ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1317/2022 от 12.07.2022 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2022-001710-13

Дело № 2-1317/2022

РЕШEHИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,

при секретаре Полынской Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия об обязании предоставить документы, связанные с работой,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее УФНС России по Республике Хакасия) об обязании предоставить документы, связанные с работой. Требования мотивированы тем, что 17.01.2022 представителем истца ФИО2 направлен в адрес ответчика запрос о предоставлении документов, связанных с работой. 24.02.2022 запрошенная информация была получена не в полном объеме, что не дает истцу оценить законность и обоснованность уменьшения размера материального стимулирования, выплаченного ей за 3 и 4 кварталы 2020 года по сравнению с другими бывшими коллегами, занимавшими равнозначные должности. Истец просила обязать ответчика предоставить копию служебной записки, на основании которой ей, согласно выписке из протокола заседания комиссии УФНС России по Республике Хакасия по оценке эффективности деятельности налоговых органов Республики Хакасия № 24 от 11.12.2020 была установлена сумма материального стимулирования за 3 квартал 2020 года в размере 5 000 руб.; копию Положения (регламента), определяющую размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО2, действующий на основании доверенности от 21.05.2021, не настаивал на удовлетворении исковых требований о предоставлении служебной записки, на основании которой произведено начисление суммы материального стимулирования за 3 квартал 2020 года. Настаивал на предоставлении Положения (регламента), определяющих размер выплат средств материального стимулирования, исходя из деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия. Пояснил, что данный документ необходим для определения обоснованности выплаты истцу материального стимулирования в размере значительно ниже выплаченного ее коллегам, занимающим равнозначные должности.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 13.12.2021, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что суммы материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного служащего, не носят системного характера, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Их выплата является правом, а не обязанностью работодателя. Служебная записка, о предоставлении которой заявлено требование, в отношении истца не существует, поскольку служебные записки составляются начальниками отделов в отношении подчиненных сотрудников. В отношении заместителей руководителя налогового органа, в число которых входила истец, комиссией по выплатам материального стимулирования принимается отдельное решение, предложения по которому направляются на утверждение начальнику налогового органа. В отношении каждой категории государственных служащих (состоящих в трудовых отношениях, уволенных, имеющих дисциплинарные взыскания, занимающих руководящие должности) Комиссией принимается решение о выплате и размере выплаты суммы материального стимулирования, которое оформляется протоколом. Положение (регламент), определяющее размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудников УФНС России по Республике Хакасия, является документом ограниченного доступа, имеет гриф «для служебного пользования», и не может быть представлено физическим лицам, не являющимися сотрудниками налоговой службы. Более того, не все сотрудники налоговой службы имеют допуск к информации с грифом «для служебного пользования». Также указанное положение содержит общие положения об определении размера средств материального стимулирования в отношении неопределенного круга сотрудников налоговых органов.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Из изложенного следует, что законом на работодателя возложена обязанность выдать работнику безвозмездно по его письменному заявлению документы, связанные с работой, или их надлежащим образом заверенные копии и установлен срок для выполнения этой обязанности, а именно: документы или их надлежащим образом заверенные копии должны быть выданы работодателем работнику не позднее трех рабочих дней с момента получения от работника соответствующего заявления. Перечень подлежащих выдаче работнику документов, изложенный в статье 62 Трудового кодекса Российской Федерации, исчерпывающим не является. Помимо названных в статье 62 Трудового кодекса Российской Федерации документов работодатель по письменному требованию работника обязан выдать ему и другие документы, связанные с работой. При этом работник не обязан обосновывать причину нуждаемости в этих копиях документов, связанных с работой.

По смыслу взаимосвязанных положений статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации о регулировании Трудовым кодексом Российской Федерации трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, правом получения от работодателя документов, связанных с работой, либо их надлежащим образом заверенных копий также обладают и работники, с которыми трудовые отношения были прекращены.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Приказом УФНС России по Республике Хакасия от 18 ноября 2020 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от замещаемой должности заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Республике Хакасия и уволена с 20 ноября 2020 года с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

17.01.2022 представитель ФИО1 – ФИО2 обратился в УФНС России по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении информации о суммах материального стимулирования, выплаченных ФИО1 за 3, 4 кварталы 2019 года, 1 и 2 кварталы 2020 года; копии служебной записки начальника отдела об определении размера материального стимулирования за 3 квартал 2020 года ФИО1 (согласно решению комиссии УФНС России по Республике Хакасия об оценке деятельности налоговых органов Республики Хакасия от 11.12.2020 № 24); копии Положения (регламента), определяющего размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия.

В ответ на указанное заявление УФНС России по Республике Хакасия 17.02.2022 направило в адрес заявителя выписки из запрашиваемых документов: информация о суммах материального стимулирования, выплаченных ФИО1 за 3, 4 кварталы 2019 года, 1 и 2 кварталы 2020 года (выписки из протоколов заседания комиссии по распределению средств материального стимулирования, выписки из приказов о материальном стимулировании сотрудников за указанные периоды); выписка из протокола заседания комиссии по распределению средств материального стимулирования за 3 квартал 2020 года (по уволенным сотрудникам).

В отношении вопроса о предоставлении копии Положения (регламента), определяющего размер выплат средств материального стимулирования, Управление сообщило о невозможности их предоставления, так как документы, определяющие механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, являются документами ограниченного распространения (для служебного пользования).

В судебном заседании установлено, что служебная записка в отношении ФИО1 не составлялась, поскольку она занимала руководящую должность.

В отношении нее применялось решение комиссии УФНС России по Республике Хакасия по оценке эффективности деятельности налоговых органов Республики Хакасия № 20 от 09.12.2020, согласно которому комиссия решила произвести выплату СМС за 3 квартал 2020 года уволенным федеральным государственным гражданским служащим по состоянию на 23.11.2020 в размере 5 000 руб., что подтверждается выпиской из протокола.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в части предоставления испрашиваемой служебной записки в отношении ФИО1 представитель истца исковые требования не поддержал, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Разрешая исковые требования в части обязания предоставить копию Положения (регламента), определяющего размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия, суд приходит к следующему.

Приказом ФНС России от 21.04.2021 ***О работе с несекретной информацией, доступ к которой ограничен федеральным законодательством, а также служебной информацией, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью" утверждены Порядок организации защиты служебной информации ограниченного распространения в налоговых органах, Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям.

Согласно п. 1 Порядка организации защиты служебной информации ограниченного распространения в налоговых органах, настоящий документ определяет порядок организации защиты информационных ресурсов, документов (бумажных носителей информации), а также других носителей информации, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

К служебной информации ограниченного распространения в рамках настоящего Порядка относится несекретная информация, доступ к которой ограничен федеральным законодательством (налоговая тайна, персональные данные), а также служебная информация, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью (п.2).

В судебном заседании установлено, что испрашиваемое истцом Положение (регламент), определяющий размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия, относится к документам служебного пользования.

Кроме того, данное положение не порождает для истца каких-либо правовых последствий, поскольку окончательное решение о размере средств материального стимулирования принимается руководителем налогового органа.

При таких обстоятельствах Положение (регламент), определяющее размер выплат средств материального стимулирования, исходя из эффективности деятельности сотрудника УФНС России по Республике Хакасия, не может быть отнесено к документам, которые непосредственно связаны с работой истца по смыслу ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к УФНС России по Республике Хакасия об обязании предоставить документы, связанные с работой, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия об обязании предоставить документы, связанные с работой – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Коноплёва

Мотивированное решение составлено 19 июля 2022 года.