Дело 2-131/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 24 июля 2014 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Артеевой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: ФИО1 к администрации сельского поселения «Ижма» о снятии статуса служебного жилого помещения, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Ижма» о снятии статуса служебного жилого помещения, утверждая, что на основании постановления администрации МР «Ижемский» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена однокомнатная квартира специализированного жилого фонда по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты>. На основании Закона Республики Коми № 66-РЗ от 26.06.2008 года «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами», в декабре 2009 года предоставленная истцу квартира из муниципальной собственности муниципального района «Ижемский» передана в муниципальную собственность сельского поселения «Ижма» и в настоящее время является муниципальной собственностью сельского поселения «Ижма». В связи с тем, что предоставленная истцу служебная квартира передана из муниципальной собственности муниципального района «Ижемский» в муниципальную собственность сельского поселения «Ижма» в период проживания в ней истца, при этом в силу положений статьи 7 Федерального закона № 189 от 24.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», при принятии решения о передаче жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших муниципальным учреждениям (администрация МР «Ижемский») в ведение органов местного самоуправления (администрация сельского поселения «Ижма») предполагает изменение статуса жилого помещения, которые утрачивают статус служебных, частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ установлен запет на отчуждение жилых помещений специализированного жилого фонда, истец просит обязать администрацию сельского поселения «Ижма» снять с жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> статус служебного жилого помещения.
В направленных в суд возражениях, администрация сельского поселения «Ижма» с предъявленным иском не согласна, указав, что в силу положений Уставов муниципального района «Ижемский» и сельского поселения «Ижма», администрация МР «Ижемский» и администрация сельского поселения «Ижма» являются исполнительно-распорядительными органами соответственно района и поселения и спорная квартира являвшаяся муниципальной собственностью муниципального района «Ижемский», несмотря на передачу администрации сельского поселения «Ижма» продолжает находиться в муниципальной собственности. Акт о принятии жилых помещений в собственность поселения датирован ДД.ММ.ГГГГ года. В июле 2009 года подписан протокол разногласий к передаточному акту.
В поступившем в суд отзыве на возражения, истец ФИО1 обосновывая законность предъявленного иска указал, что возникновение у администрации сельского поселения «Ижма» право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> не соответствует требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, так как в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Служебные жилые помещения, не относятся к жилищному фонду социального использования и не подлежали передаче сельскому поселению, при этом в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению и при указанных обстоятельствах со спорной квартиры должен быть снять статус служебного жилья.
Определением суда в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена администрация МР «Ижемский».
В судебном заседании представитель истца ФИО2 на исковых требованиях настаивает, просит обязать администрацию сельского поселения «Ижма» снять с жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> статус служебного жилого помещения, пояснив, что при передаче жилого помещения в муниципальную собственность сельского поселения «Ижма» спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения. Акт о передачи жилого фонда был подписан в декабре 2009 года когда истец там уже проживал. Администрация сельского поселения «Ижма» не наделена полномочиями по пользованию и распоряжению служебным жильем. В связи с тем, что целевое назначение имущества не соответствует закону, жилое помещение подлежит перепрофилированию.
Представитель администрации сельского поселения «Ижма» ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что предоставленная истцу квартира является жилым помещением специализированного жилого фонда и оснований для снятия с квартиры статуса служебного жилого помещения не имеется.
Представитель администрации МР «Ижемский» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия в процессе.
Суд заслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика администрации сельского поселения «Ижма» ФИО3 и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на основании постановления администрации МР «Ижемский» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлено служебное жилое помещение специализированного жилого фонда по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
При предоставлении истцу служебного жилого помещения истец предоставление ему служебного жилого помещения не оспаривал, заключив письменный договор найма служебного жилого помещения и в порядке заключенного договора вселился в указанное помещение, что соответствует требованиям Жилищного законодательства.
То, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> отнесено в разряд служебных на законных основаниях и предоставлено истцу именно как служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда подтверждается вступившим в законную силу решением Ижемского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ года, апелляционным определением, определением Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г., договором найма служебного жилого помещения, выпиской из решения профкома МОУ «Ижемская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ г., постановлением первого заместителя руководителя администрации МР «Ижемский» № от ДД.ММ.ГГГГ г., постановлением главы администрации МР «Ижемский» № от ДД.ММ.ГГГГ г., другими материалами дела.
В силу положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, исходя из данной нормы закона, право принять решение о приватизации служебного жилого помещения и соответственно снять с данного жилого помещения статус служебного жилого помещения принадлежит исключительно собственнику жилого помещения.
Администрация сельского поселения «Ижма» на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> возражая против приватизации истцом жилого помещения, направленным в адрес истца письмом № от ДД.ММ.ГГГГ года, указала, что в связи с острой необходимостью в служебном жилье, администрация сельского поселения «Ижма» снятие с жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> статуса служебного жилого помещения не планирует, что не противоречит как Жилищному кодексу РФ, так и действующему законодательству.
В силу положений части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ижемского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ принятого по иску истца ФИО4 к администрации сельского поселения «Ижма» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, судом установлены обстоятельства об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение, в связи с тем, что предоставленное истцу жилое помещение является служебным и отнесено к служебному жилью на законных основаниях. В удовлетворении исковых требований истца отказано.
Администрация МР «Ижемский» и администрация сельского поселения «Ижма» являются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответственно района и поселения и несмотря на передачу администрации сельского поселения «Ижма» спорной квартиры, данное жилое помещение фактически осталось в муниципальной собственности и своего статуса, в порядке ст.7 Федерального закона № 189 от 24.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не изменило.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения «Ижма» является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая регистрационная запись.
В силу положений части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом исковым требованиям.
Вместе с тем, истец ФИО1 считая, что передача администрации сельского поселения «Ижма» спорного жилого помещения произведена с нарушением требований статьи Федерального закона № 131-ФЗ, исковых требований об оспаривании регистрации администрацией сельского поселения «Ижма» права собственности на спорное жилое помещение не предъявлял и не предъявляет и при указанных выше обстоятельствах, администрация сельского поселения «Ижма» являясь собственником жилого помещения, в порядке ст.209 ГК РФ на правах собственника вправе владеть указанным выше жилым помещением и принимать по нему соответствующие решения.
Истец ФИО1 в установленном законом порядке в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма не состоит, что так же видно из решения Ижемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и справки администрации сельского поселения «Ижма» <данные изъяты>, исходя из его социального статуса прав на получение жилого помещения по договору социального найма не имеет и принятие судом решения обязывающего собственника имущества совершить какие-либо действия по отношению к своему имуществу, фактически будет противоречить статье 209 ГК РФ и нарушать права собственника данного имущества.
Постановлением главы сельского поселения «Ижма» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня специализированного жилищного фонда», которое кем-либо не отменено, не оспорено и приобщено к делу по ходатайству представителя истца, жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> включено в перечень служебных жилых помещений администрации сельского поселения «Ижма», в настоящее время статус служебного жилья не утратило и является таковым.
Учитывая, что принять решение о снятии с жилого помещения статуса служебного жилого помещения принадлежит исключительно собственнику данного жилого помещения, при наличии возражений собственника жилого помещения, указавшего, что в связи с острой необходимостью в служебном жилье, администрация сельского поселения «Ижма» снятие с жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> статуса служебного жилого помещения не планирует, с учётом обстоятельств установленных вступившим в законную силу решением Ижемского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и прав собственника на пользование, владение и распоряжение своим имуществом, суд каких-либо оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении администрацию сельского поселения «Ижма» снять с жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> статуса служебного жилого помещения не находит.
Доводы истца, что при передаче муниципального жилого фонда от администрации МР «Ижемский», которая по мнению истца является муниципальным учреждением в муниципальную собственность сельского поселения «Ижма», исходя из положений статьи 7 Федерального закона № 189 от 24.12.2004 года квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> фактически утратила статус служебного жилого помещения не могут быть признаны обоснованными и повлиять на принятое по делу решение, поскольку:
В соответствии со ст.7 Федерального закона № 189 от 24.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года - факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения и следовательно, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Вместе с тем, поскольку как администрация МР «Ижемский», так и администрация сельского поселения «Ижма» являются органами местного самоуправления и спорное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> было передано из муниципальной собственности района в муниципальную собственность поселения, постановлением главы сельского поселения «Ижма» № от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к специализированному жилищному фонду сельского поселения «Ижма», с учетом положений указанного выше Обзора, суд оснований считать, что при передаче жилого помещения от одного муниципального образования другому муниципальному образованию, жилое помещение утратило статус служебного жилого помещения и в настоящее время не является таковым не находит.
Кроме того, истец предъявляя исковые требования о понуждении ответчика снять со спорного жилого помещения статус служебного жилого помещения, фактически признает, что данное жилое помещение хоть и передано в муниципальную собственность сельского поселения, фактически является служебным, которое исходя из нормы закона может быть приватизировано и исключено из разряда служебного жилья только с согласия собственника жилого помещения, при этом при отсутствии соответствующих оснований суд не вправе понудить ответчика принять решение об исключении жилого помещения из разряда служебных, так как последнее противоречило положениям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» общим принципам местного самоуправления и статье 209 ГК РФ.
Ссылка истца, что возникновение у администрации сельского поселения «Ижма» право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> не соответствует требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, так как в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, служебные жилые помещения, не относятся к жилищному фонду социального использования и не подлежали передаче сельскому поселению, при этом в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) или отчуждению, не свидетельствует, что спорное жилое помещение утратило статус служебного жилого помещения, так как в силу положений того же Закона не лишает администрацию МР «Ижемский» права требовать в порядке части 5 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ отчуждения данного имущества, которое фактически находится в муниципальной собственности и как новым собственником, так и бывшим из разряда служебных не исключалось.
Решениями Совета сельского поселения «Ижма» № от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены положение о порядке предоставления служебных жилых помещений сельского поселения «Ижма» и перечень категорий граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории сельского поселения «Ижма», что указывает о фактической возможности администрацией сельского поселения «Ижма» иметь специализированный жилищный фонд и принимать решение о предоставлении служебных жилых помещений.
То, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> истцу предоставлено до передачи жилого фонда администрации сельского поселения «Ижма» не подтверждает факта утраты жилым помещением своего статуса, так как постановлением главы сельского поселения «Ижма» № от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира так же отнесена в разряд специализированного жилищного фонда и включена в перечень служебных жилых помещений администрации сельского поселения «Ижма», которая как собственник жилья вправе была присвоить квартире статус служебного жилого помещения.
Исходя из того, что жилое помещение истцу предоставлялось после введения в действие Жилищного кодекса РФ именно как служебное жилое помещение, истцом заключен договор найма служебного жилого помещения, который последним не оспаривался и не оспаривается и истец, являющийся начальником Управления образованием администрации МР «Ижемский» исходя из своего статуса прав на жилое помещение предоставляемого на условиях договора социального найма жилого помещения не имеет и проживает в жилом помещении отнесенном в установленном законом порядке к служебному жилью, которое числиться в администрации сельского поселения «Ижма» как служебное жилое помещение, с учётом того, что предъявленные истцом исковые требования об исключении спорной квартиры фактически направлены на последующую приватизацию спорного жилого помещения и оформлении её истцом в собственность, при указанных выше обстоятельствах и обстоятельствах установленных вступившим в законную силу решением Ижемского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ года, которым в удовлетворении исковых требований о признании за истцом права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации отказано, оснований для понуждения ответчика снять со спорного жилого помещения статус служебного жилого помещения не имеется.
Доводы истца являются не обоснованными, не отвечающими требованиям действующего законодательства и иным обстоятельствам установленным решением Ижемского районного суда Республики Коми и апелляционным определением Верховного суда Республики Коми и не свидетельствуют о законности предъявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации сельского поселения «Ижма» о понуждении снять статус служебного жилого помещения с квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков