и надзора от 12.142.2018г. в должностные обязанности истца не входит проверка служебной деятельности сотрудников кадровой службы. С приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ОК «О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой» (далее - приказ -ОК) она не согласна, считает его вынесенным незаконно, необоснованно с нарушением процессуальных норм права и просит отменить по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч.3 ст.59.3 ФЗ от ДАТА № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» взыскания, предусмотренные ст.59.1 и 59.2 применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. При этом, положения указанной статьи не исключают при исчислении срока время нахождения государственного гражданского служащего в командировке, отпуске, период временной нетрудоспособности. Состав вменяемого истцу правонарушения законодательства о противодействии коррупции заключается в том, что при подаче документов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, в Управлении Минкультуры России по ДФО 12.10.2018г. она предоставила в справке о своих доходах за 2017г. недостоверные данные, а именно неверно указала сумму дохода только по одному месту службы, с приложением справок по форме 2-НДФЛ с двух мест службы за 2017г., комитета регионального контроля и лицензирования <адрес> в период с 01.01.2017г. по 31.08.2017г. и министерства жилищно-коммунального хозяйства края в период с 04.09.2017г. по 31.12.2017г. Данные указанных справок о совокупном доходе за 2017г. указывали на допущенную неточность и подтверждали указанные в справке о доходах места службы в 2017г. При подаче документов замечаний к качеству подготовки справки о своих доходах за 2017г. к истцу не поступало, дополнительных пояснений или документов не запрашивалось, проверка полноты и достоверности предоставленной информации проводилась сотрудниками Управления Минкультуры России по ДФО в течение 60 дней в установленном порядке. По результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений лица, претендующего на должность федеральной государственной гражданской службы, ДАТА исх. б/н в Минкультуры России был направлен доклад о результатах проверки в отношении И.М. Мучкаевой с выводами об отсутствии обстоятельств, препятствующих назначению на должность федеральной государственной гражданской службы, а именно отсутствие признаков преступления или административного правонарушения, недостоверных данных. Наличие указанного доклада и отсутствие информации о допущенной неточности при предоставлении сведений о доходах, как лицом претендующим на должность государственной гражданской службы, исключило возможности исправить допущенные истцом неточности до 12.01.2019г. в порядке, установленном Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента РФ от ДАТА, уже будучи федеральным государственным гражданским служащим. Факт представления недостоверных данных о ее доходах за 2017г. стал известен в управлении Минкультуры России по ДФО в ходе проверки 12.10.2018г. при получении ее документов и подтверждается информацией Управления федеральной налоговой службы по <адрес> от ДАТАдек. Повторно в Управление поступила аналогичная информация при проведении прокурорской проверки в феврале 2019г. Следовательно, срок привлечения к ответственности, установленный ст.59.1-59.3 ФЗ № 79-ФЗ, исчисляемый с даты получения информация о недостоверных данных о доходах истца за 2017г., определяется с 12.10.2018г. и истекает - 12.04.2019г., тогда как оспариваемый приказ -ОК вынесен за пределами указанного срока 01.07.2019г. Как усматривается из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ДАТА, и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО рекомендовано не применять к И.М. Мучкаевой дисциплинарное взыскание, в связи с отсутствие умышленного совершения правонарушения в период до поступления на федеральную государственную гражданскую службу. Указанные рекомендации не учтены при вынесении приказа -ОК. В нарушение требований приказа Минкультуры России от ДАТА «Об утверждении положения о комиссии Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов, (п.4 Положения), материалы проверки при приеме истца на государственную гражданскую службу 12.12.2018г., при проведении служебного расследования 17.05.2019г. для рассмотрения в указанную комиссию Минкультуры России не направлялись. Следовательно, при вынесении дисциплинарного наказания приказом -ОК нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, установленная положениями ст.59.1-59.3 ФЗ № 79-ФЗ и приказа Минкультуры России от ДАТА. Кроме того, как установлено материалами проверочного дела от 18.10.2018г., служебной проверки от 17.05.2019г. и протокола комиссии от ДАТА, предоставление недостоверных данных о своих доходах за 2017г., было допущено истцом при подаче документов на федеральную государственную гражданскую службу в Управление Минкультуры России по ДФО, т.е. в статусе лица, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы, т.е. будучи не государственным гражданским служащим. На момент подачи документов 12.10.2018г. истец не работала, что подтверждается записями в трудовой книжке. Указанная неточность допущена ею до прохождения государственной гражданской службы, не связана с нарушением ограничений и запретов, не принятию мер по урегулированию конфликта интересов, вытекающего из исполнения должностных обязанностей и личной заинтересованности государственного гражданского служащего, установленных положениями федеральных законов для должностей государственной гражданской службы. Документы при поступлении на государственные гражданские службы были поданы истцом в рамках требований ст.6-8,12 ФЗ от 25.12.2008г. 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента РФ от ДАТА как лицом, претендующим на замещение должности федеральной гражданской государственной службы, т.е. не в рамках обязанности, вытекающей из служебной деятельности и статуса государственного гражданского служащего. Как усматривается из представленных документов, ДАТА исх. б/н в Минкультуры России руководителем Управления Минкультуры России по ДФО направлен доклад о результатах проверки в отношении И.М. Мучкаевой с выводами об отсутствии обстоятельств, признаков преступления или административного правонарушения, препятствующих поступлению на федеральную государственную гражданскую службу. Соответственно приказом от 12.12.2018г. она назначена на должность. Исходя из вышеизложенного, при вынесении дисциплинарного взыскания приказом -ОК не учтено, что истцом не были допущены нарушения ФЗ о коррупции в период замещения должности федеральной государственной гражданской службы, следовательно, отсутствуют правовые основания для вынесения ей дисциплинарного взыскания. Кроме того, Приказ -ОК не содержит описание состава, допущенного истцом рушения и сроков его обнаружения. Указанное не соответствует требованиям п.53 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДАТА «О применении судами РФ ТК РФ», содержащим положения об общих принципах назначения дисциплинарных наказаний (взысканий). Фактически текст приказа № 79-ФЗ не позволяет определить действие (бездействие) государственного гражданского служащего за которые вынесено дисциплинарное взыскание, приказ вынесен без учета рекомендаций комиссии, выраженных в протоколе от ДАТА, фактических обстоятельств дела, а также оценки качества проведенной проверки должностными лицами Управления Минкультуры России по ДФО документов, представленных лицами, претендующими на должность государственной гражданской службы. Указанное лишает ее возможности предусмотренной ст.ст.14.52 ФЗ № 79-ФЗ, на получение из данного приказа достоверной и полной информации о вменяемом истцу нарушении, Кроме того, назначение незаконного дисциплинарного взыскания нанесло истцу существенный моральный вред, а именно: в соответствии с Положением о премировании в Управлении Минкультуры России по ДФО, она автоматически лишилась квартальной премии по результатам служебной деятельности за 3 квартал 2019г.; с февраля 2019г. по настоящее время она испытывает психологический дискомфорт ввиду отсутствия вины, предусмотренной положениями ст.59.3 ФЗ № 79-ФЗ, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья; указанный приказ препятствует: получению истцом в течение года первого классного чина по должности, что установлено положениями Приказа Минкультуры России от ДАТА «Об утверждении Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ государственным гражданским служащим», положениями ФЗ № 79-ФЗ, ФЗ от ДАТА № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; подаче в течение года документов для участия в конкурсах на государственную гражданскую службу, муниципальную службу. Незаконно вынесенный приказ -ОК приобщен к материалам ее личного дела, отрицательно влияет на ее репутацию, порочит честь и достоинство государственного гражданского служащего. В связи с вышеизложенным, просила признать незаконным приказ Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ОК с даты его вынесения - 01.07.2019г.; Обязать Управление Минкультуры России по ДФО отменить дисциплинарное взыскание в форме замечания, наложенное на истца приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ОК с даты его вынесения - 01.07.2019г.; Обязать Управление Минкультуры России по ДФО изъять из материалов личного дела Мучкаевой И.М. материалы служебной проверки и приказ о назначении дисциплинарного взыскания; Взыскать с Управления Минкультуры России по ДФО сумму морального ущерба в размере 100 000 руб.; Взыскать с Управления Минкультуры России по ДФО сумму судебных расходов за услуги представителя и оказание юридической помощи при рассмотрении дела в судебном порядке в размере 35000 руб.

В ходе судебного разбирательства по делу истец, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.39 ГПК РФ представила заявление об увеличении иска, где просила: признать незаконными действия и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от ДАТА-ок; Обязать управление обеспечить недопущение включения в личное дело, а равно, изъять из него материалов проверки, и приказа -ок от 01.07.2019г. о назначении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой; Взыскать с Управления Минкультуры России по ДФО в пользу И.М. Мучкаевой сумму морального вреда в размере 300 000 руб., судебные расходы за услуги представителя и оказание юридической помощи при рассмотрении дела в судебном порядке в размере 35 000 руб.; Обязать Управление Минкультуры РФ по ДФО направить приказ -ок от 29.07.2019г. "О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок в адрес Генерального прокурора РФ и Министерства культуры РФ; Вынести в отношении и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец в порядке ст.226 АПК РФ частное определение о фактах нарушения требований положений ст.59.3 ФЗ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" и ФЗ от ДАТА № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при вынесении приказа -ок и направить его в адрес Министерства культуры РФ.

В судебном заседании истец Мучкаева И.М. представила заявление о частичном отказе от исковых требований.

Определением суда от 25.10.2019г. производство по гражданскому делу по иску Мучкаевой Ирины Михайловны к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным и отмене приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019г. -ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело (а равно изъять из него) материалов проверки и приказа -ок от 01.07.2019г. о назначении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой, направление приказа -ОК от 29.07.2019г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, прекратить в части требования истца о возложении обязанности на Управление Минкультуры России по ДФО об отмене приказа Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ОК «О применении дисциплинарного взыскания к И.М. Мучкаевой».

В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности Ланихина Е.Г. заявленный иск поддержали по основаниям изложенным в нем, просили удовлетворить с учетом его увеличения. Дополнительно пояснили, что по доводам истца об отсутствии у нее возможности участвовать в конкурсах на включение в кадровый резерв на замещение должности государственной гражданской службы при наличии приказа о назначении государственному служащему дисциплинарного взыскания. В соответствии с требованиями п.28 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА, гражданский служащий не допускается к участию в конкурсе в случае наличия у него дисциплинарного взыскания, предусмотренного п.2, 3 ч.1 ст.57 либо п.2, 3 ст.59.1 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Аналогичные положения закреплены в Положении о кадровом резерве государственного органа <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДАТА, а именно п.2.9 (1) и более того в соответствии с п.5, 4.10 данного положения основанием для исключения гражданского служащего из кадрового резерва является наличие дисциплинарного взыскания, предусмотренного п.2.3 ч.1 ст.57 либо ч.2, 3 ст.59.1 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В целях соблюдения указанных требований при приеме на документов для участия в конкурсах на кадровый резерв по должностям государственной гражданской службы, в обязательном порядке от государственного гражданского служащего требуется справка, подписанная руководителем об отсутствии или наличии у претендента дисциплинарного взыскания. Следовательно, наличие приказа о дисциплинарных взысканиях автоматически лишает истца возможности участвовать в конкурсе на включение в кадровый резерв государственной гражданской службы РФ и <адрес>. Кроме того, истец просила учесть при решении вопроса о взыскании морального вреда, положение п.63 Пленума ВС РФ от ДАТА, т.к. в настоящее время она официально состоит на учете в КГКУ ЦЗН г.Хабаровска и <адрес> в статусе безработного, не имеет возможности, в силу незаконно назначенных наказаний, вернуться на государственную гражданскую службу. Она является опекуном недееспособной Хоревой О.К. (мамы), спровоцированное работодателем увольнение, в значительной мере нанесло ей финансовый ущерб, в настоящее время она не имеет финансовой возможности нанять сиделку по круглосуточному уходу за мамой. Считала, что решение и.о.руководителя Управления Минкультуры РФ по ДФО А.С. Немеровец о назначении истцу дисциплинарного взыскания обусловлено личной неприязнью. Кроме того, просила обратить внимание, что при проведении служебной проверки и подготовке приказа от ДАТА не учтены требования в соответствии с требованиями приказа Минкультуры РФ от ДАТА "Об утверждении положения о комиссии Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих, лиц замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов". Указанное свидетельствует о ненадлежащем контроле за подготовкой служебных документов в Управлении Минкультуры РФ по ДФО. В связи с изложенным считала назначенное ей дисциплинарное взыскание приказом от ДАТА-ок необоснованным и незаконным и просила удовлетворить ее требования в полном объеме.

Представитель ответчика Минкультуры РФ по ДФО по доверенности Немеровец А.С. в судебном заседании возражала против заявленного иска, в обоснование ссылаясь на содержание письменных возражений, где указала, что приказом Управления Минкультуры РФ по ДФО от ДАТА-ок "О применении дисциплинарного взыскания", являющегося предметом спора, признан недействительным (приказ от ДАТА "О признании недействительным приказа Управления Минкультуры РФ по ДФО от ДАТА-ок"). По данному факту в Управлении Минкультуры РФ по ДФО проведена служебная проверка в отношении сотрудника, ответственного за кадровую работу и работу по противодействию коррупции, начальника отдела экономики и финансов Управления Минкультуры РФ по ДФО Е.Е. Кравченко (приказ от ДАТА "О проведении служебной проверки"). Е.Е. Кравченко привлечена к дисциплинарной ответственности (приказ от ДАТА-ок "О применении дисциплинарного взыскания Е.Е. Кравченко"). Также по существу судебного спора сообщила, что в соответствии с поручением департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от ДАТА, на основании требований п.4 положения о Комиссии Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов, утв. приказом Минкультуры России от ДАТА, Управлением Минкультуры РФ по ДФО материалы проверки в отношении заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля и надзора И.М. Мучкаевой направлены в Министерство культуры РФ. На основании п.11.7, 11.11, 11.12 Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ, утвержденного приказом Минкультуры России от ДАТА, руководитель или должностное лицо, исполняющее обязанности руководителя Управления Минкультуры России по ДФО: - издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения ненормативного характера, организует и контролирует их исполнение; - назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа, заключает с ними служебные контракты и трудовые договоры, определяет их служебные (должностные) обязанности, а также решает в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе (трудовым законодательством РФ) иные вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в территориальном органе; - принимает в установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами Министерства порядке решения о выплате премий, надбавок к должностному окладу, материальной помощи, награждении, поощрении и дисциплинарном взыскании работников территориального органа. Тем самым, приказ от ДАТА «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок» издан в рамках компетенции представителя нанимателя, и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО. Требования Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), приказа Минкультуры России от ДАТА «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» не содержат запретов для издания подобного рода и свойства приказов. Нарушения требований ст. 59.3 ФЗ № 79-ФЗ в действия и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО отсутствуют. Листки нетрудоспособности И.М. Мучкаевой не являются надлежащим доказательством негативного влияния приказа от ДАТА «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок» на ее здоровье и доказательством морального ущерба. Данные доводы И.М. Мучкаевой необоснованны, надуманны, ни на чем объективно не основаны и ни чем объективно не подтверждены. И.М. Мучкаева с момента назначения на должность в период с ДАТА по ДАТА с заявлением о присвоении классного чина в Управление Минкультуры России по ДФО и в Минкультуры России не обращалась, а значит, не намеревалась проходить квалификационный экзамен для рассмотрения вопроса о присвоении классного чина в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДАТА «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим», ст.11 ФЗ № 79-ФЗ. Кроме того, в соответствии со ст.16 ФЗ № 79-ФЗ приказ от ДАТА «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок» не является препятствием для подачи документов и участию в конкурсах на государственную гражданскую службу, муниципальную службу. Данные доводы И.М. Мучкаевой являются надуманными и необоснованными. Как следует из письма Генеральной прокуратуры РФ от ДАТА/Нд 17901-19 в адрес Министра культуры РФ В.Р. Мединского Генеральной прокуратурой РФ в ходе проверки выявлено нарушение И.М. Мучкаевой ч.1 ст. 8 ФЗ № 273-ФЗ, выразившееся в сокрытии доходов за 2017г. в сумме 132 000 руб. Тем самым, подтвержден факт нарушения И.М. Мучкаевой антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. На основании ст.194 - 196 ГПК РФ, с учетом вышеизложенного, Управление Минкультуры России по ДФО считает исковое заявление И.М. Мучкаевой не подлежащим удовлетворению, просит суд в исковых требованиях И.М. Мучкаевой полностью отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно ст.11 Трудового кодекса РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме настоящего Кодекса, и иными Федеральными законами.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских служащих (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДАТА).

Федеральным законом от ДАТА № 79-ФЗ установлены порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы, порядок применения дисциплинарного взыскания.

Согласно ч.1 ст.57 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок проведения служебной проверки в отношении государственных служащих установлен статьей 59 данного федерального закона.

Статьей 59 указанного закона устанавливаются правила и порядок проведения служебной проверки по факту совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В силу ч.2 ст.59 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч.ч.4, 5 ст.59 ФЗ № 79-ФЗ). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. В последних случаях может иметь место косвенная заинтересованность в результатах служебной проверки. При этом, например, непосредственный начальник либо подчиненный гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, могут быть заинтересованы прямо или косвенно в ее результатах в зависимости от конкретных обстоятельств. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч.6 ст.59 ФЗ № 79-ФЗ). Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч.ч.8, 9 ФЗ № 79-ФЗ). При этом, предложения о применении или неприменении к гражданскому служащему, в отношении которого проводилась служебная проверка, носят рекомендательный характер, так как применение дисциплинарного взыскания является прерогативой представителя нанимателя. Также в заключении по результатам служебной проверки не должно содержаться предложений о виде дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (ч.10 ФЗ № 79-ФЗ). Подписание письменного заключения предполагает единство мнения всех участников проведения служебной проверки относительно ее результатов. Несоблюдение указанных требований влечет отмену дисциплинарного взыскания, примененного по результатам служебной проверки. Правила проведения служебных проверок не содержатся в указанном Законе, но могут быть разработаны государственными органами и представлены в виде соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов.

В силу положений ст.59.1 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральнымзакономот ДАТА 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральнымизаконами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ст.59.2 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.2). Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренныйстатьей 15Федерального закона от ДАТА N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Статьей 59.3 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ предусмотрен Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

В силу ст.59.3 вышеуказанного ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному п.1, 2 или 3 ч.1 ст.57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному п.1, 2 или 3 ст.59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании на основании распоряжения Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА, в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от ДАТА, на основании заявления И.М. Мучкаевой, дано указание провести проверку полноты и достоверности сведений, представленных ИМ. Мучкаевой, претендующей на замещение должности федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО; Ответственным должностным лицом за проведение проверки назначить заместителя руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец; По итогам проверки А.С. Немеровец предоставить доклад, содержащий предложения, предусмотренные пп.«а, б» п.28 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от ДАТА.

Из доклада по результатам проверки, подготовленным А.С. Немеровец от ДАТА № б/н, следует, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения И.М. Мучкаевой, не установлено. Рекомендовано назначить гражданина И.М. Мучкаеву на должность федеральной государственной службы Управления Минкультуры России по ДФО.

Приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-л Мучкаева И.М. принята на государственную гражданскую службу, назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по ДФО с 12.12.2018г. по срочному служебному контракту. Мучкаевой И.М. установлен: должностной оклад в размере 7 258 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу: за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30%; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 30%; ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы 120%; территориальный коэффициент: серный 30%, районный 20%.

Как следует из Протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДАТА, в составе: и.о.председателя комиссии, зам.председателя комиссии Кравченко Е.Е., секретаря комиссии Кривопаловой Ю.Ю., независимого эксперта Хван И.С., в присутствии государственного гражданского служащего – зам.руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры по ДФО И.М. Мучкаевой, по рассмотрению вопроса о соблюдении гражданской И.М. Мучкаевой требований о предоставлении полных и достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, установленных для граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы положениями ст.8 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от ДАТА «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Комиссии на рассмотрение представлены документы:

1. Представление заместителя Генерального прокурора РФ Управления Генеральной прокуратуры в ДФО И.В. Ткачева от ДАТА об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции;

2. Приказ о проведении проверки от ДАТА «О проведении проверки».

3. Материалы проверки, проводимой в отношении И.М. Мучкаевой в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДАТА «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», в том числе доклад от ДАТА б/н о результатах проверки.

На комиссию вынесен вопрос: о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от ДАТА «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» И.М. Мучкаевой, представившей недостоверные сведения о доходах за 2017г., при поступлении на государственную гражданскую службу в комплекте документов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО 18.10.2019г.

На заседании комиссии слушали Е.Е. Кравченко, которая доложила: о поступлении в Управление Минкультуры РФ по ДФО представления заместителя Генерального прокурора РФ Управления Генеральной прокуратуры в ДФО И.В. Ткачева от ДАТА об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, об установлении при проведении прокурорской проверки факта предоставления И.М. Мучкаевой недостоверных сведений о доходах за 2017г., представленных при поступлении на государственную гражданскую службу в комплекте документов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры РФ по ДФО 18.10.2019г., в части указания в справке о своих доходах за 2017г. сведений о фактических доходах за 8 месяцев, без учета денежного вознаграждения, полученного в министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в сумме 132000 руб. за период с 04.09.2017г. по 31.12.2017г. В данном случае, при решении о применении в отношении И.М. Мучкаевой дисциплинарного наказания целесообразно учесть, что представление недостоверных сведений о доходах за 2017г. И.М. Мучкаевой допущено при подаче документов на государственную гражданскую службу в октябре 2018г., в период, когда она не являлась государственным гражданским служащим, а являлась лицом, претендующим на должность государственной гражданской службы, следовательно, в данном случае, не могут применяться положения ст.59.1 Федерального закона № 73-ФЗ. В период проведения прокурорской проверки при выявлении нарушения И.М. Мучкаевой были устранены все нарушения до завершения проверки, а именно даны пояснения по предоставленным ранее документам, повторно представлена справка 2-НДФЛ по доходам за 2017г. Заслушав объяснения Мучкаевой И.М.

Исходя из вышеизложенного комиссия пришла к выводу о том, что И.М. Мучкаева не может быть привлечена к дисциплинарной ответственности предусмотренной ст.59.1 ФЗ , поскольку в период совершения нарушения не являлась государственным гражданским служащим, данные о доходах за 2017г. были предоставлены не корректно, не умышленно с приложением всех необходимых справок по форме 2-НДФЛ. Голосовали: единогласно.

Решили: рассмотрев все факты и обстоятельства данного обращения, комиссия пришла к выводу: рекомендовать и.о.руководителя управления Минкультуры по ДФО А.С. Немеровец не применять к заместителю руководителя, начальнику отдела государственного контроля и надзора дисциплинарное взыскание, предусмотренное положениями ст.57 Федерального закона № 79-ФЗ.

Приказом и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец от ДАТА-ок, к Мучкаевой И.М. как заместителю руководителя - начальнику отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

С данным приказом Мучкаева И.М. была ознакомлена под роспись 22.07.2019г.

26.07.2019г. за от начальника отдела экономики и финансов Е.Е. Кравченко на имя и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец поступила служебная записка, из которой следует, что 10.07.2019г. в Управление Минкультуры России по ДФО поступило письмо от Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от ДАТА о предоставлении в Департамент управления делами Минкультуры России копий материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО Мучкаевой И.М. в соответствии с поручение Генеральной прокуратуры РФ от ДАТА/Нд17901-19 и п.4 Положения о комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утв. приказом Минкультуры России от ДАТА. После направления пакета документов в Минкультуры России, ей поступил звонок от референта Отдела профилактики коррупционных нарушений и контроля Департамента управления делами Минкультуры России Зайцевой О.Н., в которой она дала разъяснения о следующем. В соответствии с п.4 Положения о комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Минкультуры России от ДАТА комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Министерства культуры РФ. В пояснениях заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры РФ по ДФО Мучкаевой И.М., полученных в ходе проведения служебной проверки указано требование о рассмотрении вопроса на комиссии, без указания принадлежности комиссии, чем она была введена в заблуждение и ошибочно предоставила материал на рассмотрение комиссии при Управлении Минкультуры РФ по ДФО. На основании вышеизложенного, в связи с направлением материалов в Минкультуры России (исх. от ДАТА) просит принять решение об отмене приказа от ДАТА-ок «О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой».

Приказом и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец от ДАТА признан недействительным приказ Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок «О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой».

С данным приказом Мучкаева И.М. была ознакомлена под роспись 04.09.2019г.

В соответствии с требованиями Приказа Минкультуры России от ДАТА "Об утверждении положения о комиссии Министерства культуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов", указанная комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Министерства культуры РФ (п.4). При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта "б" и подпункта "д" пункта 16 настоящего Положения, должностные лица подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеют право проводить собеседование с государственным служащим, работником организации, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а Министр культуры РФ или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления предоставляются председателю Комиссии. В случае направления запросов обращения или уведомления, а также заключение и другие материалы предоставляются председателю Комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (п.16.5).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Приказом и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец от ДАТА, приказано в период с ДАТА по ДАТА провести служебную проверку в отношении начальника отдела экономики и финансов Управления Минкультуры России по ДФО Е.Е. Кравченко, в ходе которой проверить факты о не направлении последней материалов проверки в отношении И.М. Мучкаевой в комиссию Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов.

Из заключения по результатам служебной проверки от 30.08.2019г. следует, что Генеральной прокуратурой РФ проведена проверка Управления Минкультуры России по ДФО, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, по результатам проверки вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от ДАТА. С целью установления нарушений законодательства, на основании приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА "О проведении проверки" проведена проверка достоверности и полноты сведений (сведений о доходах за 2017г.) представленных гражданином, претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, в отношении заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО И.М. Мучкаевой. По результатам проверки к И.П. Мучкаевой применено дисциплинарное взыскание (Приказ Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок "О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой"). В Управление Минкультуры России по ДФО поступило письмо от Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от ДАТА о предоставлении в Департамент управления делами Минкультуры России копий материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении заместителя руководителя начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО Мучкаевой И.М. в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ от ДАТА/Нд17901-19 и п.4 Положения о Комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Минкультуры России от ДАТА. Управление Минкультуры России по ДФО письмом от ДАТА "О предоставлении информации" направило в адрес Департамента управления Минкультуры России материалы проверки в отношении заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля и надзора И.М. Мучкаевой. С пояснений начальника отдела экономики и финансов Управления Минкультуры России по ДФО Е.Е. Кравченко от ДАТА следует, что после направления пакета документов в Минкультуры России Кравченко Е.Е. поступил звонок от референта Отдела профилактики коррупционных нарушений и контроля Департамента управления делами Минкультуры России Зайцевой О.Н., в котором она дала разъяснения, о следующем. В соответствии с п.4 Положения о Комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Минкультуры России от ДАТА Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Министерства культуры РФ. С пояснений Е.Е. Кравченко также следует, что в пояснениях заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО Мучкаевой И.М., полученных в ходе проведения служебной проверки указано требование о рассмотрении вопроса на комиссии, без указания принадлежности комиссии, чем Е.Е. Кравченко была введена в заблуждение и ошибочно представила материал на рассмотрение Комиссии при Управлении Минкультуры России по ДФО. В связи с направлением материалов в Минкультуры России (исх. от ДАТА) Е.Е. Кравченко просит принять решение об отмене приказа от ДАТА-ок "О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой". Приказом Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА "О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок" приказ Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок "О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой" признан недействительным.

На основании вышеизложенного, комиссия пришла к следующим выводам: служебную проверки по факту направления начальником отдела экономики и финансов Управления Минкультуры России по ДФО Е.Е. Кравченко материалов проверки в отношении И.М. Мучкаевой в Комиссию Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов считать законченной. Комиссия по проведению служебной проверки приходит к выводу о наличии ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей начальником отдела экономики и финансов Управления Минкультуры России по ДФО Е.Е. Кравченко, установленных должностным регламентом, выразившихся в не направлении материалов проверки в отношении И.М. Мучкаевой в комиссию Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих, лиц, замещающих отдельные должности в территориальных органах и лиц, замещающих должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры РФ, и урегулированию конфликта интересов. Комиссия по проведению служебной проверки находит в действиях Е.Е. Кравченко состав дисциплинарного проступка, предлагает применить к начальнику отдела экономики и финансов дисциплинарное взыскание в виде замечания, предусмотренного ст.57 ФЗ от ДАТА № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

Приказом и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО А.С. Немеровец от ДАТА-ок, к начальнику отдела экономики и финансов Управления Минкультуры России по ДФО Е.Е. Кравченко применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Изложенное выше достоверно свидетельствует о том, что при вынесении дисциплинарного наказания приказом -ОК нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, установленная положениями ст.ст.59.1-59.3 Федерального закона № 79-ФЗ и приказа Минкультуры России от 13.11.2018г. , вследствие чего изданный в отношении Мучкаевой И.М. приказ -ОК от 01.07.2019г. о применении дисциплинарного взыскания признаётся судом незаконным с момента своего издания.

При этом судом учитываются действия работодателя об отмене оспариваемого истцом приказа о применении дисциплинарного взыскания, что свидетельствуют о фактическом признании ответчиком исковых требований Мучкаевой И.М..

Истец не согласилась с таким способом разрешения трудового спора как отмена работодателем ранее изданного им приказа наложении дисциплинарного взыскания, настаивала на судебной защите своих нарушенных трудовых прав.

Учитывая, что истец после отмены ответчиком оспариваемого приказа не отказывалась от исковых требований о признании приказа незаконным, в судебном заседании поддержала заявленные требования в данной части иска, суд находит иск в указанной части обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оценивая требование иска о возложении на ответчика обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа -ок от 01.07.2019г. о применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой, направление приказа -ОК от 29.07.2019г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. -ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Так, порядок ведения личного дела муниципального служащего установлен в ст.30 Федерального закона от ДАТА № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в соответствии с ч.1, 4 которой на муниципального служащего заводится личное дело, к которому приобщаются документы, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы. Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется впорядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего. Копии решений о наложении на муниципального служащего дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены приобщаются к личному делу муниципального служащего (пп."с" п.16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведение его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА.

Согласно абз.6 ст.89 Трудового кодекса РФ, пп."в" п.6 Положения в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований ТК РФ или иного федерального закона.

В соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА пп."в" п.6, государственный служащий вправе требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, отработанных с нарушением Федерального закона.

Поскольку судом установлено отсутствие в материалах дела личного дела Мучкаевой И.М., материалов служебной проверки и отмененного приказа о дисциплинарном взыскании, Мучкаева И.М. уволена по собственному желанию, тем самым какие-либо новые документы представителем нанимателем в личное дело истца включены быть не могут.

При этом вышеуказанное Положение не предусматривает право работника требовать не включение в личное дело определенных доказательств, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска в данной части.

Кроме того, в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ только нарушенные гражданские права подлежат защите в суде, по данному делу, тогда как истцом не представлено доказательств того, что отсутствие у Генерального прокурора РФ и в Министерстве культуры РФ приказа -ок от 29.07.2019г. нарушаются права и законные интересы истца.

Между тем, представление Генерального прокуратуры РФ от 25.04.2019г. вынесено в соответствии с нормами и требованиями Федерального закона "О прокуратуре РФ", в соответствии с п.15 ст.21 которого действия (бездействие) и решения прокурора связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Кроме того, в соответствии со ст.26 ФЗ-2202-1 органы прокуратуры не подменяют другие органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, в удовлетворении данной части иска по мнению суда надлежит отказать

Оценивая требования иска о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как указано в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца ответчиком, что выразилось в незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности истца, суд приходит к выводу о компенсации в ее пользу морального вреда, размер которого, с учётом всех обстоятельств дела, представленных истцом документов, считает возможным определить в размере 7 000 руб..

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу норм ст.ст.94, 100 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе и расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что истцом при подготовке иска понесены расходы на оплату юридических услуг в сумме 35 000 руб., что подтверждается договором об оказании юридических услуг от ДАТА, квитанциями № ХА 000738 и счетом от 21.08.2019г. на сумму 5000 руб., № ХА 000739 и от 29.08.2019г. на сумму 30000 руб., актами выполненных работ от ДАТА на сумму 5000 руб., от 24.10.2019г. на сумму 30000 руб.

Как следует из п.1.1 вышеуказанного договора заказчик (Мучкаева И.М.) поручает, а исполнитель (ООО «Амбассадор» в лице ген.директора Ланихиной Е.Г.) принимает на себя обязательство за плату оказывать заказчику профессиональную юридическую услугу и произвести юридически значимые действия, направленные на защиту прав и интересов заказчика, а именно: защита интересов заказчика в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности приказом и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от ДАТА-ок, в том числе, представление интересов заказчика в различных судебных инстанциях. Стоимость услуг исполнителя по настоящему договору составляет 35000 руб. (п.3.1). Оплата заказчиком – исполнителю была произведена 21.08.2019г. в размере 5000 руб., и 29.08.2019г. в размере 30000 руб., что подтверждается вышеуказанными квитанциями, счетами и актами выполненных работ.

При определении размера подлежащих взысканию судебных расходов с ответчика в пользу истца суд учитывает, что в силу ст.100 ГПК РФ критерием определения положенной ко взысканию суммы судебных расходов является их разумность и фактическое несение истцом.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДАТАг. N355-О по общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт4статьи421 ГК Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя. Закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи17 (часть3) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Суд приходит к выводу о возможном удовлетворении заявленных Мучкаевой И.М. к Управлению Министерства культуры России по ДФО требований о взыскании судебных расходов, с учетом принципов разумности и справедливости, с учетом сложности дела, двух судебных заседаний с участием представителя истца, размер судебных расходов подлежащий взысканию с ответчика, суд, считает возможным определить в сумме 25000 руб.

В соответствии со ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.

Положения статьи 226 ГПК РФ, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 1316-О-О).

Вынесение частного определения, в силу части 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является правом суда и подлежит реализации при наличии указанных в законе оснований. По данному делу таких оснований не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконным с момента издания приказа и.о. руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу А.С. Немеровец -ОК от ДАТА «О применении дисциплинарного взыскания И.М. Мучкаевой».

Взыскать с Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу в пользу Мучкаевой Ирины Михайловны компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей, судебные расходы в размере 25000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.11.2019г.

Судья (подпись)

Решение суда не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-1316/2019 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания П.О. Ковалева