ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2013 от 15.05.2013 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                      15мая 2013 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Байтурсыновой О.Г., представителя Администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.03.2013г., при секретаре Мардаевой Г.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании постановления недействительным.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании постановления недействительным.

В обоснование заявления указал, что 10.10.2011 г. мэром Ольхонского районного муниципального образования издано постановление №1299 «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства».

В соответствии с Постановлением администрацией Ольхонского районного муниципального образования приостанавливается выделение земельных участков для дачного строительства и дачного хозяйства до утверждения правил землепользования и застройки и определения соответствующих территориальных зон.

Указанное Постановление противоречит требованиям федерального законодательства, а потому является незаконным.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам и организациям носит заявительный характер.

Решение или выписка о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Кроме того, согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном ст.81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории для дачного строительства.

Согласно п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст.28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

В соответствии с п.3 ст. 13 указанного Федерального закона от 15.10.1998 №66-ФЗ гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Вышеуказанные положения земельного законодательства свидетельствуют о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка гражданину или организации принимается органом местного самоуправления, правомочным распоряжаться земельным участком, в порядке определенном земельным законодательством, после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а не путем принятия решения о приостановлении выделения земельных участков.

Необоснованно широкие пределы полномочий для должностных лиц в данном случае создают условия для проявления коррупции, в нарушение п.5 ст. 7 федерального закона «О противодействии коррупции».

Так, пунктами а, б, д ч.8 раздела Ш. Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждённой постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 №196, установлено, что коррупционные факторы выражаются в широте дискреционных полномочий; определении компетенции по формулировке «вправе»;выборном изменении объема прав.

06.03.2013г. прокуратурой района в адрес администрации Ольхонского района в связи с указанными нарушениями внесен протест на Постановление, который вместе с тем, последним был отклонен.

В связи с тем, что постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства» №1299 от 12.10.2012г. противоречит требованиям федерального законодательства, он подлежит признанию его незаконным судом.

Нарушения федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Оспариваемым решением нарушаются интересы Ольхонского районного муниципального образования, которые заключаются в том, что в соответствии со ст.2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления распоряжение земельными участками должно осуществляться на законных основаниях в установленном законом порядке.

Постановление №1299 от 12.10.11 г., принятое в нарушение установленного федеральным законодательством порядка, нарушает права и интересы потенциальных землевладельцев, на стороне которых могут выступать жители Ольхонского района Иркутской области, граждане РФ и иностранные граждане, имеющие право на предоставление земельных участков для дачного строительства.

Просит признать постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования №1299 от 10.10.2011г. «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства» недействующим полностью с момента его официального опубликования.

В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Иркутской области Байтурсынова О.Г.заявление поддержала, просит его удовлетворить по основания изложенном в нем.

Представитель администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО1 заявление прокурора не признал, суду пояснил, что на основании закона «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан» до решения вопроса о предоставлении земельных участков для размещения дачных объединений граждан необходимо определить территории для такого размещения, установить зоны, которые наиболее благоприятны для развития дачного хозяйства, исходя из природно – экономических условий, затрат на развитие социальной, инженерно – транспортной инфраструктуры с минимальными ограничениями на использование земельных участков.

Для этих целей необходимо составить схемы зонирования территорий, которые в настоящее время определяются в рамках изготовления и принятия правил застройки территорий и генпланов муниципальных образований – поселений. Окончание этих работ ожидается в июле, августе 2013 года.

Приостановив выделение земельных участков, администрация действовала в целях сохранения озера Байкал, как объекта мирового наследия, а также в интересах граждан изъявивших желание получения земельных участков поскольку, указанные заявления зарегистрированы в установленном порядке, не возвращены, будут рассмотрены в рамках действующей очередности после отмены приостановления. Ни одной жалобы от граждан на приостановление выделения земельных участков до настоящего времени в администрацию не поступало. Кроме того, в указанном постановлении отсутствуют любые условия для проявления коррупции, так как решение вопроса не передается на усмотрение какого – либо лица, а только приостанавливается выделение земельных участков для выполнения определенных работ.

Суд, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, выслушав пояснения заявителя, возражения представителя администрации установил, что материально-правовым требованием является заявление прокурора Ольхонского района о признании недействительным Постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования №1299 «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства» от 10 октября 2011 года.

В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.3 ст.35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством РФ, вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании п.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти. Органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в переделах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами. А в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В судебном заседании установлено, что на основании Постановления мэра Ольхонского района №1299 от 10.10.2011 года «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства» приостановлено выделение земельных участков для дачного строительства и дачного хозяйства на территории Ольхонского районного муниципального образования до утверждения правил землепользования и застройки и определения соответствующих территориальных зон (л.д.7).

Данное постановление опубликовано 20.10.2011 года в общественно – политической газете Ольхонского района «Байкальские зори». Вступило в силу с момента его опубликования (л.д.7).

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 1).

Часть 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Основания и порядок приобретения прав собственности на землю регламентированы главой V Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам и организациям носит заявительный характер.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

Пунктом 4 ст.30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка;

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Предоставление земельного участка гражданину или организации для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, определенном п.5 ст.30 ЗК РФ.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ст. 7 8 Земельного кодекса РФ, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном ст.81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории для дачного строительства.

Согласно п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст.28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

В соответствии с п.3 ст. 13 указанного Федерального закона от 15.10.1998 №66-ФЗ гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Таким образом, решение об отказе либо удовлетворении предоставления земельного участка гражданину или организации принимается органом местного самоуправления, правомочным распоряжаться земельным участком, в порядке определенном земельным законодательством, после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Временное приостановление выделения земельных участков законом не предусмотрено. Следовательно, оспариваемое постановление о приостановлении выделения земельных участков незаконно и недействительно с момента его официального опубликования.

Кроме того, постановлением мэра приостановлено выделение земельных участков с 10.10.2011 года, как следует из возражений представителя основанием приостановления послужила необходимость учета отрицательного воздействия на окружающую среду антропогенной нагрузки на данную территорию, в частности, на побережье озера Байкал и.т.д., однако на момент рассмотрения дела - май 2013 года, объективных сведений о фактических сроках окончания данных работ суду не представлено.

Вместе с тем, обсуждая доводы прокурора в части создания условий для проявления коррупции Администрацией ОРМО, предусмотренных п.5 ст. 7 федерального закона «О противодействии коррупции» судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании постановления недействительным, удовлетворить.

Постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области №1299 «О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства» от 10 октября 2011 года признать недействительным полностью с момента его официального опубликования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья:                         Р.Р.Сыроватская