ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1320/20 от 10.03.2021 Красногвардейского районного суда (Республика Крым)

№ 2-99/2021

91RS0011-01-2020-002266-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года пгт. Красногвардейское

Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего: судьи - Пикулы К.В.,

при секретаре - Костюк К.И.,

с участием

истца - ФИО1 ,

представителя истца - ФИО2,

представителя ответчика - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Амурского сельского поселения <адрес>,

об оспаривании одностороннего изменения размера арендной платы, -

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился с настоящим исковым заявлением, в котором просит

признать недействительными одностороннюю сделку и уведомление администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым (далее - Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ об одностороннем изменении размера арендной платы по договору аренды земельного участка площадью 95 451 кв.м кадастровый , расположенного в <адрес>, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и ФИО1, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником нежилых зданий, консервного завода, расположенных по адресу: <адрес>.

В целях оформления прав на земельный участок под указанными зданиями, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (арендодателем) и ФИО1 (арендатором) заключен договор аренды земельного участка общей площадью 95 451 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>.

По договору арендная плата за пользование участком определена исходя из нормативной цены земельного участка – 4 813 624,3 рублей, в размере 144 408,8 рублей в год.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель в одностороннем порядке изменил размер арендной платы, увеличив его до 317 369,8 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению заявителя, указанное одностороннее изменение арендной платы противоречит условиям п.3.6 и п.4.3 договора, поскольку к нему не приложен расчет изменения размера арендной платы.

Кроме того, по условиям п.4.3 договора обязанность пересчитать размер арендной платы для арендатора наступает с 1 числа месяца, следующего за опубликованием нормативного документа.

Изменение размера арендной платы обусловлено применением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных распоряжением Совета Министров Республики Крым от 04 июля 2019 года №755-р, которое в силу нормативно закрепляемых в нем правил не применимо к рассматриваемым правоотношениям, поскольку распоряжением не установлена возможность применения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.

Также, уведомление арендодателя обосновано применением Положения о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Амурское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденного решением Амурского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 20 февраля 2020 года №28/2-VIII, которое не было опубликовано и не вступило в законную силу.

Сторона ответчика представила письменные возражения, из которых следует, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года, в редакции изменений от 21 ноября 2019 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки участков, подлежащие применению в спорных правоотношениях с 01 января 2020 года. Решением Амурского сельского совета от 20 февраля 2020 года №28/2-VIII, прошедшим процедуру официального опубликования (обнародования), утверждены процентные ставки по арендной плате за земельные участки от кадастровой стоимости. По утвержденным результатам государственной кадастровой оценки земельных участков Администрацией был произведен перерасчет размера арендной платы и в адрес арендаторов направлены уведомления об изменении размера арендной платы.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования в полном объеме по доводам, изложенном в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

31 октября 2016 года между администрацией Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 95451 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «пищевая промышленность», сроком на 49 лет.

Условия об арендной плате за земельный участок предусмотрены сторонами в пункте 3 договора.

В соответствии с пунктом 3.1 размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка согласно расчету, являющемуся неотъемлемой частью договора (Приложение №3) и составляет 144 408,80 рублей в год.

Согласно пункту 3.6 договора арендная плата подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, а также в случае изменения нормативной цены земельных участков, базового размера арендной платы. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления, направленного арендодателем по адресу арендатора, указанному в договоре.

Пунктом 4.3 договора установлено, что оформление изменения арендной платы производится в форме уведомления. Арендодатель извещает арендатора письменно с приложением расчета арендной платы об изменении размера арендной платы либо обеспечивает опубликование в средствах массовой информации информацию о перерасчете арендной платы, и арендатор самостоятельно пересчитывает размер с 1 числа месяца, следующего за опубликованием нормативного документа, и уточняет сумму у арендодателя.

По условиям договора аренды, его неотъемлемой частью является приложение №3 «Расчет арендной платы за землю на 2016 год», согласно которого арендная плата за пользование земельным участком определена в размере 3% от нормативной цены земельного участка – 4 813 625,3 рублей и составляет 144 408,80 рублей в год.

Размер арендной платы по договору был определен в соответствии с Положением о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных учатков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, утвержденным постановлением администрации Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым от 30 декабря 2015 года №73/2 (далее – Положение №73/2).

Положением №73/2 установлено, что процент в целях расчета годового размера арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «пищевая промышленность» установлен в размере 3 %.

Решением VIII заседания II созыва Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-VIII утверждено Положение о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Амурское сельское поселение <адрес> Республики Крым (далее – Положение о порядке определения размера арендной платы -VIII).

В соответствии с пунктом 2.3 Положение о порядке определения размера арендной платы -VIII годовой размер арендной платы за пользование земельным участком с видом разрешенного использования «пищевая промышленность» (6.4), предоставленным без проведения торгов, рассчитывается в размере 0,5 процентов от кадастровой стоимости участка.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация известила истца об изменении размера арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положение о порядке определения размера арендной платы -VIII, указав на кадастровую стоимость земельного участка – 63 473 960,49 рублей, ставку земельного налога – 0,5 % и годовой размер арендной платы – 317 369,80 рублей.

По мнению истца, оспариваемое решение об одностороннем изменении арендной платы противоречит условиям договора и основано на муниципальном нормативном правовом акте, принятом с нарушением установленной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российско Федерации) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно пункта 1 статьи 424 ГК Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424).

Основания, условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован положениями главы V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК Российской Федерации).

В силу положений статьи 65 ЗК Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядокорядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 статьи 39.7 ЗК Российской Федерации).

В силу сложившихся геополитических обстоятельств на территории Республики Крым произошло изменение порядка государственного устройства.

На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <адрес> принята в состав Российской Федерации.

Вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации были урегулированы положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон).

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона, до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым определены положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Статьей 11 Закона Республики Крым №38-ЗРК, действовавшей на дату заключения договора аренды, было определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.

До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.

Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.

В соответствии со ст.12 Закона Республики Крым №66-ЗРК порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 6 статьи 18 указанного закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Республики Крым от 29 декабря 2018 г. № 560-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения», было предусмотрено, что до 1 января 2017 г. плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утверждено

Согласно пункту 2.1 Положения в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора, нормативная цена земельного участка использовалась для целей определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 утратило силу с 01 января 2020 года и с указанного времени к правоотношениям аренды земли, находящейся в муниципальной собственности, применяются результаты кадастровой оценки, утвержденные в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым были утверждены распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р.

Пункт 13 распоряжения №1498-р предусматривал вступление указанного распоряжения в силу после принятия дополнительного решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.

Такое дополнительное решение было принято Советом министров Республики Крым.

Пункт 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 04 июля 2018 года № 755-р предусматривал применение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.

Однако впоследствии указанный пункт был исключен из распоряжения на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 26 ноября 2018 года № 1441-р.

Пунктом 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года № 1492-р предусмотрено применение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р, с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением.

Согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 63 473 960,49 рублей, сведения о кадастровой стоимости внесены в публичный реестр (л.д. 43).

Таким образом, начиная с 01 января 2020 года, нормативная цена земли определяется на основании государственной кадастровой оценки земельных участков.

Установленная распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежала применению в спорных правоотношениях с ДД.ММ.ГГГГ и размер арендной платы по договору подлежал расчету арендодателем исходя из ставки арендной платы, установленной Положением Амурского сельского совета , то есть в размере 3% от кадастровой стоимости участка.

Решением VIII заседания II созыва Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-VIII утверждено Положение о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Амурское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

Согласно пункту 3 решение вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Применяемый указанным Положением процент для расчета годового размера арендной платы за пользование земельными участками с видом разрешенного использования «пищевая промышленность» установлен в размере 0,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.

Из чего суд делает вывод, что размер ставки по арендной плате за пользование земельными участками с видом разрешенного использования «пищевая промышленность», установленный Положение о порядке определения размера арендной платы -VIII, снижен по отношению к ранее действовавшим ставкам.

Вопреки доводам заявителя, решение VIII заседания II созыва Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-VIII и утвержденное им Положение опубликованы в порядке, предусмотренном статьей 65 Устава муниципального образования Амурское сельское поселение <адрес> Республики Крым (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ-ХХХIХ), посредством их размещения на портале Минюста России (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрационный номер и дата его регистрации в качестве сетевого издания - Эл N ФС77-72471 от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 142-148), а также на информационных стендах муниципального образования.

В соответствии со статьей 47 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Учитывая, что муниципальное образование Амурское сельское поселение не располагает возможностями учреждения собственного периодического издания, применяемый порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов соответствует требованиям статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку обеспечивает возможность ознакомления с ними граждан.

Доводы истца об отсутствии факта опубликования оспариваемого муниципального правового акта являются несостоятельными.

В федеральном законодательстве действует общепринятый правовой принцип, закрепленный в пункте 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы нормативному правовому акту, ухудшающему правовое положение лица, который вытекает из Конституции Российской Федерации (статья 54) и имеет общеправовое значение, субъект правотворчества, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П).

Учитывая, что Положением о порядке определения размера арендной платы №28/2-VIII базовая ставка арендной платы при использовании земельного участка с видом разрешенного использования «пищевая промышленность» утверждена в пониженном размере, суд полагает, что тем самым права заявителя как арендатора улучшены и не усматривает нарушений статьи 54 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Расчет арендной платы по спорному договору произведен арендодателем с применением кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной распоряжением Совета министров республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и указанной в публичном реестре, соответствует нормативному правовому акту, принятому уполномоченным органом местного самоуправления.

С учетом изложенного, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,-

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Пикула

Мотивированное решение

изготовлено 17 марта 2021 года