Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Хониновой, при секретаре ФИО1, с участием прокурора, представителей ответчиков, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о возложении на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джангарская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Республики Калмыкия и администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия обязанности установить кнопку тревожной сигнализации и профинансировать мероприятия по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джангарская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Республики Калмыкия (далее – МКОУ «Джангарская школа») и администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Октябрьского РМО) обязанности установить кнопку тревожной сигнализации и профинансировать мероприятия по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района РК проведена проверка по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. В ходе проверки было выявлено нарушение требований закона, поскольку в здании МКОУ «Джангарская школа» отсутствует кнопка тревожной сигнализации. Непринятие руководством школы и администрации Октябрьского РМО, как учредителя этого образовательного учреждения, мер по выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, и об образовании, по мнению прокурора, нарушает права несовершеннолетних воспитанников, а также работников указанной школы на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. В связи с чем, просит суд возложить на МКОУ «Джангарская школа» обязанность установить кнопку тревожной сигнализации, и на администрацию Октябрьского РМО обязанность профинансировать мероприятия по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации в МКОУ «Джангарская школа».
В судебном заседании прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия поддержал исковые требования в полном объеме, которые просил удовлетворить с учетом представленных доказательств.
Представитель ответчика – директор муниципального казенного образовательного учреждения «Джангарская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Республики Калмыкия ФИО2 в судебном заседании заявленные прокурором требования признала полностью и пояснила, что в их школе отсутствует кнопка тревожной сигнализации, так как денежные средства для ее установки учредителем не выделялись. Собственных средств у образовательного учреждения для устранения указанного нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности не имеется.
Представитель администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в судебном заседании иск прокурора признал в полном объеме и пояснил, что нефинансирование мероприятий по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации в образовательных учреждениях района связано с отсутствием денежных средств в местном бюджете. В настоящее время администрацией Октябрьского РМО изыскиваются денежные средства для устранения указанных нарушений закона.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее – Концепция), предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: создание системы противодействия идеологии терроризма; осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Одной из основных задач противодействию терроризма является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.п. «д» пункта 11 Концепции).
Пунктом 6.3.1 Руководящего документа МВД России "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств Р<адрес>.36.003-2002", утвержденного МВД России ДД.ММ.ГГГГ установлено, что для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, разбойных нападениях, хулиганских действиях, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения".
Таким образом, из перечисленных нормативных актов следует, что в целях антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, указанные объекты вне зависимости от форм собственности должны оборудоваться постоянно действующими устройствами тревожной сигнализации.
Суд считает, что в силу указанных норм закона, и в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних учащихся, педагогов и работников, в том числе и от террористических посягательств, образовательные учреждения должны быть оборудованы устройствами тревожной сигнализации.
Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, в результате проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района РК по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, в МКОУ «Джангарская школа» выявлено нарушение требований закона, так как в нем отсутствует кнопка тревожной сигнализации. Данное нарушение закона до настоящего времени ответчиком не устранено.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.9 и 3.9.1 действующего Устава МКОУ «Джангарская школа» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством. Учреждение, являясь казенным, отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник ее имущества.
Учредителем и собственником имущества МКОУ «Джангарская школа», согласно пунктов 1.3 и 3.1 Устава является администрация Октябрьского РМО.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Закон РФ «Об образовании»), где к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
При таких обстоятельствах, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, возложена федеральным законодательством на органы местного самоуправления муниципального района, являющихся собственниками имущества образовательных учреждений.
К компетенции образовательного учреждения с силу ст. 32 Закона «Об образовании» относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Межведомственным указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" установлено, что подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.
В судебном заседании установлено, что администрацией Октябрьского РМО финансовые средства на такое антитеррористическое мероприятие как приобретение и установка кнопки тревожной сигнализации в МКОУ «Джангарская школа» не выделялись.
По мнению суда, бездействие администрации Октябрьского РМО, выразившееся в непринятии мер по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации в школе, нарушает права неопределенного круга лиц на создание безопасных условий для воспитания и работы, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью детей и работников образовательного учреждения при чрезвычайных ситуациях.
Учитывая отсутствие у МКОУ «Джангарская школа» самостоятельных денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, наличие субсидиарной ответственности администрации Октябрьского РМО по обязательствам учреждения, суд считает необходимым возложить на МКОУ «Джангарская школа» обязанность установить кнопку тревожной сигнализации, а расходы по установке и обеспечению функционирования кнопки тревожной сигнализации в данном образовательном учреждении следует возложить на администрации Октябрьского РМО.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джангарская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Республики Калмыкия обязанность установить кнопку тревожной сигнализации.
Возложить на администрацию Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия обязанность профинансировать мероприятия по приобретению и установке кнопки тревожной сигнализации в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Джангарская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через постоянное судебное присутствие Малодербетовского районного суда в поселке Большой ФИО3 Октябрьского района Республики Калмыкия.
Председательствующий Д.Э. Хонинова
Копия верна:
Судья Д.Э. Хонинова