Гражданское дело № 2-131/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2015 года город Сусуман
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего Волоховой Н.В.,
при секретаре Трифоновой А.А.,
с участием представителей истца - общества с ограниченной ответственностью «Монолит» ФИО1 и ФИО2,
представителя ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сусуманском районе - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания №1 Сусуманского районного суда Магаданской области, в городе Сусумане Магаданской области, гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монолит» о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сусуманском районе Магаданской области,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее по тексту - ООО «Монолит») обратилось в Сусуманский районный суд Магаданской области с заявлением, в котором просило: признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сусуманском районе (далее по тексту - УПФ РФ в Сусуманском районе), выразившееся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованном лице ООО «Монолит» - директоре ООО «Монолит» с учетом кода профессии по подразделу 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» раздела I «Горные работы» Списка №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; обязать УПФ РФ в Сусуманском районе устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Монолит» путем принятия сведений о застрахованном лице ООО «Монолит» - директоре ООО «Монолит» по персонифицированному учету с указанием льготной профессии по Списку №2 раздела I; взыскать с УПФ РФ в Сусуманском районе в пользу ООО «Монолит» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Монолит» в соответствии с Федеральным законом №27 от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в РФ» представило в УПФ РФ в Сусуманском районе индивидуальные сведения на застрахованных лиц. Протоколом контроля отчетности от 19.02.2015 г. в приеме указанных сведений УПФ РФ в Сусуманском районе отказано и ООО «Монолит» предложено внести соответствующие изменения в сведения, исключить из них данные по льготным профессиям, а именно - исключить из списка лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, директора ООО «Монолит».
ООО «Монолит» полагает, что такой отказ в приеме сведений на застрахованных лиц является незаконным и необоснованным, поскольку основным видом деятельности ООО «Монолит» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (ОКВЭД 13.20.41), предприятию выдана лицензия МАГ № БР сроком действия с 07.02.2012 г. по 21.12.2022г. Директор ООО «Монолит» руководит всеми видами деятельности предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений, непосредственно руководит ведением горных работ на полигонах, то есть является не только руководителем, управляющим административными процессами, но и непосредственным руководителем горных работ, что полностью соответствует положениям подразделения «б» раздела I «Горные работы» Списка №2.
Кроме того, согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда №4, директор предприятия 21495 «условиям труда директора ООО «Монолит» присвоен подкласс 3.2, что в соответствии с пп.2 п.4 ст.14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» обозначает условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы. Учитывая, что условиям труда директор ООО «Монолит» установлен подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), в отношении его рабочего места следует применять дополнительный тариф страховых взносов, и такое выполнение работ на таком рабочем месте считается работой во вредных условиях труда, что в свою очередь подпадает под условия назначения трудовой пенсии по старости по достижению определенного возраста при наличии соответствующего стажа работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.
Поскольку действия УПФ РФ в Сусуманском районе по непринятию сведений по льготным профессиям препятствует досрочному получению пенсии директора ООО «Монолит», работающему на производстве с вредными условиями труда, просит признать такие действия УПФ РФ в Сусуманском районе незаконными, обязать УПФ РФ в Сусуманском районе принять сведения о застрахованном лице ООО «Монолит» - директоре ООО «Монолит» по персонифицированному учету с указанием льготной профессии по Списку №2 раздела I и взыскать с УПФ РФ в Сусуманском районе в пользу ООО «Монолит» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и поэтому не относиться к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействия) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ. В связи с чем, заявление ООО «Монолит» рассмотрено судом в порядке искового производства.
В судебном заседании представители ООО «Монолит» ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
При этом, представитель ООО «Монолит» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что, обращаясь в суд с заявлением и указывая в нем, что действиями УПФ РФ в Сусуманском районе нарушены права ООО «Монолит», заявитель исходил из того, что такое нарушение будет иметь место в отношении физического лица, который будет работать в должности директора предприятия в будущем. Права действующего директора ООО «Монолит» ФИО4, оспариваемыми действиями УПФ РФ в Сусуманском районе не нарушены, поскольку ему уже назначена пенсия на льготных условиях.
ФИО1 в судебном заседании также пояснила, что директор ООО «Монолит» осуществляет не только общее руководство деятельностью предприятия, но и организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, непосредственно руководит ведением горных работ на полигонах в период промывочного сезона. Поэтому директор ООО «Монолит» является непосредственным руководителем горных работ, что полностью соответствует положениям подраздела «б» раздела I «Горные работы» Списка №2.
Представитель ООО «Монолит» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что оспариваемыми действиями УПФ РФ в Сусуманском районе нарушены права ООО «Монолит», поскольку в случае невыполнения им предложения УПФ РФ в Сусуманском районе об исключении из данных по льготным профессиям, данных о должности директора, предприятие было бы подвергнуто штрафу.
ФИО2 в судебном заседании также пояснила, что дополнительный тариф страховых взносов, уплаченный ООО «Монолит» с учетом внесенных им сведений о директоре предприятия, были зачтены УПФ РФ в Сусуманском район в счет будущих платежей ООО «Монолит».
Представитель УПФ РФ в Сусуманском районе ФИО3 в судебном заседании заявленные ООО «Монолит» требования не признала и пояснила, что оспариваемые ООО «Монолит» действия УПФ РФ в Сусуманском районе являются законными. Директора горнодобывающих предприятий, организованных в форме ООО, осуществляющих общее руководство деятельностью организации, не относятся к числу руководителей горных объектов и не имеют право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подразделом 1 «Горные работы» Списка №2 от 26.01.1991 года. УПФ РФ в Сусуманском районе 19 февраля 2015 года после проверки представленного ООО «Монолит» отчета и Перечня льготных профессий, возвратило их на доработку, так как они содержали недостоверные сведения в отношении директора ООО «Монолит» с указанием сведений о льготном стаже, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии.
Так, директор ООО «Монолит» осуществляет общее руководство деятельностью организации и не относится к числу руководителей горных объектов, предусмотренных пунктом «б» подраздела 1 «Горные работы» Списка №2, не имеет постоянной занятости выполнения работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня и поэтому не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение по указанному основанию.
20 февраля 2015 года ООО «Монолит» представил исправленный отчет и Перечень льготных профессий, который был принят УПФ РФ в Сусуманском районе.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 8, 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В соответствии с п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н (ред. от 27.07.2010, с изм. от 05.03.2013), при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. В случае бездействия страхователя либо его ликвидации территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.
В судебном заседании установлено, что 18 февраля 2015 года ООО «Монолит» по каналам связи в системе электронного документооборота представило в УПФ РФ в Сусуманском районе отчет за 4 квартал 2014 года формы РСВ-1 (перечень страховых взносов) и перечень льготных профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, с включением сведений о льготном стаже в отношении директора ООО «Монолит».
19 февраля 2015 года УПФ РФ в Сусуманском районе направило в ООО «Монолит» Протокол проверки с указанием имеющихся ошибок и возвратило на доработку Перечень льготных профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, с указанием, что директора горнодобывающих предприятий, организованных в форме ООО, не относятся к числу руководителей горных объектов, предусмотренных пунктом «б» подраздела 1 раздела I «Горные работы» Списка №2.
20 февраля 2015 года по каналам связи ООО «Монолит» предоставило исправленный отчет формы РСВ-1 и Перечень льготных профессий, исключив из них сведения о льготном стаже в отношении директора ООО «Монолит», который были приняты УПФ РФ в Сусуманском районе.
Указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются.
Направляя ООО «Монолит» уведомление о содержащихся в отчете ошибках, УПФ РФ в Сусуманском районе исходил из того, что директора горнодобывающих предприятий, организованных в форме ООО, осуществляющие общее руководство деятельностью организации, не относятся к числу руководителей горных объектов, предусмотренных пунктом «б» подраздела 1 раздела I «Горные работы» Списка №2 (л.д.10).
Суд соглашается с такими выводами УПФ РФ в Сусуманском районе, поскольку они основаны на законе.
Статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены основания назначения пенсии по старости на льготных условиях, то есть до достижения установленного законом возраста.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Список N 2 составлен по производственному признаку. Каждому отделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным в Списках работам без учета связи с определенным видом производства не допускается.
В разделе 1 "Горные работы" Списка N 2 от 26 января 1991 года дано понятие горных работ. Это добыча открытым способом угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, баратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, алмазов, мрамора, гранита, андезита, мела, драгоценных и цветных металлов из песков, диабаза, гранодиорита, базальта, песчаника, янтаря, слюды, асбеста, соли и других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1 - 2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности. Кроме этого, к горным работам относится строительство шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений; горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах.
В соответствии с Разделом 1 "Горные работы", позиция 2010100б-21516 Списка N 2 от 26 января 1991 года, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено директорам (начальникам), их заместителям (помощникам) по производству, строительству (в разрезах, карьерах).
Из Устава ООО «Монолит» (л.д. 39-50) следует, что предприятие осуществляет, в том числе, добычу руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (п.2.1.). При этом в Уставе не указано, каким способом в ООО «Монолит» осуществляется добыча руд и песков драгоценных металлов.
Указание в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в сведениях о видах экономической деятельности кода 13.20.41 по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принят приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №329-ст от 22.11.2007 года) также не свидетельствует о том, что ООО «Монолит» осуществляет добычу руд и песков драгоценных металлов открытым способом.
Таким образом, директор ООО «Монолит» не является директором (начальником) карьера или разреза.
Кроме того, Уставом ООО «Монолит» предусмотрено, что директор Общества является единоличным исполнительным органом, осуществляет текущее руководство деятельностью Общества (пункт 12.15. Устава). Согласно Уставу в компетенцию директора Общества не входит осуществление руководства горными работами (пункт 12.16. Устава).
Указание в должностной инструкции директора ООО «Монолит» о том, что он непосредственно руководит горными работами на полигоне (л.д. 53), а также указание в строке 041 в карте аттестации рабочего места (директора предприятия) по условиям труда (л.д.18-21) о том, что директор предприятия имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно Списку №2 (позиция 2010100б-21516), не может являться безусловным доказательством того, что директор ООО «Монолит» имеет право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Непосредственное руководство горными работами в период какого-то периода времени в течение календарного года, наряду с выполнением функций общего руководства предприятием, не свидетельствуют о том, что директор ООО «Монолит» осуществляет руководство горными работами в течение полного рабочего дня.
Тогда как, для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитываются периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516).
В связи с изложенным, действия УПФ РФ в Сусуманском районе, выразившееся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованном лице ООО «Монолит» - директоре ООО «Монолит» с учетом кода профессии по подразделу 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» раздела I “Горные работы» Списка №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», являются законными.
Кроме того, по мнению суда, оспариваемые ООО «Монолит» действия УПФ РФ в Сусуманском районе не нарушают чьих-либо прав, в том числе, действующего директора ООО «Монолит» ФИО4 и ООО «Монолит».
Так, согласно информации УПФ РФ в Сусуманском районе №05-05/5084 от 18.08.2015 года ФИО4, являющийся директором ООО «Монолит» в настоящее время, уже является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 19 июля 2009 года.
В судебном заседании представители ООО «Монолит» не указали, какие конкретно права Общества были нарушены оспариваемыми действиями УПФ РФ в Сусуманском районе.
Из пояснений представителя ООО «Монолит» ФИО2 установлено, что дополнительный тариф страховых взносов, уплаченный ООО «Монолит» в связи с включением в отчет сведений о директоре предприятия, были зачтены в счет уплаты таких платежей Обществом в будущем.
Доводы представителя ООО «Монолит» ФИО1 о том, что оспариваемыми действиями УПФ РФ в Сусуманском районе нарушаются права граждан, которые в будущем будут работать в должности директора Общества, суд во внимание не принимает.
В настоящее время невозможно сделать какие-либо выводы о нарушении в будущем прав на досрочное назначение трудовой пенсии в отношении граждан, которые в будут выполнять работу директора ООО «Монолит», поскольку при этом во внимание будет приниматься работа в тех или иных должностях конкретного гражданина.
С учетом изложенного, у суда нет оснований для удовлетворения заявленных ООО «Монолит» требований.
При этом, суд приходит к выводу о довзыскании с ООО «Монолит» государственной пошлины, уплаченной им при обращении с заявлением в суд.
Так, при подаче заявления в суд ООО «Монолит» уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей (л.д.4), то есть в размере, предусмотренном при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (п.7 ч.1 ст.333.19 НК РФ).
Судом заявление ООО «Монолит» было принято к рассмотрению в порядке искового производства и в этом случае государственная пошлина для организаций составляет 6 000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).
С учетом изложенного, с ООО «Монолит» подлежит довзысканию в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Монолит» о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сусуманском районе Магаданской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Монолит» в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд Магаданской области в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, установив день составления мотивированного решения - 21 августа 2015 года.
Судья Н.В. Волохова