ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1320 от 18.11.2011 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

                                                                                    Вышневолоцкий городской суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вышневолоцкий городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 1320/11

Решение

Именем Российской Федерации

«18» ноября 2011 года г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Лобановой С.С.,

при секретаре Веселковой М.А.,

с участием представителя заявителя - заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулакова С.А.,

представителя заинтересованных лиц - Администрации Вышневолоцкого района и Собрания депутатов Вышневолоцкого района Башилова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании незаконными пунктов решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 14 июля 2011 года № 218,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными пунктов решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 14 июля 2011 года № 218.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что собранием депутатов Вышневолоцкого района принято решение от 14 июля 2011 г. № 218 «Об утверждении тарифа на аварийное обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Единая специализированная аварийная служба» (вместе с «Перечнем работ, выполняемых МУП «Единая специализированная аварийная служба» при аварийном обслуживании на договорной основе и локализации аварийных ситуаций по разовым выездам аварийной бригады»)». Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Муниципальный вестник. Вышневолоцкий район» от 20 июля 2011 г. № 21. Указанным решением утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Единая специализированная аварийная служба». Упомянутое решение является незаконным, поскольку установление соответствующих тарифов не входит в компетенцию Собрания депутатов Вышневолоцкого района, а относится к полномочиям исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Вышневолоцкого района. 23 августа 2011 г. Вышневолоцким межрайонным прокурором был принесён протест в Собрание депутатов Вышневолоцкого района, в котором предлагалось отменить решение от 14 июля 2011 г. № 218. 17 октября 2011 года Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой получена копия решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 12 октября 2011 г. № 230, которым протест удовлетворён частично (в части, касающейся перечня работ, выполняемых МУП «Единая специализированная аварийная служба» при аварийном обслуживании на договорной основе и локализации аварийных ситуаций по разовым выездам аварийной бригады). В остальной части протест прокурора отклонён. Таким образом, пункты 1 и 2 решения 14 июля 2011 г. № 218, противоречащие федеральному законодательству, продолжают действовать. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан и организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1, прокурор в случае установления факта нарушения закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно представленным возражениям на заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, при решении вопросов местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.

В силу п. 6 ч. 10 ст. 35 вышеназванного ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий. Аналогичная норма содержится и в подп. 6 п. 1 ст. 31 Устава Вышневолоцкого района.

Согласно ч. 1 ст. 29 Устава Вышневолоцкого района структуру органов местного самоуправления Вышневолоцкого района составляют глава Вышневолоцкого района, Собрание депутатов Вышневолоцкого района, администрация Вышневолоцкого района.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 42 Устава Вышневолоцкого района, регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий в порядке, установленном решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района, отнесено к полномочиям администрации Вышневолоцкого района. В соответствии с законодательством Порядок определяет организационные и правовые основы принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями на территории района. До настоящего времени Порядок утверждения и регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий Собранием депутатов Вышневолоцкого района не утверждён. Таким образом, не определён и регулирующий орган в лице администрации района, в полномочия которого входило бы утверждение и регулирование тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий Вышневолоцкого района. Из этого следует вывод, что администрация Вышневолоцкого района может быть наделена полномочиями по утверждению и регулированию тарифов на продукцию (услуги), предоставляемые муниципальными предприятиями только лишь на основании Порядка, принятого представительным органом в лице Собрания депутатов Вышневолоцкого района. При данных обстоятельствах принятие Собранием депутатов Вышневолоцкого района решения «Об утверждении тарифа на аварийное обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Единая специализированная аварийная служба» соответствует действующему законодательству, а именно ч.1 п.4 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Кулаков С.А. заявление поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.

Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что собранием депутатов Вышневолоцкого района принято решение от 14 июля 2011 г. № 218 «Об утверждении тарифа на аварийное обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Единая специализированная аварийная служба» (вместе с «Перечнем работ, выполняемых МУП «Единая специализированная аварийная служба» при аварийном обслуживании на договорной основе и локализации аварийных ситуаций по разовым выездам аварийной бригады»).

Указанным решением утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Единая специализированная аварийная служба»: на аварийное обслуживание по договорам с организациями, финансируемыми из бюджета Вышневолоцкого района, - 2,5 рубля без НДС за 1 кв. м общей площади в месяц; по договорам с организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах Вышневолоцкого района, - 1 рубль без НДС за 1 кв. м общей площади в месяц; по договорам с прочими организациями - 3,5 рубля без НДС за 1 кв. м общей площади в месяц. Утвержден тариф на разовый выезд аварийной бригады для локализации аварийных ситуаций у организаций всех форм собственности, не имеющих договорных отношений (пункт 2 решения) - 1018 рублей без НДС за 1 час работы. Также утвержден перечень работ при аварийном обслуживании и локализации аварийных ситуаций.

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Муниципальный вестник. Вышневолоцкий район» от 20 июля 2011 г. № 21 (215).

23 августа 2011 г. в Собрание депутатов Вышневолоцкого района Вышневолоцким межрайонным прокурором был принесён протест, в котором предлагалось отменить решение от 14 июля 2011 г. № 218.

Согласно решению Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 12 октября 2011 г. № 230, принятому по результатам рассмотрения протеста Вышневолоцкого межрайонного прокурора, протест удовлетворён частично: исключен пункт 3 решения и приложение к решению - в части, касающейся перечня работ, выполняемых МУП «Единая специализированная аварийная служба» при аварийном обслуживании на договорной основе и локализации аварийных ситуаций по разовым выездам аварийной бригады, согласно приложению. В остальной части протест прокурора отклонён.

В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, при решении вопросов местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.

В силу п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подп. 6 п. 1 ст. 31 Устава Вышневолоцкого района в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий.

При этом регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий в порядке, установленном решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района, относится к полномочиям администрации Вышневолоцкого района (подп. 6 п. 2 ст. 42 Устава Вышневолоцкого района).

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 5 ст. 50 Устава Вышневолоцкого района, администрация Вышневолоцкого района создаёт муниципальные предприятия, решает вопросы их реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, определяет цели, условия и порядок их деятельности.

Таким образом, в силу названных положений Закона и Устава Вышневолоцкого района Тверской области в компетенцию Собрания депутатов Вышневолоцкого района входит определение порядка об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, а регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий в порядке, установленном решением Собрание депутатов относится к полномочиям Администрации Вышневолоцкого района.

Согласно п. 2 ст. 30 Устава Вышневолоцкого района Тверской области Собранию депутатов Вышневолоцкого района принадлежит право от имени населения Вышневолоцкого района в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями.

Суд приходит к выводу, что Собрание депутатов Вышневолоцкого района, принимая решение от 14 июля 2011 г. № 218 «Об утверждении тарифа на аварийное обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Единая специализированная аварийная служба» превысила предоставленные законодательством полномочия.

Доводы представителя заинтересованных лиц относительно того, что Собранием депутатов Вышневолоцкого района оспариваемое решение принято в связи с тем, что до настоящего времени не утверждён Порядок утверждения и регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий Собранием депутатов Вышневолоцкого района, суд считает несостоятельными. Утверждения о том, что не определён и регулирующий орган в лице администрации района, в полномочия которого входило бы утверждение и регулирование тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий Вышневолоцкого района, являются несостоятельными, поскольку проанализировав вышеназванные нормы закона судом установлено, что регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий относится к полномочиям Администрации Вышневолоцкого района.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Таким образом, нормативный акт может быть признан судом недействующим со дня его принятия в случае принятия его должностным лицом с превышением полномочий и (либо) установления судом противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что решение Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 14 июля 2011 г. № 218 принято с превышением предоставленных полномочий, в нарушение Устава Вышневолоцкого района и федерального законодательства, суд полагает необходимым заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме и признать пункты решения недействующими со дня принятия указанного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании незаконными пунктов решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 14 июля 2011 года № 218 удовлетворить.

Признать пункты 1 и 2 решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 14 июля 2011 г. № 218 «Об утверждении тарифа на аварийное обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Единая специализированная аварийная служба» (вместе с «Перечнем работ, выполняемых МУП «Единая специализированная аварийная служба» при аварийном обслуживании на договорной основе и локализации аварийных ситуаций по разовым выездам аварийной бригады»)» противоречащими федеральному закону полностью и недействующими со дня принятия указанного решения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

.

.

Судья С.С.Лобанова