ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2022 от 18.10.2022 Тегульдетского районного суда (Томская область)

УИД 70RS0021-01-2022-000204-18

№ 2-131/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2022 г. с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего – судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Сягровец Л.С., с участием истца, заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковского Е.В., в отсутствие представителей ответчиков Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», Администрации Тегульдетского района, Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений, к Администрации Тегульдетского района Томской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования необходимого для устранения нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», к районному отделу образования Администрации Тегульдетского района о возложении обязанности по доведению выделенных главным распорядителем денежных средств Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа»,

установил:

Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений, к Администрации Тегульдетского района Томской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования необходимого для устранения нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», к районному отделу образования Администрации Тегульдетского района о возложении обязанности по доведению выделенных главным распорядителем денежных средств Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МКОУ «Четь-Конторская ООШ» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений. Прокурор, ссылаясь на ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», указывает, что капитальный ремонт здания МКОУ «Четь-Конторская ООШ», расположенного по адресу: /...../, с даты его ввода в эксплуатацию, а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания, не проводились, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

Прокурор Тегульдетского района Томской области просит:

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 июля 2023 года.

Возложить обязанность на Администрацию Тегульдетского района Томской области по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 февраля 2023 года.

Возложить на Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района обязанность по доведению выделенных ему как главному распорядителю бюджета по ведомственной принадлежности денежных средств в необходимых для этого объемах Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» на проведение по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 марта 2023 г.

В судебном заседании истец, заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковский Е.В. исковые требования поддержал полном объеме.

В соответствии с частью пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», Администрации Тегульдетского района, Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района.

Из отзыва представителя ответчика Администрации Тегульдетского района Хариной Е.В., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 г., действительной по 31 декабря 2022 г. следует, что с требованиями прокурора не согласны, указывает, что согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815 утвержден такой Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документы, включенные в Перечень являются обязательными для применения. Истец указывает, что контроль за техническим состоянием зданий, сооружений и обследование, мониторинг технического состояния зданий осуществляется по правилам ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Однако данный ГОСТ не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Приказом от 6 июля 2022 г. № 1653 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии данный ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный приказом от 6 июля 2022 г. № 1653 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, означает, что они не обязательны для применения и могут не соблюдаться. При формировании бюджета Тегульдетского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы Администрации Тегульдетского района не представится возможность предусмотреть ассигнования для исполнения исковых требований прокурора в связи с отсутствием собственных доходов бюджета и доведенных ассигнований дотаций областного бюджета. На этом основании просит отказать в удовлетворении требований и рассмотреть дело в ее отсутствие.

В отзыве на исковое заявление прокурора представитель ответчика Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района – начальник Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района Чигрин Ю.В. указывает, что с предъявленными исковыми требованиями не согласны, в обоснование приводит доводы, аналогичные доводам представителя ответчика Администрации Тегульдетского района. Просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Из отзыва на исковое заявление прокурора представителя ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» - директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» Антроповой Е.И. следует, что Четь-Конторская ООШ – казенное учреждение, а в районе на текущий год не заложены расходы на проведение контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с исковым заявлением в пределах своих полномочий.

В силу п.п., 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

В соответствии с п.п.. 2,3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Общие требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В силу ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. № 1984-ст.

В соответствии с п. 4.1. «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

В силу п. 4.2. «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.

Согласно п. 4.3. «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.

В соответствии с п. 4.4. «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Согласно п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.

При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Как установлено судом, прокурором Тегульдетского района проведена проверка исполнения Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации. С даты ввода здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../, в эксплуатацию контрольные проверки и (или) мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения не проводились.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» передано в оперативное управление здание, расположенное по адресу: /...../ 1.

В соответствии с п. 1.3 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» учредителем Школы от имени муниципального образования «Тегульдетский район» является Администрация района. Полномочия учредителя осуществляет Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района, выполняющий по отношению к Учреждению функции муниципального органа образования.

Из п. 1.14 Устава следует, что юридический адрес Учреждения: /...../; фактический адрес Учреждения: /...../.

Согласно п. 1.1 Положения о районном отделе образования Администрации Тегульдетского района Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района является органом Администрации Тегульдетского района, обладающий правами юридического лица и наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность в сфере управления образованием на территории Тегульдетского района.

Как следует из п. 1.3 Положения о районном отделе образования Администрации Тегульдетского района, отдел образования уполномочен осуществлять функции и полномочия учредителя в отношении, в том числе муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования «Тегульдетский район».

В соответствии с подп. 27, 28 п. 3.1 Положения о районном отделе образования Администрации Тегульдетского района осуществляет совместно с Администрацией Тегульдетского района контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного в оперативном управлении организаций, в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя.

24 июня 2021 г. прокурором Тегульдетского района Томской области Главе Тегульдетского района направлено представление об устранении нарушений законодательства в том числе об образовании, обеспечении безопасности детей в образовательном учреждении.

Из ответа Администрации Тегульдетского района от 27 июня 2022 г. следует, что в 2021 г. проведено техническое обследование зданий МКОУ «Тегульдетская СОШ». Техническое обследование других зданий образовательных учреждений будут проводиться при наличии финансовых средств в бюджете МО «Тегульдетский район» на эти цели. МКОУ «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа»: /...../, капитальный ремонт не проводился.

Как следует из информации, изложенной в отзыве на исковое заявление прокурора от 17 октября 2022 г., представленной представителем ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» директором школы Антроповой Е.И., здание МКОУ «Четь-Конторская ООШ» построено в 1994 году, расположено по адресу: /...../, строение 1, обследование и мониторинг технического состояния здания МКОУ «Четь-Конторская ООШ» силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой, с даты постройки школы не проводились.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что выявленные прокурором нарушения требований законодательства, регламентирующие безопасность пребывания в образовательном учреждении, изложенные в представлении, не устранены, контрольные проверки и (или) мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../, с даты ввода здания учреждения в эксплуатацию не проводились.

Разрешая доводы, изложенные в отзывах представителей ответчиков о том, что ГОСТ 31937-2011 не обязателен для применения и может не соблюдаться, суд исходит из следующих обстоятельств.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 г. № 687 указанный ГОСТ 31937-2011 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в п. 1 данной статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Таким образом, положения ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается. (Указанная правовая позиция содержится в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 г. № 8г-7422/2022).

Доказательств соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в отношении технического состояния здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../, ответчиками не представлено.

Утверждение ответчиков об отсутствии финансирования также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Так, согласно ч. 1 ст. 123.21. Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании подп. 1, 3, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ч. 1 ст. 35 Устава Муниципального образования «Тегульдетский район» Администрация Тегульдетского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Тегульдетский район».

В силу подп. 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Так, как разъяснено в п. 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», отсутствие бюджетного финансирования не освобождает ответчика от обязанности по исполнению своих обязательств и от ответственности за их нарушение.

Отсутствие у администрации находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения возложенной на нее законом обязанности по финансированию учреждения в целях обеспечения надлежащего содержания и технической безопасности зданий и сооружений с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование администрации само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств. (Указанная правовая позиция содержится в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 г. № 8г-7422/2022).

Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания школы путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения. Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, не представляется возможным определить, поскольку он является неопределенным (ученики, учителя, родители, гости, др.).

Рассматривая вопрос о предложенных прокурором сроках исполнения решения суда, суд принимает во внимание, что исполнение этих требований связано с необходимостью определения объема финансирования, необходимого для проведения данных мероприятий, решения вопросов о внесении изменений в бюджет муниципального района, выделением средств бюджета муниципального образования Тегульдетского района на финансирование указанных мероприятий, проведение образовательным учреждением процедур с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд признает предложенные прокурором Тегульдетского района Томской области сроки устранения ответчиками нарушений разумными и достаточными, в том числе для выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений, к Администрации Тегульдетского района Томской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования необходимого для устранения нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», к районному отделу образования Администрации Тегульдетского района о возложении обязанности по доведению выделенных главным распорядителем денежных средств Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 июля 2023 года.

Возложить обязанность на Администрацию Тегульдетского района Томской области по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 февраля 2023 года.

Возложить на Районный отдел образования Администрации Тегульдетского района обязанность по доведению выделенных ему как главному распорядителю бюджета по ведомственной принадлежности денежных средств в необходимых для этого объемах Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенному по адресу: /...../ на проведение по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Четь-Конторская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 марта 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 19 октября 2022 года.

Председательствующий подпись А.В. Красов