версия для печатиДЕЛО № 2-1317/2019 (Решение)
Дело №2-1317/2019 УИД 26RS0023-01-2019-002915-09 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2019 г. город Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего – судьи Чернышовой Т.В., при секретаре – Меликян М.С., при участии в судебном заседании помощника Минераловодского межрайонного прокурора Устиновой О.В., представителя администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО1, представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО2, представителей ООО «Омега-Строй» ФИО3, ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, признании недействительными разрешений на строительство, УСТАНОВИЛ: и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство многоквартирного жилого дома от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018, признании недействительными разрешений на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018. Одновременно и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующим в интересах неопределенного круга лиц, заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО «Омега-Строй» строительство в соответствии с параметрами, установленными проектной документацией двух 9-ти этажных многоквартирных домов на земельном участке с кадастровым номером . Определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26.06.2019 ходатайство и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 02.08.2019 в удовлетворении заявления ООО «Омега-Строй» об отмене обеспечительных мер, принятых определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26.06.2019, отказано. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Омега-Строй» (далее - ООО «Омега - Строй»), Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Исковые требования и.о. Минераловодского межрайонного прокурора основаны на том, что Минераловодской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края проведена проверка по коллективному обращению собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: , по результатам которой в деятельности должностных лиц органа местного самоуправления выявлены нарушения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешительной документации на строительство двух многоквартирных жилых домов по адресу: , ООО «Омега-Строй». ООО «Омега-Строй» на основании постановления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 2019 от 21.08.2018 на праве аренды как собственнику объекта незавершенного строительства сроком на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 5745 кв.м, расположенный по адресу:, разрешенное использование: под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (земли под жилыми домами многоэтажной застройки). Ранее указанный земельный участок использовался ООО «Омега-Строй» на основании договора уступки (цессии) от 14.02.2012 прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.08.2008 № 118, заключенному с ЗАО «Компания» Расчетно-информационный центр». До декабря 2017 года указанный земельный участок находился в территориальной зоне Ж-1 - «Зона смешанной среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (5 - 12 этажей)», установленной Правилами землепользования и застройки города Минеральные Воды, утвержденными Решением Минераловодской городской Думы от 12.03.2015 № 571. Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.12.2017 № 500 утверждены новые Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края. Согласно карте функционального зонирования генерального плана и карте градостроительного зонирования, а также новым Правилам землепользования и застройки Минераловодского городского округа земельный участок с кадастровым номером в настоящее время находится в зоне Ж-3 - «Среднеэтажная жилая застройка» (до 8 этажей). 23.04.2018 органом местного самоуправления принято постановление администрации Минераловодского городского округа № 933 от 23.04.2018 «Об утверждении проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» согласно которому вносимые изменения заключаются в увеличении этажности многоквартирного жилого дома до 9-ти этажей и размещении второго 9-ти этажного жилого дома на территории указанного земельного участка по . Таким образом, внесение изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98 в части размещения девятиэтажных многоквартирных жилых домов по , осуществлено с нарушением требований ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территории микрорайона № 2 и № 2 а г. Минеральные Воды на благоприятную среду обитания, что недопустимо. Постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.04.2018 № 933 «Об утверждении проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденного постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» принято по результатам проведенных публичных слушании, при проведении которых допущены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем оповещении органом местного самоуправления о начале публичных слушаний, а также неразмещении проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте или в информационных системах в течение 7 дней после опубликования оповещения о проведении публичных слушаний, что предусмотрено ч. 2 ст. 5.1, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ. 29.06.2018 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края ООО «Омега-Строй» выданы разрешения на строительство: разрешение на строительство № 26-ru26310000-147-2018 от 29.06.2018 объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 1» по адресу; , с проектными характеристиками: общая площадь 4500,2 кв. м, объем - 16843,4 куб. м, количество этажей - 9, площадь застройки 650,93 кв.м, срок действия разрешение на строительство до 29.09.2020 (27 мес.); разрешение на строительство ХУ 26-ru26310000-148-2018 от 29.06.2018 объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 2» по адресу: , с проектными характеристиками: общая площадь 4537,8 кв. м, объем - 17328,9 куб.м, количество этажей - 9, площадь застройки 524 кв. м, срок действия разрешение на строительство до 29.04.2020 (22 мес.). На момент выдачи вышеуказанных разрешений на строительство двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов земельный участок с кадастровым номером находился в территориальной зоне Ж-3 «Зона среднеэтажной жилой застройки», градостроительным регламентом которой установлено предельное количество этажей - 8. Таким образом, строительство в настоящее время двух многоквартирных 9-ти этажных домов противоречит требованиям градостроительного законодательства, а также Правилам землепользования и застройки Минераловодского городского округа и Генеральному плану Минераловодского городского округа Ставропольского края. Кроме того, основанием для выдачи указанных разрешений на строительство явилась, в том числе, разработанная ООО «Проектное бюро промышленного и гражданского строительства» (г. Пятигорск) проектная документация на объект «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2», которая имеет положительное заключение негосударственной экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017, выданное ООО «Премьер - эксперт КМВ». Подпунктом 12.1 статьи 48 ГрК РФ, а также пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрена возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства. Однако, указанная проектная документация не предусматривает разделение на этапы строительства. Несмотря на это, разрешения выданы фактически на отдельные этапы строительства. Результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, имеют положительное заключение экспертизы № 77-2-1-1-0140-17 от 21.07.2017, выданное ООО «Стройэкспертиза». По сведениям, приведенным в заключении экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017 в технико-экономических показателях объекта указана следующая продолжительность строительства: Корпус 1 - 15,5 мес.; Корпус 2 - 15,5 мес. Несмотря на это, разрешения на строительство выданы на срок 22 и 27 месяцев соответственно. В нарушение Приказа Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод в эксплуатацию» наименование объекта капитального строительства в бланках разрешений на строительство не соответствует наименованию объекта в проектной документации. Так, согласно Приложению № 1 к Приказу Минстроя России № 117/пр в строке 2 бланка разрешения должно указываться наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией, т.е. - «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2». Проектной документацией не предусматривается разделение на этапы строительства. Однако в строке 2 бланков разрешений на строительство указано название соответственно - «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 1» и «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 2». Разделом проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» предусмотрено размещение стоянок автомашин для временного (ГС1 - 5 шт., ГС2 - 2 шт.) и для постоянного хранения (С1 - 4 шт.), детских игровых площадок (5 шт.), площадок отдыха для взрослого населения (3 шт.), площадок для сушки белья (2 шт.), спортивная площадка (1 шт.). Раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана в части размещения нескольких автостоянок и благоустройства за пределами отведенного под строительство земельного участка, согласно чертежу градостроительного плана, а именно: с севера - ГС2 (2 шт.), С1 (2 шт.); с запада ГС1 (2 шт.), C1 (1 шт.); с юга С1 (1 шт.). Согласно сведениям, приведенным в экспертизе проектной документации, ООО «Омега-Строй» получены согласия на использование территории смежных земельных участков с кадастровыми номерами (правообладатель - ООО «Бета-Строй», письмо от 29.09.2017 № 17) и (правообладатель - ООО «Дельта-Строй», письмо от 29.09.2017 № 18) для размещения автостоянок и благоустройства для объекта «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2» на западе и востоке. Однако размещение автостоянок с северной и южной стороны земельного участка не согласовано. Согласие правообладателей земельного участка с кадастровым номером (смежный земельный участок по южной стороне) и правообладателей расположенных на нем объектов капитального строительства на размещение автостоянки, отсутствует. Выявленные нарушения отражены в информации от 07.03.2019 Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по результатам участия специалиста Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в проверке соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешительной документации на строительство двух 9-ти многоквартирных домов по адресу: . Таким образом, разрешения на строительство вышеуказанных объектов выданы в нарушение требований ГрК РФ. По результатам проверки межрайонной прокуратурой 14.03.2019 главе Минераловодского городского округа принесены протесты на разрешение на строительство от 29.06.2018 № 26-ru26310000-148-2018; разрешение на строительство от 29.06.2018 № 26-ru26310000-147-2018, по результатам рассмотрения которых, требования прокурора не исполнены. Основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском явились результаты проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения градостроительного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером , свидетельствующие о нарушениях требований ГрК РФ и нарушающие права граждан жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: , а так же иных лиц, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды. Поскольку ООО «Омега-Строй» 23.07.2018 на основании оспариваемого разрешения на строительство от 29.06.2018 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, о чем сделана регистрационная запись , заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного прокурора Устинова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, исключив из основания предъявленного иска доводы о нарушениях, допущенных при проведении публичных слушании, по результатам которых принято постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.04.2018 № 933 «Об утверждении проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденного постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98», касающихся ненадлежащего оповещения органом местного самоуправления о начале публичных слушаний, а также неразмещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте или в информационных системах в течение 7 дней после опубликования оповещения о проведении публичных слушаний, что предусмотрено ч. 2 ст. 5.1, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ, сославшись на то, что в ходе рассмотрения дела данные нарушения не подтвердились. Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края представила возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование поданных возражений ссылается на то, что и.о. Минераловодского межрайонного прокурора не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемыми действиями администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по выдаче ООО «Омега Строй» разрешений на строительство двух 9-этажных многоквартирных жилых домов от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018, создание угрозы жизни или здоровью неопределенного круга лиц. Права и законные интересы правообладателей земельного участка с кадастровым номером (смежный земельный участок по южной стороне) и правообладателей расположенных на нем объектов капитального строительства размещением автостоянки на земельном участке с кадастровым номером не затрагиваются. То обстоятельство, что на момент выдачи разрешений на строительство двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов земельный участок с кадастровым номером находился в территориальной зоне Ж-3 «Зона среднеэтажной жилой застройки», градостроительным регламентом которой установлено предельное количество этажей - 8, не является основанием для признания недействительными оспариваемых разрешений на строительство от 29.06.2018, поскольку основанием для их выдачи послужил градостроительный план земельного участка № ru26310000-0201 от 15.09.2017, выданный в период действия градостроительного регламента, в соответствии с которым земельный участок, на котором осуществляется строительство двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домом, располагался в территориальной зоне Ж-1- «Зона смешанной среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» (5 - 12 этажей). При этом, в соответствии с п. 10 ст. 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов. Представитель администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО1 в судебном заседании доводы возражений на исковое заявление поддержал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Третье лицо Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в письменном отзыве поддерживает позицию администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В дополнение к доводам ответчика указывает, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 10.06.2008 и имеет разрешенный вид использования земельного участка - под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (земли под жилыми домами многоэтажной застройки), что в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, предполагает размещение многоквартирных домов этажностью 9 этажей и выше. Общая площадь застройки двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов не превышает максимально допустимую. Благоустройство, предусмотренное разработанной проектной документацией на многоэтажные многоквартирные жилые дома, обеспечивает не только проектируемые, но и прилегающие объекты детскими, спортивными площадками, площадками для отдыха взрослого населения, парковками. При этом детские и спортивные площадки, площадки для отдыха взрослого населения (в том числе и для рядом стоящих домов) размещены на территории земельного участка с кадастровым номером . Коэффициент застройки под проектируемыми зданиями в границах земельного участка с кадастровым номером , определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка составляет всего 11,3 %, что ниже установленного градостроительным регламентом (60%) почти в 6 раз. Таким образом, увеличение этажности располагаемых на земельном участке объектов (многоквартирных жилых домов) направлено в первую очередь на увеличение площади под благоустройство, в том числе и для близлежащих жилых домов. Размещение двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов осуществляется на основании разрешений на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018, выданных на законных основаниях, и не является опасным для жизни или здоровья граждан. При этом при обращении с заявлением о выдаче разрешений на строительство двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов ООО «Омега-Строй» были приложены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе градостроительный план земельного участка от 15.09.2017 №ru 26310000-0201, подготовленный в соответствии с действовавшим на момент его выдачи градостроительным регламентом, согласно которому земельный участок с кадастровым номером находился в территориальной зоне Ж-1 «Зона смешанной среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» (5-12 этажей). Поскольку на дату выдачи оспариваемых разрешений на строительство от 29.06.2018 разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером не противоречил действовавшему на момент выдачи градостроительного плата градостроительному регламенту у администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, предусмотренные частью 13 статьи 51 ГрК РФ. Факт того, что на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство от 29.06.2018 решением Совета депутатов Минераловодского городского округа № 500 были утверждены Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа, согласно которым земельный участок с кадастровым номером располагается в территориальной зоне Ж-3 «Среднеэтажная жилая застройка», в границах которой установлено максимальное количество этажей при строительстве - 8, не мог повлиять на принятие решения о выдаче разрешений на строительство 29.06.2018, поскольку параметры строительства проверяются на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а не на дату выдачи разрешения на строительство. Кроме того, доводы искового заявления о том, что раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части размещения нескольких автостоянок и благоустройства за пределами отведенного под строительства земельного участка являются ошибочными, поскольку получение какого-либо согласования с собственниками земельных участков, на которых данные объекты расположены, не требовалось ввиду того, что согласно публичной кадастровой карте, а также космическим снимкам, в настоящее время имеются существующие автостоянки с северной и южной земельного участка. При этом, получение какого-либо согласования с собственниками земельных участков, на которых данные объекты расположены, не требуется. Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО2 в судебном заседании доводы возражений на исковое заявление поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Третье лицо ООО «Омега-Строй» в письменных возражениях на исковое заявление указало, что действия по строительству многоквартирных жилых домов осуществляются им в соответствии с действующим законодательством. ООО «Омега-Строй» получена разрешительная документация на строящиеся объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером . Управление Ставропольского края по строительному надзору производит государственные надзорные инспекционные работы по соблюдению требований исполнительной и производственной документации, а также по соблюдению обязательных требований технических регламентов (норм и правил) по производству работ каждого этапа строительства объектов капитального строительства - двух 9-ти этажных домов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером (акт проверки №10/02-2018 от 22.10.2018; акт проверки №10/02-2018-3 от 15.02.2019), каких-либо нарушений при осуществлении строительства не выявлено. В соответствии со статьей 45 ГрК РФ ООО «Омега-Строй» разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение экспертизы, после утверждения градостроительного плана, действующего в течении трех лет с момента его утверждения главой муниципалитета. Выданный 15.09.2017 ООО «Омега-Строй» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером действует до 15.09.2020, а закон, ухудшающий положение сторон обратной силы не имеет. К исковому заявлению приложено коллективное заявление собственников многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: , подписанное конкретными собственниками квартир, однако доказательств нарушения их прав строительством ООО «Омега-Строй» двух 9-ти этажных многоквартирных домов в материалы дела не представлено, при том, что согласно данным публичной кадастровой карте расстояние от данного жилого дома до строящихся 9-ти этажных многоквартирных домов составляет: до корпуса 1 - 27,50 кв.м, а до корпуса 2 – 100 кв.м. Представители ООО «Омега-Строй» директор ФИО3, ФИО4 в судебном заседании доводы возражений с учетом позиции администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края поддержали, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснили, что корпус 1 многоквартирного 9-ти этажного дома в настоящий момент построен на 96% до 9 этажа, корпус 2 на данный момент возведен до уровня 1 этажа, в связи с чем признание недействительными разрешений на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018 повлечет для ООО «Омега-Строй» значительные финансовые затраты для приведения уже построенного объекта в соответствие с требованиями действующего градостроительного регламента, и создаст угрозу банкротства общества. Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание не обеспечило. В письменном отзыве сослалось на нарушения, указанные в информации от 07.03.2019, представленной Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края по результатам участия специалиста Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в проверке соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешительной документации на строительство двух 9-ти этажных многоквартирных домов по адресу: , просило принять решение в соответствии с требованиями законодательства. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Изучив материалы дела, выяснив позицию участвующих в деле лиц, заслушав их пояснения, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (ст.ст. 55 и 67 ГПК РФ). Судом установлено, что 23.09.2008 между муниципальным образованием – городом Минеральные Воды (арендодатель) и ЗАО «Компания» Расчетно-информационный центр» (арендатор) заключен договор аренды № 118 земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 5745 кв.м, расположенного по адресу:, под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (п.1.1 договора). Срок аренды установлен с 01.09.2008 по 31.08.2013. По договору уступки (цессии) от 14.02.2012 прав и обязанностей по договору аренды от 23.08.2008 № 118, заключенному ЗАО «Компания» Расчетно-информационный центр» (цедент) и ООО «Омега-Строй» (цессионарий), последнему переданы в полном объеме права и обязанности ЗАО «Компания» Расчетно-информационный центр» как арендатора, вытекающие из договора аренды № 118 земельного участка от 23.09.2008. Дополнительным соглашением от 30.01.2013, заключенным между муниципальным образованием – Минераловодским муниципальным районом и ООО «Омега-Строй» к договору аренды от 23.08.2008 № 118, срок аренды земельного участка с кадастровым номером продлен до 31.08.2018. Дополнительным соглашением от 19.10.2016, заключенным между муниципальным образованием – Минераловодским городским округом и ООО «Омега-Строй» к договору аренды от 23.08.2008 № 118, в п. 1.1 назначение земельного участка с кадастровым номером «под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями» заменено «под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (земли под жилыми домами многоэтажной застройки)». Дополнительным соглашением от 11.04.2017, заключенным между муниципальным образованием – Минераловодским городским округом и ООО «Омега-Строй» к договору аренды от 23.08.2008 № 118, в п.1.1 адрес местоположения земельного участка с кадастровым номером «» изменен на «». На основании договора аренды земельного участка № 108 от 24.08.2018, заключенного между муниципальным образованием – Минераловодским городским округом (арендатор) и ООО «Омега-Строй» (арендодатель) последнему в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5745 кв.м, с разрешенным использованием - под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (земли под жилыми домами многоэтажной застройки), по адресу:, срок аренды установлен с 31.08.2018 по 30.08.2021. 15.09.2017 по заявлению ООО «Омега-Строй» Управлением архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа подготовлен градостроительный план ru26310000-0201 земельного участка с кадастровым номером , согласно которому указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1- «Зона смешанной среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» (5 - 12 этажей) в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Минеральные Воды, утвержденными решением Минераловодской городской Думы от 12.03.2015 № 571. Основным видом разрешенного использования земельного участка в указанной территориальной зоне является «строительство жилых домов квартирного типа от 5 до 12 этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями». Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 500 утверждены новые Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, согласно которым земельный участок с кадастровым номером находится в зоне Ж-3 - «Среднеэтажная жилая застройка» (до 8 этажей). Градостроительным регламентом зоны «Ж-3» установлены, в том числе следующие параметры: предельные размеры земельных участков от 600 кв.м до 3000 кв.м, максимальный процент застройки – 60%, минимальный отступ от границ земельного участка – 1 м, предельное количество этажей – 8. ООО «Омега-Строй» на основании постановления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 04.12.2017 № 3222 разрешено за счет собственных средств подготовить проект внесения изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98». Постановлением главы Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.02.2018 № 06 назначены публичные слушания по вопросу утверждения проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» на 01.03.2018. Согласно протоколу публичных слушаний по проекту изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» от 01.03.2018 № 1/9 вносимые изменения в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» заключались в размещении еще одного здания многоквартирного жилого дома на рассматриваемой территории, благоустройстве прилегающей территории. По результатам публичных слушаний согласно заключению № 1/9 от 05.03.2018 главе Минераловодского городского округа Ставропольского края рекомендовано утвердить проект изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98». 23.04.2018 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края принято постановление № 933 от 23.04.2018 «Об утверждении проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98». 29.06.2018 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края ООО «Омега-Строй» выданы разрешения на строительство: разрешение на строительство № 26-ru26310000-147-2018 от 29.06.2018 объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 1» по адресу: , с проектными характеристиками: общая площадь 4500,2 кв. м, объем - 16843,4 куб. м, количество этажей - 9, площадь застройки 650,93 кв.м, срок действия разрешение на строительство до 29.09.2020 (27 мес.); разрешение на строительство ХУ 26-ru26310000-148-2018 от 29.06.2018 объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 2» по адресу: , с проектными характеристиками: общая площадь 4537,8 кв. м, объем - 17328,9 куб.м, количество этажей - 9, площадь застройки 524 кв. м, срок действия разрешение на строительство до 29.04.2020 (22 мес.). 23.07.2018 на основании разрешения на строительство № 26-ru26310000-147-2018 от 29.06.2018 ООО «Омега-Строй» зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью застройки 650,9 кв.м, степенью готовности 15%, расположенный по адресу:, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 23.07.2018 сделана регистрационная запись . Минераловодской межрайонной прокуратурой с участием специалиста Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по коллективному обращению собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешительной документации на строительство двух 9-ти этажных многоквартирных домов по адресу: , результаты которой отражены в информации от 07.03.2019. В ходе проведенной проверки выявлено, что на момент выдачи разрешений на строительство от 29.06.2018 двух 9-ти этажных многоквартирных домов по адресу: вступили в действие новые Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, согласно которым земельный участок с кадастровым номером находится в зоне Ж-3 - «Среднеэтажная жилая застройка», предусматривающей предельное количество этажей – 8. Кроме того, основанием для выдачи указанных разрешений на строительство явилась, в том числе, разработанная ООО «Проектное бюро промышленного и гражданского строительства» (г. Пятигорск) проектная документация на объект «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2», которая имеет положительное заключение негосударственной экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017, выданное ООО «Премьер - эксперт КМВ». Подпунктом 12.1 статьи 48 ГрК РФ, а также пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрена возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства. Однако указанная проектная документация не предусматривает разделение на этапы строительства. Несмотря на это, разрешения на строительство выданы фактически на отдельные этапы строительства. Результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, имеют положительное заключение экспертизы № 77-2-1-1-0140-17 от 21.07.2017, выданное ООО «Стройэкспертиза». По сведениям, приведенным в заключении экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017 в технико-экономических показателях объекта указана следующая продолжительность строительства: Корпус 1 - 15,5 мес.; Корпус 2 - 15,5 мес. Несмотря на это, разрешения на строительство выданы на срок 22 и 27 месяцев соответственно. В нарушение Приказа Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод в эксплуатацию» наименование объекта капитального строительства в бланках разрешений на строительство не соответствует наименованию объекта в проектной документации. Так, согласно Приложению № 1 к Приказу Минстроя России № 117/пр в строке 2 бланка разрешения должно указываться наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией, т.е. - «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2». Проектной документацией не предусматривается разделение на этапы строительства. Однако в строке 2 бланков разрешений на строительство указано название соответственно - «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 1» и «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 2». Разделом проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» предусмотрено размещение стоянок автомашин для временного (ГС1 - 5 шт., ГС2 - 2 шт.) и для постоянного хранения (С1 - 4 шт.), детских игровых площадок (5 шт.), площадок отдыха для взрослого населения (3 шт.), площадок для сушки белья (2 шт.), спортивная площадка (1 шт.). Раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям Градостроительного плана в части размещения нескольких автостоянок и благоустройства за пределами отведенного под строительство земельного участка, согласно чертежу Градостроительного плана, а именно: с севера - ГС2 (2 шт.), С1 (2 шт.); с запада ГС1 (2 шт.), C1 (1 шт.); с юга С1 (1 шт.). Согласно сведениям, приведенным в экспертизе проектной документации, ООО «Омега-Строй» получены согласия на использование территории смежных земельных участков с кадастровыми номерами (правообладатель - ООО «Бета-Строй», письмо от 29.09.2017 № 17) и (правообладатель - ООО «Дельта-Строй», письмо от 29.09.2017 № 18) для размещения автостоянок и благоустройства для объекта «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2» на западе и востоке. Однако размещение автостоянок с северной и южной стороны земельного участка не согласовано. Согласие правообладателей земельного участка с кадастровым номером (смежный земельный участок по южной стороне) и правообладателей расположенных на нем объектов капитального строительства на размещение автостоянки, отсутствует. По результатам проверки Минераловодской межрайонной прокуратурой 14.03.2019 главе Минераловодского городского округа ФИО5 принесены протесты на разрешения на строительство от 29.06.2018 № 26-ru26310000-148-2018; от 29.06.2018 № 26-ru26310000-147-2018, по результатам рассмотрения которых требования прокурора не исполнены. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения и.о. Минераловодского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц (жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: , а так же иных лиц, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории микрорайона № 2 и №2а города Минеральные Воды) в суд с настоящим иском о признании незаконными действий администрации Минераловодского городского округа по выдаче разрешений на строительство многоквартирного жилого дома от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018, признании недействительными разрешений на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Поскольку ООО «Омега-Строй» 23.07.2018 на основании разрешения на строительство № 26-ru26310000-147-2018 от 29.06.2018 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана регистрационная запись , заявленные требования приняты к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Исковые требования предъявлены и.о. Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц. В силу пункта 2 статьи ГрК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Частью 1 статьи 41 ЗК РФ установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края является уполномоченным лицом, осуществляющим от имени органа местного самоуправления подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана земельного участка. Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Из положений пункта 4 статьи 2 и части 1 статьи 51 ГрК РФ следует, что при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации. В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи). Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). Исходя из положений статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию). Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ). Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 № 1633/13, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 ГрК РФ). В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. В статье 9 ГрК РФ указано, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Как следует из материалов дела, до декабря 2017 года земельный участок с кадастровым номером находился в территориальной зоне Ж-1 - «Зона смешанной среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (5 - 12 этажей)», предусматривающей строительство жилых домов квартирного типа от 5 до 12 этажей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Минеральные Воды, утвержденными решением Минераловодской городской Думы от 12.03.2015 № 571. Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 500 утверждены новые Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, согласно которым земельный участок с кадастровым номером находится в зоне Ж-3 - «Среднеэтажная жилая застройка», предусматривающей среднеэтажную жилую застройку с предельным количеством этажей - 8. Таким образом, на момент выдачи ООО «Омега-Строй» оспариваемых разрешений на строительство, а именно на дату - 29.06.2018 на земельном участке с кадастровым номером не допускалось размещения объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома с количеством этажей 9. В силу положений части 1 статьи 51 ГрК РФ, частей 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ у администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края не имелось оснований для выдачи разрешений на строительство объекта недвижимости, допустимость размещения которого не предусмотрено градостроительным регламентом. При этом представленный ООО «Омега-Строй» градостроительный план ru26310000-0201 от 15.09.2017 земельного участка с кадастровым номером для получения разрешений на строительство на дату выдачи оспариваемых разрешений на строительство (29.06.2018) не отвечал требованию актуальности. По смыслу статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой источник информации, содержащейся в документах территориального планирования и градостроительного зонирования; нормативах градостроительного проектирования; документации по планировке территории; сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; федеральной государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, применительно к конкретному земельному участку. При этом градостроительным планом не устанавливаются соответствующие характеристики, а лишь воспроизводятся те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Как следует из материалов дела, к заявлению о выдаче разрешений на строительство ООО «Омега-Строй» был представлен градостроительный план ru26310000-0201 от 15.09.2017 земельного участка с кадастровым номером , не соответствующий действующим Правилам землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденным Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 500, которыми не предусматривалась возможность размещения на земельных участках территориальной зоны Ж-3 - «Среднеэтажная жилая застройка» многоквартирного жилого дома с количество этажей – 9. В соответствии с частью 10 статьи 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. Вместе с тем, то обстоятельство, что градостроительный план ru26310000-0201 от 15.09.2017 на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство от 29.06.2018 являлся действующим, в данном случае не имеет правового значения. Градостроительный план земельного участка как документ, фиксирующий информацию (сведения и данные градостроительного регламента), обеспечивает лишь ее сохранение и накопление, а также возможность возвращения к информации во времени. Нормы статьи 57.3 ГрК РФ не предусматривают возможность отмены градостроительного плана земельного участка, который был ранее утвержден и соответствовал действующим на момент его выдачи нормам градостроительного регламента. Вместе с тем, учитывая, что прилагаемые к заявлению о выдаче разрешений на строительство документы должны содержать актуальную информацию, а строительство объектов недвижимости может осуществляться исключительно в соответствии с установленным градостроительным регламентом, у администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отсутствовали основания для выдачи испрашиваемых ООО «Омега-Строй» разрешений на строительство. То обстоятельство, что по результатам публичных слушаний 23.04.2018 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края принято постановление № 933 от 23.04.2018 «Об утверждении проекта изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98», в котором предусматривалось строительство двух 9-ти этажных многоквартирных домов, не свидетельствует о законности выдачи администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края оспариваемых разрешений на строительство. В силу ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа. Согласно части 12, части 12.1 статьи 45 ГрК РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Таким образом, правила землепользования и застройки имеют большую юридическую силу перед документацией территориального планирования. Следовательно, внесение изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98 в части размещения двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов по , осуществлено с нарушением требований ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. Оспариваемые разрешения на строительство от 29.06.2018 не соответствует градостроительному регламенту, в том числе, в части применения параметров высотного строительства. Более того, как следует из содержания протокола публичных слушаний № 1/9 от 01.03.2019 по проекту изменений в проект планировки территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды, утвержденный постановлением администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 22.01.2010 № 98» от 01.03.2018 № 1/9 на публичных слушаниях обсуждались лишь изменения, касающиеся размещения еще одного здания многоквартирного жилого дома на рассматриваемой территории (по адресу: ) и вопросы благоустройства прилегающей территории. При этом вопросы, касающиеся изменения допустимой градостроительным регламентом застройки зоны «Ж-3», а именно «среднеэтажной жилой застройки (до 8 этажей)» на «застройку многоквартирными жилыми домами (от 5 до 12 этажей)» на публичных слушаниях не обсуждались, соответствующие сведения в протоколе публичных слушаний № 1/9 от 01.03.2019 отсутствуют. Следует признать необоснованной ссылку администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа и ООО «Омега-Строй» на положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, предусматривающей, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, ввиду отсутствия оснований для применения указанной нормы применительно к конкретным обстоятельствам, установленными в настоящем деле. Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным регламентом (правилами землепользования и застройки). Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса. По смыслу нормы части 8 статьи 36 ГрК РФ в совокупности с частью 9 данной статьи в случае изменения градостроительного регламента собственник земельного участка вправе продолжать использование земельного участка, начатое до принятия или изменения правил землепользования и застройки. В данном случае земельный участок предполагалось использовать посредством ведения на нем строительства, основанием для начала которого являлась выдача разрешений на строительство 29.06.2018. Из материалов дела следует и признавалось участниками данного спора, что ООО «Омега-Строй» на момент получения разрешений на строительство 29.06.2018 не приступило к освоению земельного участка с кадастровым номером в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки города Минеральные Воды, утвержденными решением Минераловодской городской Думы от 12.03.2015 № 571, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям, связанным с выдачей разрешений на строительство, подлежит применению действующий градостроительный регламент, а именно Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденные решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 500. Также следует признать несостоятельными доводы администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа и ООО «Омега-Строй» о том, что предметом договора аренды № 108 от 24.08.2018 земельного участка с кадастровым номером , заключенного между муниципальным образованием – Минераловодским городским округом (арендатор) и ООО «Омега-Строй», является аренда земельного участка под строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями (земли под жилыми домами многоэтажной застройки), в связи с чем ООО «Омега-Строй», приобретая в аренду объект недвижимости – указанный земельный участок, вправе было рассчитывать на использование земельного участка в соответствии с имеющимися правоустанавливающими документами и указанным в них видом разрешенного использования этого участка. Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок приобретен ООО «Омега-Строй» на праве аренды 24.08.2019, то есть в период действия новых Правил землепользования и застройки Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденных решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017 № 500. В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно пункту 3 статьи 1 данного Кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 указанного Кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В данном случае ООО «Омега-Строй», действуя добросовестно и разумно, должно было и могло оценить реальную возможность использования земельного участка с кадастровым номером с учетом положений действующего градостроительного регламента. С учетом изложенного, поскольку на момент обращения ООО «Омега-Строй» с заявлениями о выдаче разрешений на строительство в отношении планируемого к застройке земельного участка с кадастровым номером имелся утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент, а представленный заявителем градостроительный план содержал информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту, при том, что строительство объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, суд приходит к выводу о том, что при выдаче ООО «Омега-Строй» оспариваемых разрешений на строительство администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края не мог быть принят во внимание градостроительный план земельного участка, утвержденный 15.09.2017, до вступления в силу действующих правил землепользования и застройки. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2016 № 307-КГ16-16507 по делу № А66-12236/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2019 № Ф07-15494/2018 по делу № А26-2769/2018). Строительство в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером двух 9-ти этажных многоквартирных жилых домов противоречит требованиям действующего градостроительного регламента, что нарушает права неопределенного круга лиц, а именно лиц, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории микрорайона № 2 и № 2а города Минеральные Воды. Кроме того, Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края выявлены и иные нарушения при выдаче ООО «Омега-Строй» оспариваемых разрешений на строительство. Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемых разрешений на строительство явилась, в том числе, разработанная ООО «Проектное бюро промышленного и гражданского строительства» (г. Пятигорск) проектная документация на объект «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2», которая имеет положительное заключение негосударственной экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017, выданное ООО «Премьер - эксперт КМВ». Подпунктом 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, а также пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрена возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства. Однако проектная документация не предусматривает разделение на этапы строительства. Несмотря на это, оспариваемые разрешения на строительство выданы ООО «Омега-Строй» 29.06.2018 фактически на отдельные этапы строительства. Кроме того, результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, имеют положительное заключение экспертизы № 77-2-1-1-0140-17 от 21.07.2017, выданное ООО «Стройэкспертиза». По сведениям, приведенным в заключении экспертизы № 26-2-1-2-0033-17 от 17.10.2017 в технико-экономических показателях объекта указана следующая продолжительность строительства: Корпус 1 - 15,5 мес.; Корпус 2 - 15,5 мес. Несмотря на это, разрешения на строительство выданы ООО «Омега-Строй» 29.06.2018 на срок 22 и 27 месяцев соответственно. В нарушение Приказа Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод в эксплуатацию» наименование объекта капитального строительства в бланках разрешений на строительство не соответствует наименованию объекта в проектной документации. Так, согласно Приложению № 1 к Приказу Минстроя России № 117/пр в строке 2 бланка разрешения должно указываться наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией, т.е. - «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2». Однако проектной документацией не предусматривается разделение на этапы строительства. В строке 2 бланков разрешений на строительство указано название соответственно - «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 1» и «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями. Корпус 2». Разделом проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» предусмотрено размещение стоянок автомашин для временного (ГС1 - 5 шт., ГС2 - 2 шт.) и для постоянного хранения (С1 - 4 шт.), детских игровых площадок (5 шт.), площадок отдыха для взрослого населения (3 шт.), площадок для сушки белья (2 шт.), спортивная площадка (1 шт.). Раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана от 15.09.2017 в части размещения нескольких автостоянок и благоустройства за пределами отведенного под строительство земельного участка, согласно чертежу градостроительного плана, а именно: с севера - ГС2 (2 шт.), С1 (2 шт.); с запада ГС1 (2 шт.), C1 (1 шт.); с юга С1 (1 шт.). Согласно сведениям, приведенным в экспертизе проектной документации, ООО «Омега-Строй» получены согласия на использование территории смежных земельных участков с кадастровыми номерами (правообладатель - ООО «Бета-Строй», письмо от 29.09.2017 № 17) и (правообладатель - ООО «Дельта-Строй», письмо от 29.09.2017 № 18) для размещения автостоянок и благоустройства для объекта «Многоквартирные многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями. Корпус 1. Корпус 2» на западе и востоке. Однако размещение автостоянок с северной и южной стороны земельного участка не согласовано. Согласие правообладателей земельного участка с кадастровым номером (смежный земельный участок по южной стороне) и правообладателей расположенных на нем объектов капитального строительства на размещение автостоянки, отсутствует. Таким образом, оспариваемые разрешения на строительство от 29.06.2018 вышеуказанных объектов выданы в нарушение требований ГрК РФ. Изложенные обстоятельства являются основанием для признания незаконными действий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по выдаче разрешений на строительство многоквартирного жилого дома от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018, а также признания недействительными указанных разрешений на строительство. При этом суд учитывает, что не смотря на то, что на основании оспариваемого разрешения на строительство № 26-ru26310000-147-2018 от 29.06.2018 ООО «Омега-Строй» 23.07.2018 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (корпус 1 многоквартирного жилого дома), и в настоящее время данный корпус фактически возведен ООО «Омега-Строй» до 9 этажа, что следует из представленных в материалы дела фотоматериалов, а и.о. Минераловодского межрайонного прокурора какие-либо требования, касающиеся восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, не заявлены, признание недействительными оспариваемых разрешений является допустимым (надлежащим) способом защиты нарушенных прав. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Статья 12 ГК РФ в качестве способов защиты права предусматривает, в том числе восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 12 ГК РФ предусматривает право лица самостоятельно выбирать способ защиты нарушенного права. В рамках настоящего дела и.о. Минераловодского межрайонного прокурора заявлен иск о признании недействительными разрешений на строительство без заявления требования о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения Вместе с тем, в данном случае целью обращения и.о. Минераловодского межрайонного прокурора в суд с настоящим иском является подтверждение судом факта существования или отсутствия нарушений ГрК РФ при выдаче оспариваемых разрешений на строительство. Признание в судебном порядке разрешений на строительство недействительными в силу статьи 61 ГПК РФ и статьи 69 АПК РФ освобождает и.о. Минераловодского межрайонного прокурора как истца от доказывания того же самого факта в других судебных процессах с участием тех же лиц. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, признании недействительными разрешений на строительство удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и разрешения на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018. Признать недействительными разрешение на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-148-2018 и разрешение на строительство от 29.06.2018 № 26ru26310000-147-2018. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено 03.09.2019. Судья Т.В. Чернышова |