ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1319/2022 от 27.07.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Производство №2-1319/2022

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2022-000129-44)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2022 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Козак К.В.,

с участием истца ФИО1, представителя АО «ПАО «Массандра» ФИО2, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Совету Министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра», кадастровому инженеру ФИО4 об устранении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,

третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крыма, администрация города Ялты Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит признать реестровой ошибкой сведения об описании границ земельного участка с кадастровым номером площадью 419620 кв.м, категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «сельскохозяйственного использования» по адресу: ; определить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 419620 кв.м и земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м.

Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.12.2016 г., выданного нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО-2, номер в реестре 2-972. ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1000 (одна тысяча) кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: индивидуальное жилищное строительство. Ранее земельный участок принадлежал отцу истца – ФИО-1 на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии , выданного 09 сентября 2009 года Гурзуфским поселковым советом согласно решения Гурзуфского поселкового совета 29-ой сессии 5-го созыва от 28 ноября 2008 года № 30. При оформлении земельного участка наложения его границ на смежные земельные участки отсутствовали. Границы и площадь земельного участка после его оформления в собственность ФИО-1 не изменялись. С целью изготовления межевого плана для уточнения границ моего земельного участка я обратилась в ООО «Экоземпроект». Письмом от 17.12.2021 г. № 114 кадастровый инженер этого предприятия ФИО-3 сообщил, что на границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером . В связи с наложением кадастровый учет границ земельного участка истца в ЕГРН невозможен. Земельный участок с кадастровым номером площадью 419620 кв.м категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «сельскохозяйственного использования» по адресу: , находится собственности Республики Крым (государственная регистрация права от 15.07.2020 г.), и предоставлен в аренду на 49 лет Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра» согласно Выписке из ЕГРН от 28.12.2021 г. Учитывая неизменность границ земельного участка истца есть основания считать, что при постановке на кадастровый учет границ земельного участка с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка, что в итоге привело к наложению его границ на земельный участок истца.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчиков АО «ПАО «Массандра», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку имеется спор о праве, при этом земельный участок был передан в собственность его первому владельцу органом местного самоуправления незаконно.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, заблаговременно, причин неявки суду не предоставлено.

Информация о дате и месте судебного разбирательства также своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый , площадью 1000 кв.м.

Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном порядке на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01 декабря 2016 года, выданного нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО-2 (наследодатель – ФИО-1, умерший ).

Из материалов дела усматривается, что ФИО-1 данный земельный участок принадлежал на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии , выданного Гурзуфским поселковым советом на основании решения Гурзуфского поселкового совета от 28 ноября 2008 года №30.

Как следует из материалов дела, при проведении работ по установлению границ данного земельного участка обнаружено его наложение с земельным участком с кадастровым номером .

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 419620 кв.м., расположенный по адресу: , поставлен на кадастровый учет 15 июля 2020 года, вид разрешенного использования – «земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно выписке из ЕГРН на данный земельный участок право собственности на него зарегистрировано за Республикой Крым, зарегистрировано обременение – аренды в пользу Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» на основании договора аренды земельного участка №1311н/25-2020/273-РФ, сроком на 49 лет с даты регистрации обременения.

Как следует из материалов дела, данный земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером площадью 496638 кв.м. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 июля 2020 года №3242 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».

Указанным приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 июля 2020 года №3242 утверждена схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельных участков) с целью раздела земельного участка площадью 496638,0 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), находящегося в государственной собственности Республики Крым (прилагается).

Определено, что в результате утверждения схемы расположения земельных участков образуются земельные участки:

- ЗУ1, площадью 419620 кв. м, с установленной категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), расположенный в территориальной зоне «зона сельскохозяйственного использования» (ТЗ-19-68);

- ЗУ2, площадью 49011 кв. м, с установленной категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), расположенный в территориальной зоне «Территории, исключенные из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации» (ТЗ-26).

Земельный участок с кадастровым номером сохраняется в измененных границах, с установленной категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), площадь которого составляет 28007 кв.м.

Из материалов регистрационного дела на земельный участок с кадастровым номером следует, что последний учтен в реестре имущества Республики Крым под №П11000004206 от 28 марта 2017 года, поставлен на кадастровый учет 01 февраля 2017 года.

Из выписки из реестра имущества Республики Крым от 21 марта 2019 года №СЛ/579/92 следует, что основаниями возникновения права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером указаны: Закон Республики Крым от 31 июля 2017 года №38-ЗРК статья 2-1, постановление Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года №17456/14 «О независимости Крыма».

Земельный участок с кадастровым номером в свою очередь образован приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 27 декабря 2016 года №1338 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» в соответствии с разработанной ООО «Проектный институт «Геоплан» схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на соответствующего государственного акта на право пользования земельным участком НПАО «Массандра».

Указанным приказом утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 20633 кв.м, 496638 кв. м, 24183 кв. м, 152025 кв. м, 389832 кв. м находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенных по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта. Отнести данные земельные участки к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и установить вид разрешенного использования земельного участка – сельскохозяйственное использование (код 1.0).

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением исполнительного комитета Гурзуфского поселкового совета от 28 мая 1998 года №84 «О выдаче Государственного акта на право постоянного пользования совхозу-заводу «Гурзуф» утверждены представленные Крымским филиалом института землеустройства материалы по выдаче Государственного акта на право постоянного пользования землей совхозу-заводу «Гурзуф», которым предусмотрено: общая площадь земель в границах плана – 1057,80 га; площадь земель, закрепляемых за землепользователем – 794,44 га, посторонние землепользователи – 263,36 га.

На основании указанного решения 29 марта 2001 года совхозу-заводу «Гурзуф» выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей серия <...>, который был зарегистрирован в Книге регистрации записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №2.

Согласно названному государственному акту совхозу-заводу «Гурзуф» для ведения товарного сельскохозяйственного производства передано в постоянное пользование 794,44 га на территории Гурзуфского поссовета. основной земельный участок граничит:

- от А до Б – с землями совхоза-завода «Таврида»;

- от Б до В – с землями Алуштинского городского совета;

- от В до Г – земли МДЦ «Артек»;

- от Г до Д – земли пгт. Гурзуф;

- от Д до Е – земли Международного туристического лагеря «Спутник»;

- от Е до Ж – Черное море;

- от Ж до З – земли Ялтинского государственного горно-лесного заповедника;

- от З до И – земли Алуштинского эфиромасличного совхоза-завода;

- от И до К - земли Ялтинского государственного горно-лесного заповедника;

от К до Л - земли Алуштинского эфиромасличного совхоза-завода.

Отметки о внесении изменений в землепользовании совхоза-завода в представленной копии государственного акта отсутствуют.

Данный государственный акт недействительным не признавался, сведений об обратном не имеется, право постоянного пользования не прекращалось.

Определением суда от 10 марта 2022 года по настоящему гражданскому делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, производство которой поручено ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита».

Согласно заключению эксперта от 09 июня 2022 года №011 наложение земельного участка с кадастровым номером по адресу: и земельного участка с кадастровым номером по адресу: , площадью 419620 +/- 5668 кв. м имеется.

Площадь наложения 942 кв. м.

Фактическое (в натуре на местности) наложение границ земельных участков имеется. Площадь наложения 942 кв. м.

Причиной наложения является реестровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при составлении схемы расположения земельного участка площадью 496638 кв. м:

- на кадастровом плане территории не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером , определенные при образовании участка в 2008 году;

- далее схема была утверждена Приказом Минимущества Крыма № 1338 от 28 декабря 2016 года;

- сведения об ошибочном местоположении границ земельного участка воспроизведены в межевом плане по образованию земельного участка с кадастровым номером ;

- сведения об ошибочном местоположении границ земельного участка воспроизведены в Едином государственном реестре недвижимости;

- сведения об ошибочном местоположении границ земельного участка воспроизведены в межевом плане по образованию земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ;

- сведения об ошибочном местоположении границ земельного участка воспроизведены в сведениях ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером .

Существует два варианта устранения выявленной реестровой ошибки - наложения земельных участков с кадастровыми номерами и :

Вариант № 1. Установление границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с данными землеустроительной документации, составленной при его образовании в 2008 году.

Границы земельного участка с кадастровым номером в районе смежной границы, соответственно изменяются, при этом площадь участка уменьшается с 419620 до 418678 кв. м (на 0,22 %).

Схема границ по варианту № 1 представлена на рис. 15 в исследовательской части, каталог координат граничных точек земельного участка с кадастровым номером представлен в таблице № 2, каталог координат граничных точек измененной части границы земельного участка с кадастровым номером – в таблице № 3.

Каталог координат граничных точек земельного участка с кадастровым номером по данным технического отчета, площадь 1000 кв. м

Обозначение характерных точек границ

координаты, м

Х

Y

Каталог координат измененной части границ земельного участка с кадастровым номером

Обозначение характерных точек границ

координаты, м

Х

Y

Вариант № 2. Установление границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с данными землеустроительной документации, составленной при его образовании в 2008 году с исключением из ЕГРН сведений о границе земельного участка с кадастровым номером .

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером соответствуют границам земельного участка по данным землеустроительной документации. В ЕГРН сведения о границах земельного участка отсутствуют.

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером не соответствуют границам земельного участка по данным землеустроительной документации совхоза-завода «Гурзуф», не соответствуют данным ЕГРН.

Также, эксперт в соответствии с положениями ч. 2 ст. 86 ГПК РФ указал, что считает необходимым для рассмотрения и разрешения обстоятельства дела также ответить на следующий вопрос: Расположен ли земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , в границах земельного участка площадью 794,44 га, предоставленного в постоянное пользование совхозу-заводу «Гурзуф» на основании Государственного акта от 29.03.2001 года серии ?

Так, давая ответ на указанный вопрос, экспертом сделан вывод, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , полностью расположен в окружной границе землепользования совхоза-завода «Гурзуф» на территории Гурзуфского поселкового совета на основании Государственного акта от 29.03.2001 года серии I-КМ .

В связи с отсутствием геодезических данных о границах внутренних землепользователей и земельных участков внутри окружной границы совхоза-завода «Гурзуф» однозначно определить наличие наложения границ земельного участка с кадастровым номером и земельного участка площадью 799,44 га, переданного в постоянное пользование совхозу-заводу «Гурзуф» согласно государственного акта на право пользования землей серии I-КМ от , не представляется возможным.

Также, из исследовательской части заключения следует, что для сопоставления местоположения земельного участка с кадастровым номером относительно окружной границы землепользования совхоза-завода «Гурзуф» и внутренних землепользователей, указанных в Госакте, план границ совхоза-завода «Гурзуф» был отсканирован, отмасштабирован и совмещен с контуром границ совхоза-завода отстроенным по координатам из техотчета (рис. 11, 12).

В результате было установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен внутри окружной границы совхоза-завода «Гурзуф» в районе юго-западной границы выдела – «Земли совхоза-завода «Гурзуф», смежествующего с выделами 16 и 16б – «землями запаса Гурзуфского поселкового совета».

Работа по составлению Технического отчета по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования землей совхозу-заводу «Гурзуф», расположенному на территории Гурзуфского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым (1998 год) выполнена камеральным путем на материалах горизонтальной съемки земель совхоза, проведенной в 1982 году с использованием перечней и площадей посторонних землепользователей из Государственной книги регистрации землепользователей, материалов отводов земель (проекты отводов и технические отчеты по перенесению в натуру границ посторонних землепользователей), проектов установления границ Советов и других правоустанавливающих документов. Посторонние землепользователи указаны на плане границ совхоза-завода «Гурзуф» схематично, без координатной привязки.

Границы переданных совхозу-заводу «Гурзуф» в постоянное пользование земельных участков общей площадью согласно госакта 794,44 га, а также границы земель запаса Гурзуфского поселкового совета, при разработке Технического отчета по выдаче госакта не устанавливались.

Образованный 27 декабря 2016 года (Приказ № 1338 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым) земельный участок с кадастровым номером площадью 496638,0 кв. м, расположенный по адресу: , категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования –«сельскохозяйственное использование», позже разделенный на земельный участок с кадастровым номером и (Приказ № 3242 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым) по конфигурации похож, однако не совпадает со схематической границей выдела № 17 основного участка совхоза-завода «Гурзуф» согласно техотчета по выдаче Госакта и из самого Госакта.

Земельный участок истца представляет собой огороженный сеткой-рабицей закустаренный склон, используемый, как садово-огородный участок. Участок примыкает с юга к земельному участку с кадастровым номером и разрешенным видом использования – индивидуальная жилая застройка, с севера - к грунтовой дороге и виноградникам АО «ПАО «Массандра».

Фактическая граница земельного участка с кадастровым номером соответствует границе, координатно описанной в землеустроительной документации.

Ориентировочное расстояние от ограждения участка до виноградников АО «ПАО «Массандра» - 5,5-6 м.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО-4 выводы заключения поддержал, при этом пояснил, что земельный участок истца расположен не только в окружной границе земельного участка переданного совхоз-заводу «Гурзуф», но и в контуре №16 согласно имеющейся его схеме. При этом контуры границ земельного участка с кадастровым номером хоть и не идеально, но в целом совпадают с контурами выдела №16 (непосредственно земли совхоз-завода «Гурзуф»). по данному государственному акту.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценив экспертное заключение, суд, с учетом пояснений эксперта, данным в судебном заседании, не усматривает оснований сомневаться в его достоверности, поскольку оно проведено с использованием необходимых законодательных актов, стандартов и правил экспертной деятельности, нормативной документации.

Выводы эксперта изложены последовательно, полно, содержат исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, неясностей и противоречий не содержат, основаны на анализе и сопоставлении всех материалов дела, представленных на экспертизу, согласуются с имеющимися в деле документами.

Судом учитывается, что экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Местоположение границ земельного участка в силу части 8 статьи 22 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права заинтересованного лица (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.п. 45-47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В силу п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 55, 56, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя доказывания нарушения своих прав и свобод лежит на истце, который при обращении в суд должен доказать какие его права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения искового заявления.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017, ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (части 4, 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

В силу положений ч.ч. 3-4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В связи с изложенным, целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности с учетом отводных и правоустанавливающих документов, а при отсутствии таких документов по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет с закреплением на местности.

Таким образом, исковые требования об исправлении реестровой ошибки подлежат удовлетворению при доказанности совокупности следующих обстоятельств: сведения о координатах границ земельных участков ответчиков имеют пересечения с границами земель истца и между сторонами отсутствует спор о праве о принадлежности в юридическом пользовании ответчиков (в границах, учтенных в реестре) той или иной части земельного участка.

Как уже указывалось выше и следует из заключения эксперта, что земельный участок, принадлежащий истцу, практически полностью (942 кв.м. из 1000) находится в границах земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым и в настоящее время арендатора АО «ПАО «Массандра». При этом, документы, на основании которых осуществлено образование земельного участка ответчиков, его учет как собственности Республики Крым, а также о праве постоянного пользования совхоз-завода «Гурзуф» в установленном порядке не оспорены, незаконным не признаны.

Следовательно, в настоящем случае имеет место не наличие реестровой либо технической ошибки, а между сторонами имеется спор о границах земельных участков, их площади и правах на спорную часть земельного участка, составляющую площадь наложения.

Судом так учитывается, что в соответствии с положениями ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектом недвижимого имущества.

Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 3 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Оспорить зарегистрированное права на недвижимое имущество возможно только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым компетентным органом в ЕГРН внесены сведения о возникновении или изменении зарегистрированного права.

Спорные правоотношения в части предоставления истцу (его правопредшественнику) земельного участка возникли до 18 марта 2014 года, соответственно правомерно применять к ним соответствующие нормы материального права Украины, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 1 ГПК РФ и ст. 4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.

В соответствии с положениями ст. 84 Земельного кодекса Украины (1990г.) установлено, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 116 Земельного Кодекса Украины (2001г., далее – Земельный кодекс Украины) граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.

Согласно ч. 7 ст. 118 Земельного Кодекса Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передающий земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны административно-территориальных земель единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Как уже указывалось выше, решением исполнительного комитета Гурзуфского поселкового совета от 28 мая 1998 года №84 «О выдаче Государственного акта на право постоянного пользования совхозу-заводу «Гурзуф» утверждены представленные Крымским филиалом института землеустройства материалы по выдаче Государственного акта на право постоянного пользования землей совхозу-заводу «Гурзуф», которым предусмотрено: общая площадь земель в границах плана – 1057,80 га; площадь земель, закрепляемых за землепользователем – 794,44 га, посторонние землепользователи – 263,36 га.

На основании указанного решения 29 марта 2001 года совхозу-заводу «Гурзуф» выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей серия , который был зарегистрирован в Книге регистрации записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №2.

Именно на основании указанного государственного акта и осуществлено образование земельного участка с кадастровым номером , а в последующем из него и земельного участка с кадастровым номером .

Указанный государственный акт не оспорен и не отменен.

Так, статьей 27 Земельного кодекса Украины 1990 года право пользования земельным участком или его частью прекращалось в случае добровольного отказа от земельного участка, прекращение права пользования земельным участком осуществлялось в порядке статьи 29 Земельного кодекса Украины, при изъятии земель, в случаях, предусмотренных статьями 31 и 32 настоящего Кодекса – в порядке статьи 34 Земельного кодекса Украины.

Аналогичные нормы содержатся в ст. ст. 141-151 Земельного кодекса Украины 2001 года.

В соответствии с положениями ч. 13 ст. 4 Земельного кодекса Украины (1990г.), земельные участки, используемые для осуществления сельскохозяйственной деятельности по выращиванию винограда, не могут передаваться в коллективную и частную собственность.

В 2001 г. в Украине был принят новый Земельный кодекс, который действовал на территории Республики Крым до её принятия в состав Российской Федерации.

Положениями ст. 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

В соответствии с требованиями статьи 20 этого кодекса, изменение целевого назначения земельного участка, осуществляется на основании проекта отвода по их отведению.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Украины от 04 июня 2009 года №1442-VI «О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения «Массандра» запрещается принимать решения об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО «Массандра» и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу этого Закона.

При этом согласно ст. 5 этого же закона в состав НПАО «Массандра» включено и государственное предприятие «Гурзуф» (ранее совхоз-завод «Гурзуф»)

Пунктом «в» ч. 1 ст. 150 Земельного кодекса Украины было установлено, что к особо ценным землям относятся, в том числе земли, предоставленные в постоянное пользование Национального производственно-аграрного объединения «Массандра» и предприятиям, входящим в его состав.

Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускается, за исключением случаев, определенных частью второй этой статьи.

Согласно ч.ч. 2,3 этой статьи земельные участки особо ценных земель, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, могут изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушающих и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально – культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается с Верховной Радой Украины.

Согласование материалов изъятия (выкупа) земельных участков особо ценных земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских администраций.

Исходя из принципа состязательности сторон в гражданском процессе, а так же положений ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Между тем, каких-либо доказательств, из которых бы устанавливался факт законного выбытия спорного земельного участка из владения ГП «Гурзуф», а также, разработки и утверждения проекта отвода по изменению целевого использования земельного участка (его частей), находящихся в пользовании ГП «Гурзуф», в ходе рассмотрения настоящего дела установлено не было.

В материалах дела также отсутствуют доказательства тому, что ГП «Гурзуф» добровольно отказалось от находящихся в его пользовании особо ценных земель, что Верховной Радой Украины было дано согласие на изъятие особо ценных земель из государственной собственности, что были созданы условия для преодоления законодательно установленного запрета на изъятие (выкуп), изменение целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО «Массандра» и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу Закона Украины «О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения «Массандра».

Согласно положениям Земельного кодекса Укрианы, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти, за исключением земель, распоряжение которыми осуществляли государственные органы приватизации.

Государственные органы приватизации осуществляли распоряжение (кроме отчуждения земель, на которых расположены объекты, не подлежащие приватизации) землями, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, а также продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.

В соответствии со статьей 122 Земельного кодекса Украины сельские, поселковые, городские советы передавали земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности, соответствующих территориальных громад для всех нужд.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления не относилась передача земель, на которых расположены государственные предприятия, в собственность или в пользование.

Таким образом, по состоянию на 18 марта 2014 года земельный участок, находящийся в пользовании совхоза – завода «Гурзуф», являлся земельным участком государственной собственности, в связи с чем в дальнейшем у Республики Крым в силу закона возникло право собственности на имущество государственного предприятия «Гурзуф», а также земельные участки, на которых оно расположено.

Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств и положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что передача земельного участка, находящегося в настоящее время в собственности истца, была осуществлена в нарушение положений действовавшего на момент осуществления этих действий, законодательства, то есть установлена незаконность выбытия спорного земельного участка из законного владения его первоначального правообладателя (в настоящее же время Республики Крым).

При таком положении исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, то судебные расходы истца возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Совету Министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра», кадастровому инженеру ФИО4 об устранении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 03 августа 2022 года.