ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1318/2021 от 13.05.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2-1318/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Нимгировой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г.Элисты к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительными производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

у с т а н о в и л :

Представитель Администрации г.Элисты обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

29 августа 2019 года заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительными производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее МОСП по ОИП УФССП по РК) ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №36940/19/08015-ИП на основании исполнительного листа серии ФС №<данные изъяты>, выданного 21 августа 2019 года Элистинским городским судом Республики Калмыкия на основании решения вступившего в законную силу 6 августа 2019 года по делу №2-1213/2019, о возложении обязанности на Администрацию г.Элисты предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма согласно действующему законодательству. 7 ноября 2019 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения. Администрация города Элисты не согласна с данным постановлением, поскольку в исполненном бюджете города Элисты на 2019 год дефицит бюджета составил 3 6 495 600 руб., объем муниципального долга составил 514617 000 руб. 29 декабря 2020 года решением Элистинского городского Собрания утвержден бюджет города Элисты на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, в которых по главному распорядителю средств бюджета города Элисты - Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение объектов недвижимого имущества на 2 700 000 руб., из них 1 600 000 руб. - на приобретение жилья для граждан, которым по решению суда Администрация г.Элисты обязана предоставить жилье по договору социального найма, и 1 100 000 руб. - для приобретения жилых помещений для предоставления по договорам социального найма гражданам-нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, пострадавшим от пожара, произошедшего 2 февраля 2018 года по адресу: <данные изъяты>. В целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 26 февраля 2020 года в связи со взрывом газо-воздушной смеси в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, Правительством Республики Калмыкия реализуется мероприятие по строительству жилых помещений для последующей их передачи гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств федерального бюджета, поскольку средств муниципального образования г.Элисты недостаточно. Также 12 апреля 2020 года Правительство России вынесло распоряжение №992-р «Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы», которым высший исполнительный орган страны указал на низкий уровень качества среды жизнедеятельности населения Республики Калмыкия, он характеризуется нестабильной динамикой ввода жилья, высокой степенью износа объектов водоснабжения и водоотведения, низкой материально-технической базой жилищно-коммунального хозяйства, сложностью с заменой лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы. Проблемой, препятствующей увеличению объема ввода жилья, является отсутствие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных массивах, выделенных для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время Республика Калмыкия не имеет возможности финансировать из регионального бюджета разработку проектно-сметной документации. Таким образом, чтобы обеспечить разработку проектно-сметной документации на проектирование объектов капитального строительства, необходима финансовая помощь из федерального бюджета. В целом размер денежных вложений в социально-экономическую и инженерную инфраструктуру региона составит 5 046 200 000 руб. в период с 2020 года по 2024 год, что существенно облегчит нагрузку на муниципальные бюджеты региона, в том числе на бюджет города Элисты. Администрацией г.Элисты исполняется решение суда исходя из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете г.Элисты. Однако служба судебных приставов, подходя формально к исполнительному производству №36940/19/08015-ИП, не дает оценку уважительности либо неуважительности причин неисполнения исполнительного документа (судебного акта) Администрацией г.Элисты в срок, определенный Законом об исполнительном производстве. Администрация г.Элисты считает, что решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия, вступившее в законную силу от 6 августа 2019 года по делу №2-1213/2019, не исполнено в силу указанных выше объективных причин.

Просил суд освободить Администрацию г.Элисты от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №36940/19/08015-ИП от 7 ноября 2019 года, наложенный на основании постановления заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО1

В судебное заседание истец представитель Администрации г.Элисты, ответчик – представитель МОСП по ОИП УФССП по РК не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и (или) его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3-8 ст.2.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В п.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июня 2014 года, также указано, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства. В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

В п.2.4.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июня 2014 года, разъяснено, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора. Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть доставлено должнику взыскателем или иным лицом, которому судебным приставом-исполнителем с его согласия поручена доставка постановления.

Согласно п.2.4.2. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июня 2014 года, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства №... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 мая 2019 года по делу №2-1213/2019 исковые требования ФИО2 удовлетворены. Решено: возложить обязанность на Администрацию г.Элисты предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма согласно действующему законодательству.

На основании вступившего в законную силу 6 августа 2019 года по делу №2-1213/2019 решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия, выданного на его основании исполнительного листа серии ФС №<данные изъяты> от 21 августа 2019 года, постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительными производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее МОСП по ОИП УФССП по РК) ФИО1 от 29 августа 2019 года возбуждено исполнительное производство №36940/19/08015-ИП в отношении должника Администрации г.Элисты, предмет исполнения: возложить на Администрацию г.Элисты предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма согласно действующему законодательству, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО1 от 7 ноября 2019 года установлено, что исполнительный документ должником Администрацией г.Элисты в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не предоставлено, в связи с этим с должника Администрации г.Элисты взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Из представленных истцом доводов и доказательств следует, что в исполненном бюджете города Элисты на 2019 год дефицит бюджета составил 3 6 495 600 руб., объем муниципального долга составил 514617 000 руб. 29 декабря 2020 года решением Элистинского городского Собрания утвержден бюджет города Элисты на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, в которых по главному распорядителю средств бюджета города Элисты - Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение объектов недвижимого имущества на 2 700 000 руб., из них 1 600 000 руб. - на приобретение жилья для граждан, которым по решению суда Администрация г.Элисты обязана предоставить жилье по договору социального найма, и 1 100 000 руб. - для приобретения жилых помещений для предоставления по договорам социального найма гражданам-нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, пострадавшим от пожара, произошедшего 2 февраля 2018 года по адресу: <данные изъяты>. В целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 26 февраля 2020 года в связи со взрывом газо-воздушной смеси в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, Правительством Республики Калмыкия реализуется мероприятие по строительству жилых помещений для последующей их передачи гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств федерального бюджета, поскольку средств муниципального образования г.Элисты недостаточно. Также 12 апреля 2020 года Правительство России вынесло распоряжение №992-р «Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы», которым высший исполнительный орган страны указал на низкий уровень качества среды жизнедеятельности населения Республики Калмыкия, он характеризуется нестабильной динамикой ввода жилья, высокой степенью износа объектов водоснабжения и водоотведения, низкой материально-технической базой жилищно-коммунального хозяйства, сложностью с заменой лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы. Проблемой, препятствующей увеличению объема ввода жилья, является отсутствие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных массивах, выделенных для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время Республика Калмыкия не имеет возможности финансировать из регионального бюджета разработку проектно-сметной документации. Таким образом, чтобы обеспечить разработку проектно-сметной документации на проектирование объектов капитального строительства, необходима финансовая помощь из федерального бюджета. Размер денежных вложений в социально-экономическую и инженерную инфраструктуру региона составит 5 046 200 000 руб. в период с 2020 года по 2024 год, что существенно облегчит нагрузку на муниципальные бюджеты региона, в том числе на бюджет города Элисты. Администрацией г.Элисты исполняется решение суда исходя из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете г.Элисты.

Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие направление посредством почтовой либо иной связи и о вручении Администрации г.Элисты копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 29 августа 2019 года, в котором должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, с предупреждением должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.

Документальное подтверждение факта получения должником Администраций г.Элисты постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения отсутствует.

Таким образом, Администрации г.Элисты не предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вины Администрации в возникших правоотношениях не имеется.

На основании изложенного исковые требования об освобождении от уплаты исполнительного сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Администрации г.Элисты удовлетворить.

Освободить Администрацию г.Элисты от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного по решению постановлению заместителя начальника – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительными производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 по исполнительному производству №36940/19/08015-ИП, возбужденному 29 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Е.В. Богзыкова