№ 2-1319/2022
24RS0056-01-2021-008018-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 31 марта 2022 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Егоровой Я.В.,
с участием истицы Ф. О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Ф. О.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.
06.07.2021 истица обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». 28.07.2021 был получен ответ, в котором в присвоении звания ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что Почетная грамота ФНПР, которой истица была награждена 30.06.2008, не относится к наградам органов государственной власти, в связи с чем, не дает основания для присвоения звания «Ветеран труда».
С данным решением истица не согласна, поскольку с мая 1995 является штатным работником , в период работы в данной организации была награждена 07.11.2005 юбилейной медалью Федерации Независимых Профсоюзов России (далее – ФНПР) «100 лет профсоюзам России»; 30.06.2008 Почетной грамотой Федерации Независимых профсоюзов России «За длительную и безупречную работу в профсоюзах»; 22.07.2011 нагрудным знаком Федерации Независимых профсоюзов России «За активную работу в профсоюзах».
Трудовой стаж истицы составляет более 34 лет.
Просит признать незаконным отказ ответчика от 19.07.2021 № 80-3676 в присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскать судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб..
В судебном заседании истица Ф. О.Ю. требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, в лице представителя ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.12.2020, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку в силу действующих норм права, награждение ведомственными знаками отличия в труде должно быть произведено федеральными органами государственной власти или органами государственной власти и управления СССР. Федерация Независимых Профсоюзов России к числу таковых не относится, поскольку согласно Уставу Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза. ФНПР функций государственной власти не осуществляет, органом государственной власти не является, в структуру федеральных органов исполнительной власти указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, никогда не была включена; является некоммерческой корпоративной организацией в форме союза. Соответственно, имеющиеся у истца награды ФНПР не являются ведомственными наградами, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истицу, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что 06.07.2021 Ф. О.Ю. обратилась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Приказом от 14.07.2021 № 590-ОД Министерства социальной политики Красноярского края в присвоении звания «Ветеран труда» истцу было отказано по причине отсутствия у нее такого права.
Как следует из письма от 19.07.2021 № 80-3676, отказ министерства связан с тем, что Почетная грамота ФНПР, которой награждена истица, не относится к наградам органов государственной власти и не дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд находит отказ министерства правомерным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации) вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом, согласно статье 1 Закона Красноярского края от 21.09.2006 № 20-5075 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» звание "Ветеран труда" присваивается имеющим место жительства на территории Красноярского края гражданам Российской Федерации, в том числе награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Истица в обоснование исковых требований ссылается на наличие у нее наград, полученных в период работы в Первичной профсоюзной организации «РУСАЛ Красноярск» горно-металлургического профсоюза России, в частности 07.11.2005 она была награждена юбилейной медалью Федерации Независимых Профсоюзов России (далее – ФНПР) «100 лет профсоюзам России»; 30.06.2008 Почетной грамотой Федерации Независимых профсоюзов России «За длительную и безупречную работу в профсоюзах»; 22.07.2011 нагрудным знаком Федерации Независимых профсоюзов России «За активную работу в профсоюзах».
По смыслу приведенных выше правовых норм для присвоения звания "Ветеран труда" награждение ведомственными знаками отличия в труде должно быть произведено федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР, к которым не относятся некоммерческие организации в форме союза.
Это обстоятельство обусловлено отраслевым принципом награждения знаком отличия. Так, учитывая, что только федеральные государственные органы и государственные корпорации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уполномочены осуществлять государственное регулирование (управление) в различных отраслях экономики, указанные органы и организации наделены и правом поощрять работников соответствующих отраслей за продолжительный и эффективный труд во благо государства посредством награждения их соответствующим знаком отличия.
Вместе с тем, Федерация независимых профсоюзов России статусом органа государственной власти и управления не обладает.
Согласно положениям Устава общероссийского союза Федерация Независимых Профсоюзов России (статья 1), размещенного на официальном сайте в сети Интернет, указанная организация образована на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими на территории одного субъекта Российской Федерации), межрегиональными объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами. Федерация является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза.
Как указано в статье 2 Устава, предметом деятельности Федерации является координация и содействие в обеспечении деятельности входящих в нее членских организаций, защита общих интересов, а также реализация общих задач, стоящих перед членскими организациями по представлению и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных и иных законных интересов членов профсоюзов. Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе, направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях.
При этом статья 3 (пункт 3) Устава содержит положения, отграничивающие ФНПР от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, согласно п. 3 ст. 3 Устава, Федерация независима в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетна и не подконтрольна.
Кроме того, в систему и структуру органов исполнительной власти ФНПР, согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не входит.
Таким образом, ФНПР функций государственной власти не осуществляет, органом государственной власти не является, в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314, ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающихся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, не включена; является некоммерческой корпоративной организацией в форме союза.
Соответственно, имеющиеся у истицы Почетная грамота ФНПР, Юбилейная медаль и Нагрудный знак не являются ведомственными наградами, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
Ссылки истицы на письма Минтруда России от 07.10.1998 N 5635-КС, от 15.09.1997 № 4545-СК являются несостоятельными.
Так, по результатам проведения Министерством юстиции РФ юридической экспертизы письма Министерства труда РФ от 07.10.1998 N 5635-КС его применение на практике признано неправомерным (абз. 2 письма Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 N 3854-ЮВ). Данное письмо было отозвано, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. С учетом данного обстоятельства ранее изданное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.09.1997 № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» применению не подлежит.
В свою очередь методическое письмо агентства социальной защиты населения Красноярского края от 02.11.2006 № 9664-12, на которое ссылается истица, нормативно-правовым актом не является, положениям Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закона Красноярского края от 21.09.2006 № 20-5075 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», не соответствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у истицы отсутствует право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
В силу изложенного, суд отказывает Ф. О.Ю. в удовлетворении ее требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании за ней права, возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Ф. в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись Н.В. Шабалина
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2022
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В.Шабалина