Дело №2-XXXXX.XX.XXXX года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Тумашевич Н.С.,
при секретаре Маркиной Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маер И.А. к ЗАО «Сити Сервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу,
установил:
Маер И.А. обратилась в суд с иском к ЗАО «Сити Сервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу. В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной в ... и потребителем коммунальной услуги – отопления.
Ответчик осуществляет управление жилым домом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, и является организацией, предоставляющей коммунальные услуги.
Истец не согласна с порядком начисления оплаты и, с учетом уточнения заявленных требований /л.д. XXX/, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление за XX.XX.XXXX год без учета платы за горячее водоснабжение, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя /л.д. XXX/.
В судебном заседании представитель истца Метелева Е.В., действующая по доверенности от XX.XX.XXXX., на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения исковых требований.
Представитель ответчика Волков И.Г., действующий на основании доверенности от XX.XX.XXXX., исковые требования не признал.
Суд, выслушав объяснения сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в их совокупности, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является собственником квартиры, расположенной в ..., что подтверждается договором купли-продажи, свидетельством о регистрации права /л.д. XXX/.
XX.XX.XXXX. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за отопление /л.д. XXX/, в чем ей отказано и разъяснен порядок начисления платы за отопление и горячее водоснабжение /л.д. XXX/.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Ответчик является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Нормы п. 2 ст. 2 ФЗ РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Согласно "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 года N Вк-4936), приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.
В соответствии с п. 1.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
Пунктом 1.3 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Разделом 7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Пунктом 7.7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 - Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя).
Из письма ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» следует, что в многоквартирном доме по ... имеются узлы учета тепловой энергии.
В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи с чем, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии - 1 гигакалория (Гкал).
Из представленных ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон XX.XX.XXXX - XX.XX.XXXX годов) следует количество потребленной теплоэнергии по д. XXX в гигакалориях и именно данные показания израсходованной теплоэнергии указаны в счетах-фактурах, умноженные на соответствующий тариф по тепловой энергии /л.д. XXX/.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 гр. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 гр. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Подпунктом "б" пункта 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предусмотрена следующая формула для проведения корректировки:
...
Из материалов дела следует, что размер оплаты за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в д. XXX за отопительный сезон (с XX.XX.XXXX года по XX.XX.XXXX года включительно), составил ... руб. ... коп., что подтверждается счетами-фактурами за указанный период времени /л.д. XXX/.
Общая площадь всех помещений в многоквартирном доме XXX согласно техническому паспорту на дом составляет ... кв. м. /л.д. XXX/.
Общая площадь квартиры XXX составляет ... кв. м. /л.д. XXX/.
Таким образом, суд, проверяя согласно вышеуказанной формуле расчет корректировки платы за отопление по квартире XXX, приходит к выводу о правомерности начисления доплаты в размере ... рублей. Фактически, согласно указанной формуле, недоплата составила ... рублей, истцу начислено только ... рублей, то есть сумма ограничена месячным начислением за отопление и горячую воду, что связано с установленным предельным максимальным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги при неизменных наборе и объеме оказываемых услуг.
Произведенные ответчиком расчеты по корректировке оплаты за тепловую энергию судом проверены и являются правильными.
Данная позиция суда согласуется с выводами, изложенными в Решении Верховного Суда РФ от 12.01.2011 года по делу N ГКПИ10-1499 по заявлению Щ. о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Разрешая спор, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 23.
Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, оспариваемые заявителем, предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию, в связи с чем, довод заявителя о получении в результате корректировки сверхдоходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствует действительности.
Необоснованным было признано и утверждение о том, что оспариваемыми нормативными положениями на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате долгов лиц, не оплативших коммунальные услуги. Размер задолженности указанных лиц не входит в состав показателей, учитываемых в соответствии с утвержденными формулами при корректировке размера платы за отопление.
Лишенной правовых оснований была признана и ссылка заявителя на включение в состав платы сверхнормативных потерь коммунальных ресурсов по вине их поставщиков, то есть ресурсоснабжающих организаций.
Верховный Суд РФ в своем решении указал, что границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающих организаций, в том числе за сверхнормативные потери, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
При корректировке же размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные выводы Верховный Суд в своем Решении подтвердил, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N ГКПИ-1770, которым подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги, признав, что правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил.
Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
В силу требований ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, пришел к верному суждению о том, что в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления.
Деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства.
Таким образом, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную в целом услугу по отоплению в течение всего календарного года.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
Требования истца о начислении ей платы без учета платы за горячее водоснабжение суд также считает необоснованными, поскольку теплоснабжение спорного многоквартирного дома осуществляется по договору теплоснабжения (в горячей воде) №XXX от XX.XX.XXXX., заключенному ОАО «ТГК-1» и ЗАО «Сити Сервис», что следует из письма ОАО «ТГК №1» л.д. XXX/. Количество потребленной тепловой энергии отражается в счетах-фактурах, выставляемых ответчику по делу и не разделяется на тепловую энергию для целей отопления и целей горячего водоснабжения. Из этого следует, что ОАО «ТГК №1» поставляет, а ЗАО «Сити Сервис» принимает и обязан оплатить один энергетический ресурс в виде горячей воды, размер потребления которого определяется приборами учета и, исходя из отчетов о потреблении данного ресурса, оплачивается ЗАО «Сити-Сервис». Поэтому разделение потребленной горячей воды на отопление и горячее водоснабжение не может быть произведено и не является целесообразным.
Таким образом, суд считает исковые требования необоснованными и удовлетворению неподлежащими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 67, 56, 98, 194-198 ГРК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Маер И.А. к ЗАО «Сити Сервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: