ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2018 от 16.03.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2 – 131/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2018 года город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Морозовой И. С.

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе (межрайонное) – ФИО2, действующей на основании доверенности № 01 - 05/7545 от 04 июля 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода трудовой деятельности с 01.01.1999 по 31.07.1999 в должности воспитателя в детском саду «Улыбка», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, а именно: с 01 августа 2017 года, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском и уточненным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области об обязании включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периода трудовой деятельности с 01.01.1999 по 31.07.1999 в должности воспитателя в детском саду «Улыбка», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, а именно: с 01 августа 2017 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей, а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

01 августа 2017 года истец обратилась в Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

27 октября 2017 года решением ответчика истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, при этом в стаж не был включен период работы с 01.01.1999 по 31.07.1999 в должности воспитателя в детском саду «Улыбка» (в настоящее время МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Лихославль), поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют данные о стаже работы и о заработке за данный период. Общая продолжительность учтенного стажа составила 24 года 7 месяцев 26 дней.

Истица не согласна с данным решением, полагает, что указанный период должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, на основании разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года, поскольку детский сад «Улыбка» относится в детским дошкольным учреждениям, в своей трудовой деятельности она руководствовалась нормативными документами органов просвещения, в ее непосредственные обязанности воспитателя входила организация и проведение работы по всестороннему развитию и воспитанию детей.

Истец ссылается на то, что отказом ответчика в назначении пенсии ей был причинен моральный вред, а именно: физические страдания, заключающиеся в головной боли, и нравственные страдания в виде чувства обиды, страдания, вызванные нарушением ее пенсионных прав, которые относятся к имущественным правам граждан.

Ссылаясь на ст. 151 ГК РФ и ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, истец оценивает размер компенсации причиненного морального вреда в сумме 40 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, пояснив, что в спорный период она работала воспитателем в детском саду «Улыбка», занималась педагогической деятельностью, воспитывала детей, также уточнила требования требованием о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей, а также просила об установлении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01 августа 2017 года.

Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что отказ в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях считает законным и обоснованным в связи с отсутствием у неё требуемой продолжительности специального стажа. Основания отказа, указанные в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, поддержала в полном объёме. В удовлетворении требования о компенсации морального вреда просила также отказать в связи с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что 01 августа 2017 года ФИО1 обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в Лихославльском районе Государственного учреждения – Управление ПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Из протокола заседания комиссии УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 551 от 27 октября 2017 года следует, что ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. Продолжительность учтенного специального стажа ФИО1 составила 24 года 7 месяцев 25 дней. В специальный стаж ФИО1 для назначения пенсии не был учтен период трудовой деятельности с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года продолжительностью 7 месяцев в должности воспитателя в детском саду «Улыбка», со ссылкой на то, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют данные о стаже работы, а заработке за данный период.

Решением руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации № 309295/17 от 27 октября 2017 года в установлении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 отказано.

Согласно данным трудовой книжки ФИО1 в период с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года работала в должности воспитателя в детском саду «Улыбка».

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Согласно указанным Спискам работа в должности «воспитатель» в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с п. 1.8 раздела «наименование учреждений» детские сады всех наименований; центр развития ребёнка – детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли засчитывается в специальный стаж работы.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Аналогичное правило предусмотрено в приведённом выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173 - ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173 - ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях») к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определённых условиях), определяющие её характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчётной книжкой, нарядами и т.п.).

Из приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Из выписки из лицевого счёта застрахованного лица ФИО1 отсутствуют данные о стаже и заработной плате за период работы с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года.

Истец ФИО1 имеет специальное образование, согласно диплому ИТ № 288995, выданному 27 июня 1987 года Торжокским ордена Трудового Красного Знамени педагогического училища, в 1987 году окончила данное образовательное учреждение, по специальности является воспитателем в дошкольных учреждениях.

Из показаний свидетелей *** и *** следует, что в период времени 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года истец ФИО1 работала в должности воспитателя в детском саду «Улыбка».

Факт работы свидетелей в детском саду «Улыбка» подтверждается копиями трудовых книжек.

Оценивая показания свидетелей, суд приходит к выводу, что они могут быть приняты судом только в качестве надлежащего доказательства факта работы истца в указанный период в детском саду «Улыбка», поскольку характер работы истца свидетельскими показаниями в силу вышеприведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации подтверждён быть не может.

В материалах дела также имеется справка, выданная в установленном порядке работодателем ФИО1 - муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Улыбка» г. Лихославль, подтверждающая, что ФИО1 в спорный период работала в должности воспитателя, однако лицевые счета за 1999 год не найдены.

Указанная справка работодателем не отозвана, заверена печатью, подписью руководителя, а потому принимается судом в качестве достоверного доказательства факта работы истца в период с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года в должности воспитателя в детском саду «Улыбка».

Кроме того, суду представлены расчётные листки истца ФИО1, из которых следует, что в январе 1999 года заработная плата истца составила 587,98 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса – 272,00 руб., в феврале 1999 года – 555,19 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса - 273,00 руб., в марте 1999 года – 1 590,87 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса 105,08 руб., в апреле 1999 года – 435,61 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса – 173,00 руб., в мае 1999 года – 435,47 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса – 172,00 руб., в июне 1999 года – 612,28 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса – 326,00 руб., в июле 1999 года – 458,17 руб., к выдаче на руки за вычетом выданного аванса – 192,00 руб.

Указанные расчётные листки принимаются судом в качестве достоверного доказательства факта работы истца в период с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года в должности воспитателя в детском саду «Улыбка», поскольку они заверены заведующей детским садом «Улыбка» ***, содержат полную информацию о составляющих заработной платы истца, стимулирующих выплатах, об отчислениях в профсоюз, об удержаниях налога на доходы физических лиц, пенсионном взносе, а также свидетельствуют о том, что работа в указанный период времени осуществлялась истцом в течение полного рабочего дня без отвлечений.

Факт непредставления указанных документов в пенсионный орган, а представления их в суд при рассмотрении данного дела правового значения не имеет.

Частичное отсутствие сведений, касающихся трудовой деятельности истца в спорный период (отсутствие лицевых счетов), включённый настоящим решением суда в стаж работы истца, в связи с несобранностью архивов, не может являться достаточным основанием для отказа в реализации права истца на пенсионное обеспечение.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, законодатель исходит из добросовестности и работника, и работодателя, а значит из того, что истец ФИО1 выполняла свою работу в указанный период в полном объёме и постоянно в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 в период с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года продолжительностью 7 месяцев работала в должности воспитателя детского сада «Улыбка», осуществляла педагогическую деятельность, имела заработную плату.

Факт отсутствия в лицевом счёте застрахованного лица ФИО1 установленных в настоящем судебном заседании сведений о работе и размере заработной платы не может служить основанием для отказа в установлении досрочной страховой пенсии истцу.

Доказательств того, что истица в указанный период занималась не педагогической, а иной деятельностью, в материалах дела не имеется и ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при зачете спорного периода работы истца в специальный стаж, его продолжительность на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии отвечала установленным законом требованиям для установления досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Иное истолкование ответчиком действующих норм, регулирующих вопросы назначения пенсии, как позволяющих не включать указанный спорный период работы истца в специальный стаж, противоречит их действительному смыслу и предназначению и создает неравенство при реализации права на досрочное назначение страховой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что назначение пенсий носит заявительный характер, то право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением после достижения установленного возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, требуемых для досрочного назначения пенсии.

ФИО1 обратилась в Отдел в Лихославльском районе УПФР в Торжокском районе (межрайонное) 01 августа 2017 года, следовательно, с учетом подлежащего включению в специальный стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года продолжительностью 7 месяцев в должности воспитателя детского сада «Улыбка» с учетом учтенного УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) стажа, составляющего 24 года 7 месяцев 26 дней, на 01 августа 2017 года имеются все основания для признания за истцом права на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» и обязания Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента обращения за её назначением – с 01 августа 2017 года, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении указанных исковых требований ФИО1

Ссылки истца на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» не могут быть приняты судом во внимание ввиду того, что оно считается утратившим силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Разрешая требование истца о взыскании в ее пользу денежной компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей, суд приходит к следующему.

Правовые принципы компенсации морального вреда сводятся к тому, что моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан; компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ).

Законодательство об обязательном пенсионном страховании не содержит указаний на возможность компенсации морального вреда, причиненного действиями Пенсионного фонда по оценке пенсионных прав граждан.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 о взыскании в её пользу компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.

Разрешая вопрос о судебных расходах по настоящему делу, суд приходит к следующему.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167 - ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Принимая во внимание, что исковые требования ФИО1 по спору, связанному с реализацией права на страховую пенсию, удовлетворены частично, понесенные ею судебные расходы - уплаченная государственная пошлина, подлежат возмещению ответчиком по правилам статей 98, 100 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца ФИО1 о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Включить ФИО1 в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01 января 1999 года по 31 июля 1999 года продолжительностью 7 месяцев в должности воспитателя детского сада «Улыбка».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за её назначением – с 01 августа 2017 года

В удовлетворении иска ФИО1 о взыскании с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) денежной компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) в пользу ФИО1 в счёт компенсации расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.

Председательствующий И. С. Морозова

Решение в окончательной форме принято 21 марта 2018 года.

Председательствующий И. С. Морозова