ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1319/10 от 21.09.2010 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1319/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 21 сентября 2010 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

Единолично судьи Добржанской Ю.С.,

при секретаре Зыковой Н.В.,

с участием представителя прокурора Хабаровского района – старшего помощника прокурора Хабаровского района Олейниковой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и не действующими ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 10 июня 2005 № 14,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в Хабаровский районный суд с заявлением о признании противоречащими законодательству и не действующими ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. Мотивировал свои требования следующим.

Решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района (далее - Устав) (л.д. 6-12).

Устав опубликован в Информационном бюллетене Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района.

Статьей 36 Устава урегулированы вопросы, касающиеся избирательной комиссии городского поселения.

Частью 2 статьи 36 Устава предусмотрено, что избирательная комиссия формируется Советом депутатов городского поселения в количестве пяти человек с правом решающего голоса.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ), в редакции от 27.12.2009 г. № 357-Ф3, избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Таким образом, количество членов избирательной комиссии поселения, предусмотренное частью 2 статьи 36 Устава не соответствует количеству членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанному в части 6 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ и вступает в противоречие с указанной нормой закона.

Статьей 36.1 Устава урегулированы вопросы, касающиеся общих условий и порядка формирования избирательной комиссии городского поселения.

Частью 7 статьи 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района предусмотрено, что Совет депутатов обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательной Думе Хабаровского края, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Совете депутатов поселения.

Частью 8 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Таким образом, порядок формирования, назначения Советом депутатов городского поселения членов избирательной комиссии поселения, указанный в статье 36, 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района противоречит порядку формирования, назначения представительным органом муниципального образования членов избирательной комиссии поселения, предусмотренному частями 6, 8 статьи 24 Федерального закона №67-ФЗ.

Исходя из вышесказанного, Советом депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района не соблюдены требования федерального законодательства в части соблюдения общих условий, порядка формирования избирательной комиссии городского поселения, что влечет нарушение прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.

В силу требований части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону №131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Прокуратурой Хабаровского района по данному факту в адрес председателя Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на ч.2 ст.36, п.п. 1, 7 ст. 36.1, ст.36.1, ч. 24 ст.36.2 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>. Протест рассмотрен. Однако до настоящего времени решение о внесении изменений, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, в Устав муниципального образования Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района», не принято и не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Прокурор просит признать ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, обязать Совет депутатов Корфовского городского поселения привести положения Устава в соответствие с действующим законодательством РФ.

В судебном заседании представитель прокурора Хабаровского района Хабаровского края - старший помощник прокурора Хабаровского района Олейникова Г.Г. требования прокурора уточнила, просила признать ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на Совет депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края привести в соответствие с законодательством ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, возложить обязанность на Совет депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края решение о внесении изменений в Устав Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края зарегистрировать в установленном законом порядке и опубликовать его в информационном бюллетене Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Заявленные требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные доводам заявления.

Представитель Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление. Имеются сведения о надлежащем уведомлении заинтересованного лица.

В соответствии со ст. ст. 167, 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя прокурора Хабаровского района Хабаровского края - старшего помощника прокурора Хабаровского района Олейникову Г.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.

С учетом положений статей 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить правовые акты, не соответствующие закону в суде.

Решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района от 10.06.2005 г. № 14 принят Устав Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Устав).

Устав опубликован в Информационном бюллетене Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Статьей 36 Устава урегулированы вопросы, касающиеся избирательной комиссии городского поселения.

Пунктом 2 ст. 36 Устава предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования формируется Советом депутатов в количестве пяти человек с правом решающего голоса.

Согласно ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), в редакции от 27.12.2009 г. № 357-Ф3, избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Таким образом, количество членов избирательной комиссии поселения, предусмотренное частью 2 статьи 36 Устава не соответствует количеству членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанному в ч. 6 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ и вступает в противоречие с указанной нормой закона.

Статьей 36.1 Устава урегулированы вопросы, касающиеся общих условий и порядка формирования избирательной комиссии городского поселения.

Частью 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района предусмотрено, что Совет депутатов обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательной Думе Хабаровского края, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Совете депутатов поселения.

Частью 8 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Таким образом, порядок формирования, назначения Советом депутатов городского поселения членов избирательной комиссии поселения, указанный в статье 36, 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района противоречит порядку формирования, назначения представительным органом муниципального образования членов избирательной комиссии поселения, предусмотренному частями 6, 8 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, Советом депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района не соблюдены требования федерального законодательства в части соблюдения общих условий, порядка формирования избирательной комиссии городского поселения, что влечет нарушение прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.

В силу требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Поскольку оспариваемые прокурором положения противоречат законодательству Российской Федерации, они признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 5 ст. 60 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Устав городского поселения, решение о внесении в него изменений и (или) дополнений подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 6 Устава Корфовского городского поселения, Устав городского поселения, решение о внесении в него изменений и (или) дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 30 дней после их государственной регистрации.

Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района является Информационный бюллетень Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

В указанном Информационном бюллетене и подлежит опубликованию сообщение о принятом решении о внесении изменений в Устав Корфовского городского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленное прокурором Хабаровского района требование удовлетворить.

Признать ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Совет депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края привести в соответствие с законодательством ч. 2 ст. 36, ч. 7 ст. 36.1 Устава Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Обязать Совет депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края решение о внесение изменений в Устав Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края зарегистрировать в установленном законом порядке и опубликовать его в информационном бюллетене Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в течение 30 дней после его государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья Добржанская Ю.С.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2010 года.