ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1317/2014 от 30.09.2014 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № <...>-2014

Решение

Именем Российской Федерации

<...> сентября 2014 г. <...>

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Модина А.П.

при секретаре судебного заседания Татусь Л.В.,

с участием: представителя истца- помощника Лабинского межрайонного прокурора Ж, представителя ответчика- Т,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования <...> к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по исполнению требований закона «О рекламе»,

установил:

Лабинский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК в интересах муниципального образования <...> обратился с исковым заявлением в Лабинский городской суд <...> к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по исполнению требований закона «О рекламе».

В обосновании своих требований истец указывает, что Лабинской межрайонной прокуратурой по заявлению О проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе при возведении рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, район <...>.

Установлено, что рекламная конструкция, по вышеуказанному адресу расположена в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон).

Из информации, предоставленной администрацией муниципального образования <...>, следует, что управлением имущественных отношений администрации муниципального образования <...> по адресу: <...>, напротив <...>, выдано разрешение <...> на размещение, установку рекламной конструкции размером 6*3 (36 кв.м), срок действия данного разрешения с <...> по <...>, более какого – либо разрешения на размещение рекламной конструкции по вышеуказанному адресу - не выдавалось. Арендатором земельного участка общей площадью 6 кв.м по адресу <...> (район жилого <...>) является Ш в силу договора аренды земельного участка <...> от <...> Сроком действия до <...> года.

Однако администрацией муниципального образования <...> предписание на демонтаж указанной рекламной конструкции не вносилось.

Аналогичное бездействие допущено администрацией муниципального образования <...> в отношении следующих владельцев рекламных конструкций:

1. ООО «<...>» - рекламный щит <...>;

2. П (<...>) – <...> дорога <...>

3.ООО «<...>» - <...> (р-н СШ №<...>);

4. ООО «<...><...>;

5. П (<...>) – <...>, <...>, у стоянки;

6. Б<...> – 4 щита;

7. ООО «<...>» - <...>, район <...>;

8. ООО «<...>» - <...> (у шиномонтажа);

9. М<...>, у <...>;

10.П (<...>) – <...><...>;

11. ООО «<...>» - <...>;

12. ООО «<...>» - <...>;

13. ООО «<...>» - <...>;

14. А - <...><...>;

15. ООО «<...>» - <...>;

16. ИП ПМ - <...>, район <...>;

17. П<...>;

18. Д<...>, район СШ. № <...>;

19. ООО «<...>» - <...>.

Указанные рекламные щиты на момент проведенной проверки имеют истекший срок разрешения для размещения рекламы, однако меры к владельцам рекламы по понуждению к ее демонтажу администрацией района не принимаются.

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций исключает возможность выдачи разрешения на установку рекламных конструкций, что соответственно ущемляет интересы неопределенного круга лиц, претендующих на такое размещение, и интересы муниципального образования <...> на поступление в доход муниципального бюджета средств от аренды земельных участков в целях размещения рекламных конструкций и от оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на размещение рекламы. Не поступление средств в бюджет, отрицательно влияет на решение в муниципальном образовании социально значимых вопросов, таких как финансирование образования, финансирование мероприятий по охране окружающей среды и так далее, что непосредственно нарушает интересы неопределенного круга лиц в указанных сферах.

На основании изложенного, истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <...> в части непринятия мер по демонтажу рекламы, срок размещении которой истек.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <...> в части не утверждения схемы размещения рекламных конструкций.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внести предписания о демонтаже рекламы, срок размещения которой истек.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» утвердить схему размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании <...>.

В судебном заседании представитель истца – помощник Лабинского межрайонного прокурора Ж в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования, а именно просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <...> в части непринятия мер по демонтажу рекламы, срок размещении которой истек.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <...> в части не утверждения схемы размещения рекламных конструкций.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в срок до <...>. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внести предписания о демонтаже рекламы, срок размещения которой истек.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в срок до 01.07.2015г. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от <...> №38-ФЗ «О рекламе» утвердить схему размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании <...>.

В судебном заседании представитель ответчика - Т возражала против уточненных исковых требований, просила отказать в удовлетворении данных требований, при этом указала, что работа по вопросам, указанным в исковом заявлении Лабинского межрайонного прокурора, администрацией ведется, но для их решения требуется много времени и большие финансовые затраты.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 ст. 35 ФЗ от 17.0 1.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Лабинской межрайонной прокуратурой по заявлению О проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе при возведении рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, район <...>.

Из информации, предоставленной администрацией муниципального образования <...>, следует, что управлением имущественных отношений администрации муниципального образования <...> по адресу: <...>, напротив <...>, выдано разрешение <...> на размещение, установку рекламной конструкции размером 6*3 (36 кв.м), срок действия данного разрешения с <...> по <...>, более какого–либо разрешения на размещение рекламной конструкции по вышеуказанному адресу - не выдавалось. Арендатором земельного участка общей площадью 6 кв.м. по адресу <...> (район жилого <...>) является Ш в силу договора аренды земельного участка <...> от <...> г.. Сроком действия до <...> года.

Однако администрацией муниципального образования <...> предписание на демонтаж указанной рекламной конструкции не вносилось.

Аналогичное бездействие допущено администрацией муниципального образования <...> в отношении следующих владельцев рекламных конструкций:

1. ООО «<...>» - рекламный щит <...>;

2. П (<...>) – <...> дорога <...>;

3.ООО «<...>» - <...> (р-н СШ №<...>

4. ООО «<...><...>;

5. П (<...>) – <...>, <...>, у стоянки;

6. Б<...> – 4 щита;

7. ООО «<...>» - <...>, район <...>;

8. ООО «<...>» - <...> (у шиномонтажа);

9. М<...>, у <...>;

10.П (<...>) – <...><...>;

11. ООО «<...>» - <...>;

12. ООО «<...>» - <...>;

13. ООО «<...>» - <...>;

14. А - <...><...>;

15. ООО «<...>» - <...>;

16. ИП ПМ - <...>, район <...>;

17. П<...>;

18. Д<...>, район СШ. № <...>;

19. ООО «<...>» - <...>.

Таким образом, вышеуказанные рекламные щиты на момент проведенной проверки имели истекший срок разрешения для размещения рекламы, однако меры к владельцам рекламы по понуждению к ее демонтажу администрацией района до настоящего времени не принимаются.

Кроме того, в нарушение требований п.15.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и требований п.5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», предусматривающих, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности – администрацией муниципального образования Лабинский район до настоящего времени не разработана и не утверждена такая схема. Тогда как схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Данным бездействием не только нарушаются нормы федерального законодательства, а именно требования ч. 10 ст. 19 Закона, но и создаются препятствия для поступления в доходную часть бюджета государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции- 3000 рублей за одно разрешение (п. 105 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ).

Отсутствие схемы размещения рекламных конструкций исключает возможность выдачи разрешения на установку рекламных конструкций, что соответственно ущемляет интересы неопределенного круга лиц, претендующих на такое размещение, и интересы муниципального образования Лабинский район на поступление в доход муниципального бюджета средств от аренды земельных участков в целях размещения рекламных конструкций и от оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на размещение рекламы. Не поступление средств в бюджет отрицательно влияет на решение в муниципальном образовании социально значимых вопросов, таких как финансирование образования, финансирование мероприятий по охране окружающей среды и так далее, что непосредственно нарушает интересы неопределенного круга лиц в указанных сферах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования <...> в части непринятия мер по демонтажу рекламы, срок размещении которой истек, а также бездействие администрации муниципального образования <...> в части не утверждения схемы размещения рекламных конструкций, следует признать незаконным.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений закона, регулирующего спорные правоотношения, суд обязывает администрацию муниципального образования <...> в срок до 31.12.2014г. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внести предписания о демонтаже рекламы, срок размещения которой истек, а также суд обязывает администрацию муниципального образования Лабинский район срок до <...>. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» утвердить схему размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании <...>.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования <...> к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по исполнению требований закона «О рекламе»- удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <...> в части непринятия мер по демонтажу рекламы, срок размещении которой истек - незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования <...> в части не утверждения схемы размещения рекламных конструкций - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в срок до <...>. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внести предписания о демонтаже рекламы, срок размещения которой истек.

Обязать администрацию муниципального образования <...> срок до <...>. в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» утвердить схему размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании <...>.

Решение может обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский городской суд в течение месяца.

Судья А.П. Модин