ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2015 от 16.03.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Дело № 30-2-131/2015

 РЕШЕНИЕ

 г. Ярославль                                    16 марта 2015 года

     Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кропотовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя ФИО1 адвоката Яковлева С.Б. на постановление государственного инспектора Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору от 12 января 2015 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 9 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

 установила:

     12 января 2015 года государственным инспектором Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     Как видно из постановления, правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органом государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности автозаправочной станции ИП ФИО1 по адресу: <адрес>. В ходе указанной проверки выявлено нарушение статьи 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», подпункта «з» пункта 3.4 Р.Д. 153-39.2-080-01, которое выразилось в том, что ИП ФИО1 не представлен план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке.

     Решением судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 9 февраля 2015 года постановление государственного инспектора Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору изменено в части размера назначенного в отношении ФИО1 административного штрафа.

     На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ФИО1 адвокатом Яковлевым С.Б. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления государственного инспектора Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору от 12 января 2015 года и решения судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 9 февраля 2015 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

     Жалоба обоснована следующим: нарушение подзаконного нормативного акта, вменяемое в вину ФИО1 не относится к нормативным актам в сфере пожарной безопасности, а потому состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не образует.

     Кроме того, разработка плана и порядка действий персонала при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций и согласование его с компетентными организациями в установленном порядке предусмотрено положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Однако, АЗС, эксплуатируемая ФИО1, к таким объектам в силу небольшого объема находящихся на АЗС горючих жидкостей не относится.

     В судебном заседании ФИО1 и его защитник Яковлев С.Б. жалобу поддержали.

     Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по настоящему делу постановление государственного инспектора Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору от 12 января 2015 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 9 февраля 2015 года подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

     Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

 Диспозиция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены. Объективная сторона административного правонарушения должна быть конкретизирована путем указания на то, в чем именно выразилось нарушение нормы и правила действующего законодательства о пожарной безопасности.

 В вину ФИО1, как следует из постановления и решения судьи, вменяется нарушение статьи 2 Федерального закона «О пожарной безопасности», подпункта «з» пункта 3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 (далее – Руководящий документ, Правила технической эксплуатации автозаправочных станций).

 Статья 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет объем законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и является общей нормой.Таким образом, фактически нарушение, допущенное ФИО1, состоит в нарушении подпункта «з» пункта 3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, согласно которому при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС, кроме прочего, плана и порядка действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке. Полагаю, что указанная норма, нарушение которой вменено в вину ФИО1, не относится к нормам, содержащим требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Руководящий документ, как следует из пункта 1.1 указанного акта, устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Таким образом, не все его положения можно отнести к требованиям пожарной безопасности. Из документа видно, что требования пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочной станции изложены в разделе 23 «Пожарная безопасность», который содержит три специальных требования пожарной безопасности при эксплуатации АЗС, но в основной своей части отсылает к иным требованиям и норам пожарной безопасности. Необходимо отметить, что в отношении эксплуатации автозаправочных станций действует Свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221. В вину ФИО1 органом пожарного надзора не вменено ни нарушение норм, приведенных в разделе 23 «Пожарная безопасность» Руководящего документа, ни нарушение норм, содержащихся в Своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", ни в иных нормативных актах, содержащих требования пожарной безопасности. В свою очередь подпункт «з» пункта 3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций относится нормам, регулирующим общие положения, связанные с проверкой деятельности АЗС и наличием на станции документации, необходимость наличия которой установлена иными нормативными актами. Требования пожарной безопасности данная норма не содержит, как не содержит и иных требований и правил поведения к лицам, осуществляющим эксплуатацию АЗС. Оснований полагать, что истребуемый органом пожарного надзора у ФИО1 план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке, относится к мерам пожарной безопасности и его истребование входит в компетенцию государственного инспектора пожарного надзора материалы дела не содержат. Таким образом, нарушение подпункта «з» пункта 3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, даже если таковое и имело место, не свидетельствует о нарушении такими действиями требований пожарной безопасности. Следовательно, события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в данном случае не имело места. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.Таким образом, вынесенные по настоящему делу акты подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения. Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья решила: Постановление государственного инспектора Некрасовского района Ярославской области по пожарному надзору от 12 января 2015 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 9 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 Судья                                     Е.Ю. Щеголькова