Дело № 2-131/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камешково 22 марта 2018 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего, судьи Стеций С.Н.,
при секретаре судебного заседания Быловой Е.С.,
с участием:
истца главы администрации МО Пенкинское Камешковского района ФИО1, действующего на основании решения СНД МО Пенкинское № 9 от 10.11.2015,
ответчика главы МО Пенкинское ФИО2, действующего на основании решения СНД МО Пенкинское Камешковского района № 77 от 24.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по исковому заявлению главы администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района ФИО1 к главе муниципального образования Пенкинское Камешковского района ФИО2 о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования Пенкинское Камешковского района от 31.01.2018 № 13 «О применении взыскания к ФИО1»,
УСТАНОВИЛ
Глава администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района (далее по тексту МО Пенкинское) ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение главы МО Пенкинское от 31.01.2018 № 13 «О применении взыскания к ФИО1».
В обоснование иска указал, что распоряжением главы МО Пенкинское от 31.01.2018 № 13 «О применении взыскания к ФИО1» в соответствии с п.7 ст.46 Устава МО Пенкинское, со статьями 192,193 Трудового кодекса РФ, за ненадлежащее исполнение своих полномочий по созданию условий организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры главой администрации МО Пенкинское ФИО1, к нему, как главе администрации МО Пенкинское, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Считает данное распоряжение главы МО Пенкинское незаконным, так как оно не содержит конкретных фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине главы администрации возложенных на него трудовых обязанностей, то есть фактов совершения дисциплинарного проступка и вины главы администрации в совершении дисциплинарного проступка.
Администрацией МО Пенкинское было направлено письмо в СНД МО Пенкинское от 22.01.2018, в котором была предоставлена информация о проведении ремонтных работ в МУК Дом культуры с.Гатиха, о функционировании систем отопления, энергоснабжения, водоснабжения.
Клубная деятельность осуществлялась в соответствии с перспективным планом работы МУК ДК с.Гатиха на 2017, согласованным с администрацией МО Пенкинское.
В связи с увольнением директора и художественного руководителя ДК с.Гатиха по собственному желанию администрацией проводилась работа по подбору кандидатов на указанные должности. В настоящее время директором МУК Дом культуры с.Гатиха назначена К.М.Л.
Считает, что администрацией МО Пенкинское осуществлялись и принимались все возможные меры для исполнения полномочий по созданию условий для организации досуга населения.
Истец глава администрации МО Пенкинское ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик глава МО Пенкинское ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с п.12 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
В контракте с главой администрации МО Пенкинское указано, что глава администрации обеспечивает осуществление администрацией муниципального образования Пенкинское полномочий по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе муниципального образования Пенкинское.
В соответствии с ч.6.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Ситуация о неработающем с 18.12.2017 до 05.02.2018 Доме культуры в селе Гатиха обсуждалась представительным органом муниципального образования - СНД МО Пенкинское на заседаниях 27.12.2017 и 23.01.2018. Глава администрации МО Пенкинское ФИО1, находясь на момент проведения заседаний в здании администрации МО Пенкинское, не присутствовал на данных заседаниях, игнорируя обсуждение данного вопроса, что также является дисциплинарным проступком.
На заседании 23.01.2018 СНД МО Пенкинское решил:
- признать неудовлетворительной работу администрации МО Пенкинское Камешковского района по реализации полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на территории села Гатиха.
- поручить главе МО ФИО2 распоряжением объявить главе администрации МО Пенкинское ФИО1 выговор по сложившейся ситуации в МУК ДК села Гатиха.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как установлено ч.2 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Согласно ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Частью 2 ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 7 ст.11 Трудового кодекса РФ, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Частью 1 ст.27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» также предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).
В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Таким образом, дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе, нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
Судом установлено, что согласно решению СНД МО Пенкинское от 10.11.2015 № 9 «О главе администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района», ФИО1 назначен на должность главы администрации МО Пенкинское с 23.11.2015.
23.11.2015 с главой администрации МО Пенкинское заключен Контракт.
В соответствии с условиями Контракта:
глава администрации обеспечивает осуществление администрацией МО Пенкинское полномочий по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе МО Пенкинское, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами Владимирской области (п.1.5 Контракта).
Глава администрации является муниципальным служащим, возглавляет администрацию МО Пенкинское на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с Уставом МО Пенкинское (п.1.6 Контракта)
Глава администрации обеспечивает осуществление администрацией МО Пенкинское полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных в ст.14 Устава МО Пенкинское и отнесенных к полномочиям администрации МО Пенкинское в соответствии со ст.46 Устава МО Пенкинское, а также реализует свои полномочия главы администрации МО Пенкинское, предусмотренные ст. 45.3 Устава МО Пенкинское (п.2.2 Контракта).
К вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры (п.1.8 ч.1 ст.14 Устава).
К компетенции администрации муниципального образования также относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организации культуры (п.7 ч.1 ст.46 Устава).
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не отрицалось сторонами, в 2010 году на баланс МО Пенкинское были переданы Дом культуры с.Гатиха и Дом культуры д. Пенкино.
В соответствии с п.1.2 Устава МУК Дом культуры с.Гатиха - МУК Дом культуры является юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданным без ограничения срока деятельности муниципальным образованием Пенкинское в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.
Целью создания Учреждения является: всемирное удовлетворение социально-культурных потребностей различных категорий населения муниципального образования Пекинское, развитие и внедрение любых форм досуговой деятельности, самодеятельного творчества, культурно-массовой работы, научно-технической пропаганды, видеообслуживания населения муниципального образования Пенкинское (п.1.17 Устава ДК).
В п.2.1 Устава МУК Дом культуры с.Гатиха указаны виды деятельности, которые осуществляет Учреждение.
Собственником и учредителем бюджетного учреждения является администрация МО Пенкинское (п.1.6).
К компетенции Учредителя относятся следующие вопросы: утверждение Устава Учреждения, принятие решения о реорганизации и ликвидации Учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности, получение полной информации о деятельности Учреждения, утверждения ежегодного отчета о финансовой деятельности Учреждения, осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п.6.2).
Согласно п.6.3 Устава МУК ДК с.Гатиха - руководителем учреждения является директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации МО Пенкинское.
К компетенции директора относятся: осуществление текущего руководства деятельностью учреждения; планирование основной деятельности учреждения; определение перспективы развития Учреждения; заключение договоров, выдача доверенностей, открытие расчетных и иных счетов, утверждение штатного расписания Учреждения по согласованию с Учредителем.
Как следует из представленной главой администрации МО Пенкинское ФИО1 суду информации о функционировании МУК ДК с.Гатиха в 2017, не опровергнутой главой МО Пенкинское ФИО2, в здании клуба произведен ремонт полов, заменен отопительный котел, приобретены стулья. Система отопления, энергоснабжения, водоснабжения водоотведения осуществляется в штатном режиме.
Клубная деятельность осуществлялась директором Н.Н.Н. с 26.09.2016, с 22.04.2017 по 18.12.2017 - директором Э.Е.А., а также художественным руководителем Ф.И.А. до 01.09.2017 в соответствии с перспективным планом работы МУК ДК с.Гатиха на 2017, согласованным с администрацией МО Пенкинское.
В связи с увольнением указанных работников, администрация проводила подбор кандидатов на эти должности, что подтверждается представленной суду копией общественно-политической газеты «Знамя» № 3 (7767) от 10.01.2018.
Из представленных суду журналов клубных мероприятий на 2016, 2017гг. следует, что в МУК ДК с.Гатиха регулярно проводились различного рода мероприятия: детская елка «В гостях у сказки», рождественские посиделки для людей пожилого возраста, концертная программа, показ мультфильмов, выставка рисунков, посвященная 9 Мая «Победный май», молодежный вечер отдыха ко Дню народного единства и т.д.
Установлено также, что 23.01.2018 СНД МО Пенкинское на заседании признал неудовлетворительной работу администрации МО Пенкинское по реализации полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на территории села Гатиха.
Согласно распоряжению главы МО Пенкинское от 31.01.2018 № 13 «О применении взыскания к ФИО1», в соответствии с п.7 ст.46 Устава МО Пенкинское, со статьями 192, 193 Трудового кодекса РФ, за ненадлежащее исполнение своих полномочий по созданию условий организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры к главе администрации МО Пенкинское - ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
При этом в распоряжении МО Пенкинское от 31.01.2018 № 13 не указано, в чем конкретно заключается неисполнение должностных обязанностей, не указаны конкретные действия (бездействие) и мероприятия, которые истец, как глава администрации района, не выполнил.
Из данного распоряжения не усматривается, на основании чего СНД МО Пенкинское признал работу администрации по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры неудовлетворительной, в чем заключается вина работника - главы администрации МО Пенкинское ФИО1
В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Из буквального толкования части 1 ст.193 Трудового кодекса РФ следует, что на работодателя императивно возложена обязанность по истребованию от работника письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка. Поэтому дисциплинарное взыскание, может быть применено к работнику только после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредставления работником такого объяснения (отказа предоставить объяснение) по истечении двух рабочих дней со дня затребования объяснения.
В нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности работодатель глава МО Пенкинское не затребовал от работника главы администрации МО Пенкинское письменного объяснения.
Из акта от 31.01.2018, составленного комиссией в составе: ФИО2, Н.Г.Н., М.Т.К., следует, что 29.01.2018 главе администрации МО Пенкинское ФИО1 направлено письмо о даче личных объяснений по сложившейся ситуации и перспективах создания условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами МУК ДК с.Гатиха.
Однако в ходе судебного заседания глава МО Пенкинское ФИО2 пояснил, что ни самого письма, ни доказательств его направления ФИО1 у него не имеется. Объяснения, в соответствии со ст. 193 ТК РФ, он с ФИО1 не истребовал.
Учитывая, что распоряжение не содержит конкретных фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине главы администрации возложенных на него трудовых обязанностей, работодателем нарушен порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу о том, что распоряжение от 31.01.2018 №13 «О применении взыскания к ФИО1» является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования главы администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение главы муниципального образования Пенкинское Камешковского района ФИО2 от 31.01.2018 № 13 «О применении взыскания к ФИО1».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Стеций
Справка:
В окончательной форме решение суда изготовлено 27 марта 2018 года.