ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2017 от 12.04.2017 Кронштадтского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-131/2017 12 апреля 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Савина В.В.,

при секретаре Амосовой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга, отделу социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, компенсации за фактическую потерю времени,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к УПФР в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств в размере 14 109 руб., компенсации морального вреда в размере 300 000 руб., компенсации за фактическую потерю времени, указав, что является пенсионером и получает пенсию с 20.08.2013 года в размере 7 314 руб. 26 коп., при первоначальном оформлении пенсии инспектором Пенсионного фонда в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга не был оформлен социальный пакет по инвалидности, кроме того, она не была проинформирована, что необходимо дополнительно оформить денежную компенсацию за проезд на общественном транспорте и денежную компенсацию до прожиточного минимума – социальная доплата к пенсии региональная и федеральная, в результате чего на протяжении трех лет с 01.09.2013 года денежных компенсаций не получала.

Ссылаясь на указанное, просила взыскать с ответчика федеральную социальную доплату за 2013 год в размере 3 549 руб. и за 2015 год в размере 10 560 руб., а всего 14 109 руб., в также компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. и компенсацию за фактическую потерю времени,

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к отделу социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств указав, что является пенсионером и получает пенсию с 20.08.2013 года в размере 7 314 руб. 26 коп., при первоначальном оформлении пенсии инспектором Пенсионного фонда в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга не был оформлен социальный пакет по инвалидности, кроме того, она не была проинформирована, что необходимо дополнительно оформить денежную компенсацию за проезд на общественном транспорте и денежную компенсацию до прожиточного минимума – социальная доплата к пенсии региональная и федеральная, в результате чего на протяжении трех лет с 01.09.2013 года денежных компенсаций не получала.

Ссылаясь на указанное, просила взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату за период с 01.09.2013 года по 01.03.2017 года в размере 21 820 руб., ежемесячную социальную выплату за 2015 год в размере 12 880 руб., за 2016 год в размере 12 293 руб., за 2017 год в размере 3 777 руб., а всего 50 770 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. и компенсацию за фактическую потерю времени.

Определением суда от 27.02.2017 года гражданское дело №2-131/17 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств, объединено с гражданским делом № 2-132/17 по иску ФИО1 к отделу социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств.

Истица в судебное заседание явилась, уточнила заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила взыскать с ответчика УПФР в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга ежемесячную денежную выплату инвалидам за 3 месяца (август, сентябрь, октябрь) 2013 года в размере 3 549 руб. и федеральную социальную доплату за 12 месяцев 2015 года в размере 10 560 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. и компенсацию за фактическую потерю времени. С ответчика ОСЗН администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга просила взыскать ежемесячную денежную выплату за период с 01.09.2013 года по 01.03.2017 года в размере 21 820 руб., ежемесячную социальную выплату за 2015 год в размере 12 880 руб., за 2016 год в размере 12 293 руб., за 2017 год в размере 3 777 руб., а всего 50 770 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. и компенсацию за фактическую потерю времени.

Представитель ответчика УПФР в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к УПФР в Кронштадтском районе с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, пояснила, что истица имела право на получение федеральной социальной доплаты за январь 2015 года, т.к. размер ее пенсии в этом месяца был ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Санкт-Петербурга, в период с февраля по декабрь 2015 года, размер пенсии истицы превышал прожиточный минимум и доплата ей не полагалась, при этом с заявлением на получение указанной выплаты истица в спорные периоды не обращалась, поэтому выплаты ей не производились. По требованию о взыскании ежемесячной денежной выплаты инвалидам за 3 месяца (август, сентябрь, октябрь) 2013 года, пояснила, что для назначения данной выплаты также предусмотрен заявительный характер, инвалидность истице была назначена 26.07.2013 года, однако с заявлением она обратилась 06.11.2013 года после чего ей начали производить выплаты начиная с декабря 2013 года с доплатой за ноябрь 2013 года. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 67-70, 196-197).

Представитель ответчика ОСЗН администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к ОСЗН администрации Кронштадтского района с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, пояснила, что истица обратилась за назначением ЕДВ только 24.11.2016 года, для назначения данной выплаты предусмотрен заявительный характер, поэтому она ей была назначена с 01.11.2016 года бессрочно. По требованию о взыскании ЕСВ, также заявление истицей было подано 16.12.2015 года, данная выплата ей назначена с 01.12.2015 года бессрочно с приостановлением с 01.12.2016 года, 16.12.2016 года истица повторно обратилась в администрацию района для возобновления выплаты ЕСВ, которая была возобновлена с 01.12.2016 года. Учитывая, что для получения указанных доплат предусмотрен заявительный характер, выплаты начинали производиться только после поступления соответствующего заявления. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 30-32).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 26.07.2013 года (л.д.8).

Согласно пункту 2 статьи 66 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, не имеющим права на получение ежемесячных денежных выплат, ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты в соответствии со статьями 61 - 65 настоящего Кодекса, а также ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 465 рублей.

Как следует из пункта 4 «Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 №2085 «О предоставлении ежемесячной денежной, дополнительной ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге», действовавшего до 23.05.2016 года, для получения ежемесячной денежной выплаты гражданин или его представитель подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства, гражданин без определенного места жительства - по месту последней регистрации в Санкт-Петербурге (далее - администрация района) заявление о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет).

Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Заявление в форме электронного документа может быть подано посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа. Одновременно с заявлением представляются документы, перечень которых утверждается Комитетом.

На основании подпункта 2.1 пункта 2 Порядка предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 № 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» ежемесячная денежная выплата предоставляется на основании заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (далее в настоящем разделе - заявление) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), поданного гражданином, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства гражданина.

Решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты принимается администрацией района Санкт-Петербурга на основании документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты (далее - Перечень документов), согласно приложению к настоящему Порядку.

Заявление может быть подано заявителем лично или через представителя в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».

Заявление может быть подано гражданином в администрацию района Санкт-Петербурга посредством обращения в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Утверждение истицы о том, что 16.12.2015 года она подавала заявление в МФЦ на предоставление указанной выплаты не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку 16.12.2015 года истицей было подано заявление в МФЦ о предоставлении ежемесячной социальной выплаты, которая была ей назначена распоряжением администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 29.12.2015 №6595-р «О предоставлении ежемесячной социальной выплаты» с 01.12.2015 года бессрочно с приостановлением с 01.12.2016 года (л.д. 66). На основании заявления ФИО1 от 16.12.2016 года выплата ежемесячной социальной выплаты возобновлена с 01.12.2016 года.

Согласно справке №9 от 16.03.2017 года СПб ГКУ Городской информационно-расчетный центр истице была произведена выплата ежемесячной социальной выплаты за период с 01.12.2015 года по 31.03.2016 года в размере 3970 руб. 80 коп. ( л.д.211).

Согласно справке №8 от 16.03.2017 года СПб ГКУ Городской информационно-расчетный центр истице была произведена выплата ежемесячной социальной выплаты за период с 01.04.2016 года по 01.09.2016 года в размере 5231 руб. 64 коп., за период с 01.10.2016 года по 01.03.2017 года в размере 2 647 руб. (л.д.212 )

Данные начисления производятся СПб ГКУ Городской информационно-расчетный центр исходя из положений пункта 1 статьи 66 «Социального кодекса Санкт-Петербурга», утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132, согласно которому гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий из числа граждан, достигших возраста 60 лет и старше, неработающих женщин в возрасте от 55 до 60 лет, инвалидов I или II группы, предоставляется ежемесячная социальная выплата.

Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии. В случае получения гражданином, указанным в настоящем пункте, двух и более пенсий, а также доплат к пенсиям за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при расчете учитывается сумма всех пенсий и доплат к пенсиям.

Судом расчет начислений проверен и признан верным, возражения ответчика по начисленным суммам суд полагает необоснованными, не подтвержденными письменными доказательствами.

Как следует из материалов дела ФИО1 обратилась в МФЦ с заявлением о предоставлении (возобновлении) меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты только 24.11.2016 года. Ежемесячная денежная выплата была назначена истице распоряжением администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 08.12.2016 года №6967-р «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты» с 01.11.2016 года бессрочно (л.д. 35-36).

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено понятие государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги и понятие заявителя - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Учитывая, что в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обращение истицы с заявлением на получение ежемесячной денежной выплата до момента обращения с заявлением в МФЦ 24.11.2016 года, тогда как в соответствие с действующим законодательством Санкт-Петербурга, данные меры социальной поддержки назначаются только на основании личного заявления гражданина, суд не находит оснований для удовлетворения требований к ОСЗН администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Истице была установлена вторая группа инвалидности с 26.07.2013 года до 01.08.2014 года (л.д. 80-81).

ФИО1 просит взыскать невыплаченную ежемесячную денежную выплату инвалидам за 3 месяца (август, сентябрь, октябрь) 2013 года в размере 3 549 руб., ссылаясь на то, что не была проинформирована о необходимости обращения с заявлением для назначения указанной выплаты.

На основании статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей, размер ЕДВ в 2013 году составлял 1 183 руб.

В период с 06.11.2013 года по 31.07.2014 года истица являлась получателем ежемесячной денежной выплаты из средств Федерального бюджета по категории «инвалид 2 группы», на основании заявления от 06.11.2013 года (л.д.77). Данная выплата была прекращена с 01.08.2014 года в связи с окончанием срока инвалидности (л.д.46).

Учитывая, что для предоставления данной услуги, положениями статей 2, 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, обращение истицы датировано 06.11.2013 года и с этого момента ей начислялась ежемесячная денежная выплата, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования.

Также истица ссылается на то, что в течение 2015 года ей не была предоставлена федеральная социальная доплата в размере 10 560 руб.

Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

Положениями статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Санкт-Петербурге, применяемая для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи» на 2015 год в сумме 7087 руб.

Как следует из справки о доходах ФИО1 от 02.03.2017 года №203038/17 доход истицы за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Санкт-Петербурге, установленного на 2015 год в размере 7087 руб. (л.д. 149-151)

Учитывая, что положениями пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

Заявление о назначении данной выплаты подано истицей 16.12.2015 года, выплата ей назначена с 01.01.2016 года бессрочно (л.д.43).

Учитывая, что для назначения данной выплаты действующим законодательством также предусмотрен заявительный порядок, при этом заявление на получение выплаты в январе 2015 года от истицы не поступало, доход истицы в период с февраля 2015 года по декабрь 2015 превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Санкт-Петербурге, федеральная социальная доплата назначена истице с 01.01.2016 года правомерно.

Поскольку нарушений прав истицы действиями ответчиков установлено не было, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

Таким образом, учитывая, что пенсионные права истицы нарушены не были, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК Российской Федерации, требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В соответствии со ст.ст.88, 98 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу абзаца 7 статьи 94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относится, в частности, компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что исковые требования о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежат, суд не находит оснований для удовлетворения требований о компенсации расходов за фактическую потерю времени.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга, отделу социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, компенсации за фактическую потерю времени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга.

Решение в мотивированном виде изготовлено 25 апреля 2017 года.

Судья Савин В.В.