ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1320/19 от 08.11.2019 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

16RS0041-01-2019-001440-96

дело №2-1320/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дата оглашения резолютивной части решения 08 ноября 2019 года

Дата вынесения мотивированного решения 11 ноября 2019 года

Место составления решения: город Лениногорск Республика Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Н. Компанийцевой, при секретаре судебного заседания Р.А. Равиловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» о защите прав потребителей, где просит суд обязать ответчика произвести замену дефектного телефона стоимостью 69999,00 руб. на новый телефон с аналогичными характеристиками, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб., штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ДНС Ритейл» ФИО2 в судебном заседании требования иска не признал.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Альметьевском, Заинском, <адрес>х ФИО3 в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании поддержала позицию истца, указав, что ответчиком до потребителя не была доведена вся достоверная информация по приобретенному продукту.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Альметьевском, Заинском, <адрес>х, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 475,477 ГК РФ, п.1, п.2 ст. 4 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от дата N 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (ч. 1).

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закон РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах, сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

В силу ст. 12 Закона и Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

Гарантия изготовителя не покрывает повреждения, возникшие вследствие попадания воды, однако гарантийные правила, установленные изготовителем, не могут ограничивать ответственность изготовителя за качество товара, установленную законодательством.Согласно абзацам восьмому - одиннадцатому п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных названным законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ООО «ДНС Ритейл» был приобретен смартфон Apple iPhone X «Как новый» 5,8” 256 Gb Space Grey 6x2.5 Ghz/3072 Mb/2436x1125/OLED/LTE/IP67/Cam 12(x2)/iOS, стоимостью 69999,00 руб.

В процессе эксплуатации смартфона, в период гарантийного срока выявился дефект – смартфон перестал включаться. Истец обратилась в ООО «ДНС Ритейл» с указанной проблемой, предоставив смартфон на диагностику.

На основании заказа №И44-000620 от ДД.ММ.ГГГГ смартфон Apple iPhone X «Как новый» 5,8” 256 Gb Space Grey был принят для проведения гарантийного ремонта, на срок до 45 дней. При этом со слов клиента – при погружении в воду в течение минуты аппарат выключился и более не включается.

Согласно Акту технического заключения №TR00001692 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авилма» в смартфоне обнаружены активные индикаторы следы жидкости, следы модификации.

Согласно Акту технического заключения №TR00001868 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авилма» в смартфоне обнаружены активные индикаторы жидкости, следы жидкости, коррозия внутри устройства.

Как пояснила в судебном заседании истец ФИО1, она на непродолжительное время погрузила телефон в несолёную воду (на глубину не более одного метра), однако, в характеристиках данной модели телефона компанией-производителем указано, что телефоны данной модели можно погружать на глубину до 1 м в течение максимум 30 минут. Истец полагает, что, как информация изготовителя, касающаяся водостойкости телефона, не соответствует действительности, так и в телефоне имелся производственный дефект.

Ответчик, опровергая доводы истца, указал, что в связи с обращением истца, по результатам проведенной диагностики выявлено, что в товаре имеются следы попадания жидкости, что свидетельствует о нарушении правил эксплуатации.

Как усматривается из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).

При этом первоначально обстоятельства, свидетельствующие о наличии в приобретенном товаре какого-либо недостатка, обязан подтвердить потребитель (доказательствами может служить заключение специалиста, иные специальные исследования, различные протоколы и т.д.). В этом случае на продавца (изготовителя, исполнителя) при несогласии с причинами возникновения недостатка товара возлагается обязанность доказать наличие обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. ст. 12, 55, 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание ч. ч. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" о распределении бремени доказывания по спорам связанным с защитой прав потребителей, принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего спора наличие недостатков в приобретенном истцом телефоне, не установлено, учитывая, что попадание воды вызвано действиями истца, который намеренно опустил приобретенный мобильный телефон Apple IPhone X 256GB, в воду, что подтвердил сам истец, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что факт продажи истцу товара имеющего существенный производственный дефект не нашел своего подтверждения.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска и об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «ДНС Риртейл» о защите прав потребителей.

Ввиду того, что со стороны ответчика нарушений условий заключенного договора и прав истца установлено не было, то истцу также необходимо отказать во взыскании компенсации морального вреда по Закону РФ "О защите прав потребителей", штрафа.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ДНС Ритейл» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда РТ Компанийцева А.Н.

копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ Компанийцева А.Н.

Решение вступило в законную силу _____________________2019г.

Секретарь:______________________________________________________

Подлинник данного документа подшит в деле , хранящемся в Лениногорском городском суде РТ.