ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2018 от 30.01.2018 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2018 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи А.И. Клюсовой

с участием истцов ФИО1 и ФИО2

представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> ФИО3

при секретаре Шихрагимовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-131/2018 по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери П, ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына М. к Администрации <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношения Администрации <адрес> о признании вагона приспособленным для проживания строением, включении вагона в Реестр приспособленных для проживания строений муниципальной программы и признании истцов участниками муниципальной программы

У С Т А Н О В И Л

Истцы просят признать вагон <адрес> приспособленным для проживания строением, включить его в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: <адрес> муниципального образования <адрес>, на дата года» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от дата.Кроме того, просят признать ФИО1, П, М., ФИО2 участниками адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения по адресу: <адрес>, на дата» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата и на период дата», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от дата.

При этом мотивируют тем, что зарегистрированы и проживают в вагоне, <адрес> постановлением Администрации <адрес> от дата утверждена муниципальная программа муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», в соответствии с пунктом <данные изъяты> которой участниками Подпрограмм признаются граждане, проживающие в настоящее время и зарегистрированные по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенные в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы муниципальной программы, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации. Одним из оснований предоставления той или иной поддержки участникам Подпрограммы <данные изъяты> является включение приспособленного для проживания строения граждан, в котором они проживают и зарегистрированы, в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата Подпрограммы <данные изъяты>. В соответствии с пунктом <данные изъяты> муниципальной программы приспособленным для проживания строением считается строение, расположенное в вагонообразовании муниципального образования <адрес>, которое находится в перечне вагонообразовании, утвержденном решением Думы <адрес> от дата «Об очередности ликвидации и расселения вагонообразовании, расположенных на территории муниципального образования <адрес>» и не относящееся в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилому помещению. Постановлением Администрации <адрес> от дата «О продаже земельного участка» ФИО1 был предоставлен земельный участок <данные изъяты>, для ведения садоводства, с ней был заключен договор купли-продажи земельного участка и подписан передаточный акт, дата ФИО1 было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок. Впоследствии истцы узнали, что на территории муниципального образования <адрес> начала действовать муниципальная программа муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», в реестр которой включены также приспособленные для проживания строения, расположенные <адрес>.в В дата ФИО1 обратилась на прием в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> с вопросом возможности принятия участия в указанной программе по расселению вагонообразования, ей разъяснили, что истцы смогут принять участие в муниципальной программе в одностороннего отчуждения земельного участка в пользу муниципального образования <адрес> рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по ХМАО-Югре отдел по городу Нягани и <адрес> с заявлением об отказе от права собственности на принадлежащий мне ранее земельный участок, дата право собственности ФИО1 на земельный участок, было прекращено, но по результатам её обращения в ДИЗО с заявлением о включении семьи в Реестр адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <адрес> муниципального образования <адрес>, на дата» ей было отказано в удовлетворении заявления.

Истцы считают, что поскольку вагон/городок <адрес> находился ранее и находится в настоящее время в Перечне вагонообразований, вагон не относился и не относится к жилому помещению, то вагон должен быть включен в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата Подпрограммы <данные изъяты>.

Полагают, что поскольку жилые помещения, принадлежащие истцам на праве собственности или предоставленные им на основании договора социального найма на территории Российской Федерации, отсутствуют, при условии включения вагона <адрес> в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата Подпрограммы <данные изъяты> истцы могут быть признаны участниками Подпрограммы муниципальной программы в соответствии с требованиями пункта <данные изъяты> муниципальной программы.

В судебном заседании истцы на исковых требованиях настаивали.

Представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, заявлением в адрес суда просила рассмотреть дело без её участия, в заявлении сообщила об отсутствии мотивированных возражений относительно иска истцов.

Представитель КУМИ Администрации <адрес> ФИО3 оставила рассмотрение вопроса об удовлетворении иска на усмотрение суда, также представила суду Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от дата, согласно которому Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> переименован в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, КУМИ <адрес> является основным органом Администрации <адрес>, уполномоченным от имени муниципального образования <адрес> на решение вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, истцы зарегистрированы и проживают в вагоне, <адрес>

Постановлением Администрации <адрес> от дата утверждена муниципальная программа муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата».

Муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от дата «О государственной программе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильeм жителей Мансийского автономного округа - Югры в дата».

В государственную программу включено мероприятие Порядок 5 «Предоставление субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений».

Согласно пункта 13 данного Порядка субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, используются на ликвидацию и расселение включенных в реестр таких строений на дата, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с дата до дата.

Способы и порядок расселения граждан, вселенных в строения до дата и после дата, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры строений на дата, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Согласно паспорту муниципальной программы четвертым этапом ее реализации является реализация в дата адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <адрес>, на дата» (со сроком реализации не позднее 18 месяцев с месяца выделения денежных средств на реализацию данной программы) (далее - Подпрограмма 11).

Основными мероприятиями реализации Подпрограммы 11 являются:

предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории <адрес> - Югры заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм муниципальной программы, при условии вселения в такое строение заявителя до дата (Мероприятие 1);

предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в субъектах Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм муниципальной программы, при условии вселения в такое строение заявителя до дата (Мероприятие 2);

предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм муниципальной программы, при условии вселения в такое строение заявителя после дата (Мероприятие 3);

предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования <адрес> гражданам-участникам Подпрограмм, не желающим воспользоваться субсидией на приобретение жилого помещения в собственность, в соответствии с условиями муниципальной программы (Мероприятие 4).

В соответствии с пунктом 3.6 муниципальной программы участниками Подпрограмм признаются граждане, проживающие в настоящее время и зарегистрированные по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенные в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы муниципальной программы, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.

Одним из оснований предоставления той или иной поддержки участникам Подпрограммы 11 является включение приспособленного для проживания строения граждан, в котором они проживают и зарегистрированы, в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата Подпрограммы 11.

В соответствии с пунктом 3.4 муниципальной программы приспособленным для проживания строением считается строение, расположенное в вагонообразовании муниципального образования <адрес>, которое находится в перечне вагонообразований, утвержденном решением Думы <адрес> от дата «Об очередности ликвидации и расселения вагонообразовании, расположенных на территории муниципального образования <адрес>» и не относящееся в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилому помещению.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на основании постановления Администрации <адрес> от дата «О продаже земельного участка» истцу ФИО1 был предоставлен земельный участок <данные изъяты>, для ведения садоводства.

дата на основании указанного выше постановления, с ней был заключен договор купли-продажи земельного участка и был подписан передаточный акт.

После оплаты обусловленной договором суммы, дата ФИО1 было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок.

Как пояснила суду истец ФИО1, впоследствии она узнала, что на территории <адрес> принята и начала свое действие муниципальная программа муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», утвержденная постановлением Администрации <адрес> от дата, в реестр которой включены также приспособленные для проживания строения, расположенные в месте их сосредоточения <адрес>

Истцом ФИО1 в Управление Росреестра по ХМАО-Югре отдел по городу Нягани и <адрес> было подано заявление об отказе от права собственности на принадлежащий ей ранее земельный участок.

дата право собственности ФИО1 на земельный участок, <адрес>, было прекращено, что не оспаривается представителями ответчика.

Как следует из пояснений истца, в дата она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> (структурное подразделение Администрации <адрес> ответственное за реализацию муниципальной программы) с заявлением о включении её и членов семьи в Реестр адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <адрес>

дата ей было отказано в удовлетворении заявления, со ссылкой на то, что в дата она приобрела в собственность земельный участок<адрес>, который был отчужден ею в дата, а соответствующие реестры приспособленных для проживания строений формировались по состоянию на дата.

Однако суд полагает, что поскольку вагон/городок <адрес> ранее находился и находится в настоящее время в Перечне вагонообразований, вагон не относился и не относится к жилому помещению согласно статье 16 Жилищного кодекса РФ, то вагон являлся и является приспособленном для проживания строением, что по сути представителями ответчиков не оспаривается.

На основании установленных доказательств суд приходит к выводу, что вагон <адрес> подлежит включению в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата Подпрограммы 11, поскольку указанный вагон являлся и является приспособленным для проживания строением.

Поскольку жилые помещения, принадлежащие истцам на праве собственности или предоставленные им на основании договора социального найма на территории Российской Федерации, отсутствуют, при условии включения вагона <адрес> в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <данные изъяты>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата и на период до дата» то за истцами в данном случае сохранится право на жилое помещение, суд находит необходимым признать истцов участниками Подпрограммы и муниципальной программы в соответствии с требованиями пункта 3.6 муниципальной программы.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования ФИО1 и действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери П, ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына М. удовлетворить.

Признать вагон <адрес> приспособленным для проживания строением.

Включить вагон <адрес> в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <адрес> муниципальной программы муниципального образования город Нягань «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от дата.

Признать ФИО1, П, М., ФИО2 участниками адресной целевой программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования <адрес> на дата», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от дата.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в месячный срок со дня составления мотивированного решения через Няганский городской суд.

<данные изъяты>

Судья А.И. Клюсова