ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1318/20 от 23.06.2020 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

УИД: 89RS0-50

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 июня 2020 г. <адрес>, ЯНАО

Ноябрьский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Клышниковой О.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

с участием:

истца ФИО2, ее представителя ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста и признании права на ее назначение,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (далее - ГУ – УПФР в <адрес>) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста и признании права на ее назначение.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

ФИО2 обратилась с иском к УПФР в <адрес> по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена досрочно страховая пенсия по старости в связи с работой и проживанием на территории зоны радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако ей стало известно, что указанное решение было отменено, поскольку представленная ею справка, подтверждающая проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, выдана на ФИО5, в связи с чем истцу предложено возвратить излишне выплаченные денежные средства в сумме 147 182 руб. 61 коп.

С принятым решением ответчика об отказе в установлении пенсии истец не согласна. В период с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ она проживала и училась в ФИО3<адрес>ФИО5. Истец предоставила ответчику справку от ДД.ММ.ГГГГ о проживании в населенном пункте, относящемся к зоне радиационного загрязнения (4 категории). В выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, выехавшим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ей было отказано. На основании изложенного истец просила, с учетом уточненных требований, признать решение ответчика об отказе в назначении ей пенсии незаконным, признать за нею право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста в связи с проживанием в период с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и обязать пенсионный орган назначить пенсию по старости с уменьшением возраста с ДД.ММ.ГГГГ, с зачетом сумм пенсии, выплаченных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО2 на уточненных исковых требованиях наставала, привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель истца ФИО10 поддержала доводы иска, просила об удовлетворении уточненных требований, ссылаясь на наличие достаточных оснований для назначения пенсии истцу.

Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы возражения, суть которых сводится к тому, что истцом не предоставлены надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а справка представленная ФИО2 к таковым не относится, так как выдана уполномоченным органом ФИО5.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами (ст. 28.1 Закона N 1244-1).

Согласно ст. 3 Закона N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Согласно ч. 2 ст. 28.1 Закона N 1244-1, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 указанного Закона.

В соответствии со ст. 34 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Материалами гражданского дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ и ст. 34 Закона N 1244-1, и решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости с уменьшением возраста с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в <адрес>ФИО2 отказано в установлении пенсии, отменено принятое пенсионным органом решение от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа (удостоверения), необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Как следует из указанного решения ответчика, ФИО2 предоставлена справка, подтверждающая проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которая выдана на территории ФИО5. Учитывая, что снижение пенсионного возраста предусмотрено только для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, имеющих удостоверение установленного образца, право на снижение возраста выхода на пенсию по Закону N 1244-1 не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, в связи с чем в адрес ФИО2 направлено требование о возврате излишне выплаченных сумм пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 147 182 руб. 61 коп.

Страховой стаж работы ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 лет 2 месяца 17 дней, при требуемом по закону 20 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 24 года 2 месяца 17 дней, при требуемом по закону 15 лет. Индивидуальный пенсионный коэффициент установлен.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Повчинским сельским советом народных депутатов <адрес>ФИО3<адрес>ФИО5, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно проживала с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ в с. ФИО3<адрес>ФИО3<адрес>, в зоне радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, данная территории относится к 4 категории.

Представленная истцом справка от ДД.ММ.ГГГГ отвечают требованиям допустимости доказательств, содержание и подлинность данных справок ответчиком не оспаривались.

Указанное также подтверждается документами об образовании истца (ранее ФИО9, до вступления в брак): аттестатом об окончании Повчинской средней школы ФИО3<адрес>, в которой истец обучалась с 1981 по 1988 годы; дипломом об обучении в ФИО3 среднем кооперативном профессиональном техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 7 Закона N 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В ст. 11 Закона РФ N 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1074 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ФИО3 области в данном перечне не поименовано, поскольку находится на территории бывшего Союза ССР.

Вместе с тем, в силу ст. 49 Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий ФИО5, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 3 договора об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой (подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, прекратил свое действие со дня вступления в силу договора от ДД.ММ.ГГГГ), каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными.

Статьей 27 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской ФИО1 и ФИО5 (подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), прекратившего свое действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из представленной истцом справки следует, что ФИО3<адрес>ФИО3<адрес> постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 106 относилось к зоне радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, которая относится к 4 категории.

При этом судом учитывается, что в соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), удостоверение проживающего(ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).

Истец инициировала обращение в департамент социальной защиты населения <адрес> с целью получения удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В своем ответе Департамент, отказывая в выдаче удостоверения единого образца, подтверждает, что населенный пункт, в котором проживала истец в период с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ, постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 106 отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает доказанным факт проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в юридически значимый период, представленная ею справка должна была быть принята пенсионным органом без легализации.

При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что ФИО2 в период с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ проживала в населенном пункте, отнесенном к зоне повышенного радиологического контроля (4 категория), продолжительность проживания на указанной территории более 4 лет, с учетом достижения истцом соответствующего возраста, суд приходит к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения об отказе в установлении пенсии и о признании за истцом права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на два года в соответствии со ст. 34 Закона N 1244-1.

Доводы стороны ответчика об отсутствии у истца удостоверения, выданного ей как лицу, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, судом отклоняется по следующим основаниям.

В силу п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Истцом представлена справка, выданная по месту жительства на территории ФИО5, о проживании в зоне радиоактивного загрязнения, что соответствует основанию, по которому истец обратилась в Пенсионный фонд за реализацией права на досрочный выход на пенсию, связанному с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом. Предоставление иных удостоверений лицами, проживающими на территории с льготным социально-экономическим статусом, данным Перечнем документов не предусмотрено.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации граждане бывшего СССР, законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии.

В решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403-О).

С учетом указанного, заявленные требования ФИО2 о признании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии подлежат удовлетворению, что в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 400-ФЗ является основанием, для признания за ней права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.

Поскольку при включении указанного спорного периода проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, у нее имеется право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения возраста, при наличии достаточного страхового стажа, требование истца о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, начиная со дня обращения за ее назначением, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

С учетом признания судом решения УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ФИО2 незаконным, истец имеет право на зачет сумм пенсии, выплаченной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ФИО2 незаконным.

Признать за ФИО2 право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста в связи с проживанием в период с апреля 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ, с зачетом сумм пенсии, выплаченной ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник решения суда хранится в Ноябрьском городском суде в гражданском деле .