ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1318/17 от 03.07.2017 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1318/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.

при секретаре Коткиной Г.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Белово

03 июля 2017 года

гражданское дело по иску Беловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Беловский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия.

Свои исковые требования мотивирует тем, что Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности тяговой подстанции <данные изъяты> Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД», находящейся на балансе Беловской дистанции электроснабжения - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в результате которой установлено следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (приложение № 1), в соответствии с пунктом 15 которого к таким объектам, в частности, отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.

Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, в п. 10 дано понятие устройств технологического электроснабжения, которыми являются устройства, обеспечивающие электроснабжение железнодорожных потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности (тяговые и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактная сеть, линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь, объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта).

Указывает, что из приведенных норм права усматривается, что тяговая подстанция <адрес> относится к устройствам электроснабжения, обеспечивающим электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и зашиты железнодорожного транспорта.

Согласно п. 21 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, государственной охране подлежат объекты электроэнергетики гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» железнодорожным транспортом общего пользования признается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Из ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» следует, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно пп. 4 п. 11 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585, Общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.

Согласно п. 4.4 Правил устройства системы тягового электроснабжения железных дорог, утвержденных МПС РФ 04.06.1997 № ЦЭ-462, территория тяговой подстанции должна иметь сплошное ограждение высотой 2,0 м. с доведением в населенных пунктах высоты до 2,5м. посредством насадки из стальной проволоки. В ограждении должны быть предусмотрены сплошные металлические ворота и калитки, конструкция которых не должна позволять свободно их преодолевать. Ворота и калитки должны закрываться на внутренний замок; калитка должна иметь дистанционное отпирание и переговорное устройство для осуществления связи с дежурным персоналом.

Входные наружные двери зданий подстанций и всех закрытых распределительных устройств (РУ) следует выполнять оборудованными внутренними замками. Окна и воздухозаборные отверстия должны быть оборудованы решетками.

Конструкции ввода и вывода кабелей, водопровода и канализации на территорию подстанции должны исключать проникновение на нее посторонних лиц.

Согласно п. 4.14 указанных Правил здания тяговых подстанций должны быть оборудованы автоматической охранной и пожарной сигнализацией с передачей сигналов в щитовое помещение, в квартиру дежурного (при дежурстве на дому), энергодиспетчеру и в пожарную часть (при наличии ее на станции).

На подстанциях без постоянного дежурного персонала охранной
сигнализацией должны быть также оборудованы: въездные ворота и калитки;
входные наружные двери первого и других этажей; оконные проемы и форточки первого этажа здания, закрытых распределительных устройств, насосных станций, компрессорных, аккумуляторных, складских помещений.

Тяговая подстанция <адрес> является собственностью ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О транспортной безопасности» обязанность обеспечить государственной охраной тяговую подстанцию <адрес> законодательно возложена на ОАО «РЖД», как на собственника указанного объекта транспортной инфраструктуры.

В результате проверки, проведенной на тяговой подстанции <адрес> установлено, что указанная подстанция является подстанцией без постоянного дежурного персонала, доступ к тяговой подстанции не ограничен, т.к. существующие заборы не препятствуют проникновению посторонних лиц. Тяговая подстанция находится вне жилых зон населенных пунктов, в связи с чем, противоправным действиям никто не воспрепятствует. Государственная охрана тяговой подстанции <адрес> не осуществляется.

Отсутствие государственной охраны тяговой подстанции <адрес> создает предпосылки к проникновению посторонних лиц на территорию тяговой подстанции с целью совершения террористического акта.

Поскольку тяговые подстанции создают условия бесперебойной работы железнодорожного транспорта, возникновение чрезвычайной ситуации в результате террористического акта на объектах электроэнергетики может привести к нарушению законодательства безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно аварийным остановкам электрического железнодорожного подвижного состава; сходу железнодорожного подвижного состава с рельс, в связи с обесточиванием стрелочных переводов, а также столкновению подвижного состава, в случае обесточивания светофоров, а также невозможности управления перевозочным процессом, в связи с обесточиванием постов электрической централизации.

Аналогичная позиция высказана в апелляционных определениями судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда.

Данные нарушения представляют реальную угрозу безопасности движения и могут послужить предпосылкой к совершению транспортных происшествий на железнодорожном переезде, в том числе, с тяжкими последствиями, что может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с тем, что состав лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на объекте транспортной инфраструктуры, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным. Соответственно речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на тяговой подстанции <адрес> Беловской дистанции электроснабжения, обеспечив государственную охрану тяговой подстанции <адрес> дистанции электроснабжения.

В ходе судебного разбирательства Беловский транспортный прокурор предоставил уточнение исковых требований, просит установить срок исполнения для ответчика 6 месяцев.

В судебном заседании прокурор Бардокин А.Б. поддержал исковые требования. Дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что согласно объяснению начальника Беловской дистанции энергоснабжения, полученного в ходе проведения проверки, помещения тяговых подстанций круглосуточно не охраняются. Подстанции находятся вне жилых зон населенных пунктов, в связи с чем противоправным действиям никто не воспрепятствует. Круглосуточное дежурство не осуществляется. Также пояснил, что отношения, связанные с обеспечением безопасности пассажиров и транспортной инфраструктуры носят комплексный характер, в связи с чем должны регулироваться нормами гражданского законодательства. В силу положений п. 1 ст. 786 ГК РФ, ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» обеспечение безопасности входит в число обязанностей перевозчика – стороны в договоре перевозки.

Представитель ответчика – ОАО «РЖД» Качелков Р.С., действующий на основании доверенности от 20.02.2017г. № З-Сиб-17Д, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать истцу в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Согласно письменному отзыву на исковое заявление (л.д. 48-51) законодательством на ОАО «РЖД» не возлагается обязанность обеспечения государственной охраны тяговых подстанций.

Определение термина «государственная охрана» содержится в Федеральном законе от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране».

Статья 1 указанного Закона определяет, что государственная охрана -деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

При этом согласно ст. 1 Закона «О государственной охране» под охраняемыми объектами понимаются:

здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны;

здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Таким образом, исходя из толкования закона «О государственной охране» под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Из приведенных нормативных актов следует, что обязанность по государственной охране объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возложена на федеральные органы исполнительной власти и не может быть переложена на субъекты транспортной инфраструктуры, так как является исключительной их компетенцией, поэтому субъект транспортной инфраструктуры не может вмешиваться в эту сферу деятельности, так как это влечет превышение его полномочий.

Государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности (ст. 5 Закона «О государственной охране»).

Ведомственная охрана, осуществляющая охрану наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с распоряжением Правительства РФ №891-р от 27.06.2009, не может привлекаться в качестве органа государственной охраны, т.к. она формирует свой бюджет за счет прибыли, полученной в результате охранной деятельности на коммерческой основе и не является государственным органом.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана может выполнять функции охраны, но только в отношении объектов, являющихся государственной собственностью и
находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов
государственной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При этом финансирование услуг ведомственной охраны должно
осуществляться из государственного бюджета, поскольку, обеспечение государственной охраны является расходным
обязательством Российской Федерации (ст. 28 Закона «О государственной
охране»). А поскольку тяговая подстанция <адрес> находится не в государственной собственности, ведомственная охрана не может выполнять функции государственной охраны тяговой подстанции <адрес>.

Таким образом, действующее законодательство не содержит каких-либо норм, предусматривающих обязанность ОАО «РЖД» обеспечивать государственную охрану тяговых подстанций.

Обосновывая наличие обязанности ОАО «РЖД» обеспечить государственную охрану тяговой подстанции <адрес>, истец ссылается на п. 21 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992г. №587. Однако постановлением Правительства РФ от 09.09.2015г. №948 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 и Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 в настоящее время называется «Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется». Кроме того постановлением Правительства РФ от 18 марта 2017 г. № 311 так же внесены изменения в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587.

Таким образом, объекты, включенные в указанный Перечень, в настоящее время всего лишь запрещает охранять силами частных охранных предприятий определенные объекты. Перечень больше не возлагает на кого-либо обязанность обеспечивать государственную охрану.

Указывает, что объекты, включенные Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, могут охранять любые охранные предприятия, не являющиеся частными охранными предприятиями. Помимо государственной охраны на таких объектах может быть организована ведомственная охрана (силами ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ»), вневедомственная охрана (силами ФГУП «Охрана»). К тому же, указанный перечень не возлагает обязанность осуществлять государственную охрану, он только запрещает осуществление частной охраной деятельности на отдельных объектах.

Таким образом, у ОАО «РЖД» нет обязанности обеспечить, именно, государственную охрану тяговой подстанции <адрес> и никакой нормативный акт не предусматривает обязанность ОАО «РЖД» обеспечить государственную охрану (или иной вид охраны) тяговой подстанции на <адрес>.

Из изложенного следует, что прокурор основывает свои требования на законе, не подлежащим применению, а именно Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 (Перечень объектов, подлежащих государственной охране) в редакции, не действующей на дату подачи искового заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в действующей редакции) утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (приложение N 1), в соответствии с пунктом 15 которого к таким объектам, в частности, отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

Таким образом, указанные в перечне объекты не подлежат охране частными охранными предприятиями. При этом государственная охрана указанных предприятий с учетом особой значимости объектов допускается.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» железнодорожным транспортом общего пользования признается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Аналогичное понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта» приведено в статье 2 Устава железнодорожного транспорта.

В разделе 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, установлено, что устройства технологического электроснабжения - устройства, обеспечивающие электроснабжение железнодорожных потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности (тяговые и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактная сеть, линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги поездов, объектов технологической электросвязи, объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта.

Согласно п.4.4. Правил устройства системы тягового электроснабжения железных дорог, утвержденных МПС РФ 04.06.1997 N ЦЭ-462, территория тяговой подстанции должна иметь сплошное ограждение высотой 2,0 м с доведением в населенных пунктах высоты до 2,5 м посредством насадки из стальной проволоки. В ограждении должны быть предусмотрены сплошные металлические ворота и калитки, конструкция которых не должна позволять свободно их преодолевать. Ворота и калитки должны закрываться на внутренний замок; калитка должна иметь дистанционное отпирание и переговорное устройство для осуществления связи с дежурным персоналом.

Входные наружные двери зданий подстанций и всех закрытых распределительных устройств (РУ) следует выполнять оборудованными внутренними замками. Окна и воздухозаборные отверстия должны быть оборудованы решетками.

Конструкции ввода и вывода кабелей, водопровода и канализации на территорию подстанции должны исключать проникновение на нее посторонних лиц.

Согласно п. 4.14 указанных Правил здания тяговых подстанций должны быть оборудованы автоматической охранной и пожарной сигнализацией с передачей сигналов в щитовое помещение, в квартиру дежурного (при дежурстве на дому), энергодиспетчеру и в пожарную часть (при наличии ее на станции).

На подстанциях без постоянного дежурного персонала охранной сигнализацией должны быть также оборудованы:

-въездные ворота и калитки;

-входные наружные двери первого и других этажей;

-оконные проемы и форточки первого этажа здания, закрытых распределительных устройств, насосных станций, компрессорных, аккумуляторных, складских помещений.

В судебном заседании установлено, что тяговая подстанция <адрес> входит в перечень объектов недвижимого имущества ОАО «РЖД», находящихся на балансе Беловской дистанции электроснабжения (л.д. -8-9), является собственностью ОАО «РЖД» согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (л.д. 10).

Согласно пп. 6 п. 10 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года № 585, основными задачами общества являются в том числе, обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу. В силу пп. 4 п. 11 Устава для достижения целей, указанных в настоящем уставе, Общество вправе осуществлять следующие основные виды деятельности: перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки; поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению;

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и с учетом ограничений, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 16 Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги").

Согласно данным технического паспорта (л.д. 11-26) тяговая подстанция <адрес> обеспечивает функционирование железнодорожных путей общего пользования.

Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, в п. 10 дано понятие устройств технологического электроснабжения, которыми являются устройства, обеспечивающие электроснабжение железнодорожных потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности (тяговые и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактная сеть, линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь, объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта).

Из указанного следует что, тяговая подстанция <адрес> относится к устройствам электроснабжения, обеспечивающим электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь, объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта, подстанцияобеспечивает электроснабжение железнодорожных путей общего пользования, является частью инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем указанный объекта электроэнергетики, относится к объектам в отношении которых требуется исключительно государственная охрана.

Из рапорта помощника Беловского транспортного прокурора Бордокина А.Б. следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности тяговой подстанции <адрес>, установлено, что подстанция является объектом без постоянного дежурного персонала, доступ к ней неограничен, так как существующие заборы не препятствуют проникновению посторонних лиц. Подстанция находится вне жилых зон населенных пунктов, в связи с чем, противоправным действиям никто не воспрепятствует, государственная охрана тяговой подстанции не осуществляется (л.д. 7). Данные обстоятельства подтверждаются объяснением начальника Беловской дистанции электроснабжения, согласно которому за время его работы в указанной должности имели случаи незаконного вмешательства в деятельность тяговых подстанций (л.д. 27).

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

Тяговые подстанции расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 названного Закона, для различных категорий транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Во исполнение статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Правительством Российской Федерации утверждены Требования № 43, в силу которых субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).

Отношения, связанные с обеспечением безопасности пассажиров и транспортной инфраструктуры носят комплексный характер, в связи с чем должны регулироваться, в том числе нормами гражданского законодательства.

Это обосновывается тем обстоятельством, что обеспечение безопасности пассажиров и транспортной инфраструктуры, в силу требований ч. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ, ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», входит в число обязанностей перевозчика - стороны в договоре перевозки.

Таким образом, судом установлено, что ответчик ОАО «РЖД», являющееся субъектом транспортной железнодорожной инфраструктуры и собственником объекта электроснабжения железнодорожной инфраструктуры - тяговой подстанции <адрес>, не обеспечило эту тяговую подстанцию охраной.

Доводы представителя ответчика о том, что государственная охрана тяговой подстанции не обязательна, в силу закона в ее отношении могут быть применены и иные виды охранной деятельности, не могут быть приняты во внимание.. Из приведённых норм права в их совокупности следует, что осуществление государственной охраны инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не ставится в зависимость от того, являются ли эти объекты государственной или частной собственностью, охраной, в том числе, государственной, обеспечиваются объекты, охрана которых не может обеспечиваться частными охранными предприятиями, к которым относится и указанная в иске тяговая подстанция.

Суд считает, что 6-месячный срок, указанный представителем истца, с учетом характера нарушения, значимости вопроса для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, является разумным и достаточным для устранения нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Беловского транспортного прокурора в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить государственную охрану тяговой подстанции <адрес> дистан­ции электроснабжения в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 08.07.2017 года.

Судья М.Т. Гавричкова