ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1320/20 от 24.09.2020 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-1320/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма Смоленской области 24 сентября 2020 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,

при секретаре Поморцевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Вяземской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Семлевского сельского поселения законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, в ходе которой установлено, что на ул. Ленина в с. Семлево Вяземского района Смоленской области расположена «Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», установлена скульптура.

Согласно информации Главного управления Смоленской области по культурному наследию от 14 февраля 2020 года указанная могила является объектом культурного наследия регионального значения.

Данный объект культурного наследия не включен в реестры объектов муниципальной собственности, объектов государственной собственности Смоленской области, объектов федерального имущества; в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект.

Таким образом, указанный объект культурного наследия в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не заявляет, т.е. исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, является бесхозяйной недвижимой вещью.

Орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.

Непринятие администрацией мер по постановке на учет в государственном регистрирующем органе спорного объекта как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Бездействие органа муниципальной власти при реализации полномочий по обращению с заявлением о принятии на учет названного объекта культуры в качестве бесхозяйного может привести к повреждению или утрате объекта культурного наследия.

Прокуратурой в адрес главы МО Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области 2 марта 2020 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества. Однако каких-либо мер, направленных на реальное устранение нарушений не принято.

Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ, ст. 3, 33, 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 11 ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», просит суд обязать администрацию Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в срок до 31 декабря 2020 года принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия «Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Ленина.

В судебном заседании представитель истца – помощник Вяземского межрайонного прокурора Кухтенкова Ю.А. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области Соколова Г.Г. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

В письменных возражениях ответчик указывает, что объекты, находящиеся на территории Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области по информации из Единого государственного реестра объектов культурного наследия, в т.ч. «Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенная на ул. Ленина с. Семлево Вяземского района Смоленской области, являются объектами культурного наследия регионального значения, памятниками истории, и согласно п. 7 Решения Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11 июня 1974 года № 358 переданы с 1 января 1975 года на баланс областного управления культуры. Объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и имеющих статус культурного наследия, нет. Бюджет сельского поселения является в значительном размере дотационным, формируется в ноябре-декабре каждого года, пересмотрен может быть только за счет снятия расходов с одних целей на другие. На сельские поселения возложено много полномочий, не все из которых подкреплены денежными средствами, поэтому выполнять все полномочия невозможно. Администрация осуществляет мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите отечества, которые находятся на территории поселения. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В статье 9.3 вышеуказанного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к котором в том числе относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относятся к вопросам местного значения поселения.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Как следует из ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Частью 2 ст. 33 вышеназванного Федерального закона предусмотрен перечень государственной охраны объектов культурного наследия, включающий в себя, в том числе, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из ч. 1 ст. 48 Закона следует, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что Вяземским межрайонным прокурором проведена проверка исполнения законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, в ходе которой 14 февраля 2020 года Главным управлением Смоленской области по культурному наследию предоставлены сведения о воинских захоронениях и памятниках погибшим при защите Отечества, являющихся объектами культурного наследия. Одновременно сообщено, что в 2018-2019 годах работы по сохранению объектов, указанных в приложении к письму, не проводились (л.д. 6).

Так, в п. 4 приложения содержатся сведения о выявленном объекте культурного наследия – Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Ленина, центр села Семлево, регистрационный номер 671510213170005, сведения о виде собственности которой отсутствуют (л.д. 7).

Согласно сообщению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 4 февраля 2020 года на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области находится 72 воинских и братских захоронения, памятника Отечественной войны 1941-1945гг., 2 памятника, относящихся к периоду Отечественной войны 1812 года. В муниципальной собственности Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области числится 8 объектов, в собственности Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области – 1 объект, в собственности Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области – 1 объект. На территориях муниципальных образований сельских поселений муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ремонтные работы воинских, братских захоронений, памятников, обелисков и работы по благоустройству прилегающих к ним территорий, проводятся за счет средств сельских поселений (л.д. 14).

В перечне воинских, братских захоронений, одиночных могил, памятников, обелисков относящихся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенных на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в п. 59 содержатся сведения об объекте культурного наследия – Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенной в с. Семлево Семлевского сельского поселения Вяземского района, категория охраны – региональная, собственность не установлена (л.д. 17 оборот).

2 марта 2020 года Вяземской межрайонной прокуратурой главе муниципального образования Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области внесено представление об устранении требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества (л.д. 28-29).

По результатам рассмотрения представления администрация Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области 10 марта 2020 года сообщила, что будут приняты меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих и недопущению их впредь. Виновные лица привлечены к ответственности в виде замечания (л.д.30).

Согласно сообщению Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 18 марта 2020 года № 40/2285, по состоянию на 18 марта 2020 года в реестре федерального имущества информация о вышеуказанном объекте культурного наследия отсутствует (л.д. 21).

Сообщением Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 12 марта 2020 года подтверждено, что по состоянию на 11 марта 2020 года объект недвижимости - Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Ленина, в реестре государственной собственности Смоленской области не значится (л.д. 24-25).

Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 апреля 2020 года усматривается, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах в отношении объектов недвижимости – земельного участка и сооружения, расположенных по адресу: Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Ленина (Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками) (л.д. 31, 32).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что выявленный объект культурного наследия в реестрах объектов федерального имущества, государственной и муниципальной собственности не значится, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозного недвижимого имущества на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Из вышеприведенной нормы следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Данные положения относятся и к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), которые согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются объектами недвижимого имущества.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в соответствии с п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 3 Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определено, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся, в том числе, индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

В ст. 5 Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» установлено, что ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления (ст. 6 Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

Согласно ст. 11 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесено, в том числе, осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Суд приходит к выводу, что в отношении выявленного объекта культурного наследия каких-либо притязаний на приобретение его в собственность не имеется, то есть, исходя из положений ст. 225 ГК РФ, он является бесхозяйной недвижимой вещью. Следовательно, поскольку данный объект расположен на территории Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, администрация является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязана делать это в силу возложенных на нее законом полномочий.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд находит несостоятельными приведенные представителем ответчика в своих возражениях доводы о том, что объект культурного наследия регионального значения - «Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками» на основании решения Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11 июня 1974 года № 358 передан с 1 января 1975 года на баланс областного управления культуры. Так, согласно пункту 7 указанного решения на баланс областного управления культуры переданы все памятники архитектуры, кроме жилых зданий. Однако указанный объект культурного наследия не является памятником архитектуры.

Истцом предприняты все возможные меры, направленные на установление собственника объекта недвижимости и представлены исчерпывающие данные из соответствующих органов, получить которые в ином порядке не представляется возможным.

Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых денежных средств в бюджете сельского поселения, признаются судом несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления указанных требований с их финансовыми возможностями, и отсутствием в местном бюджете необходимых денежных средств.

Отсутствие собственника у указанного объекта может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, что является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

С учетом вышеприведенных норм и установленных по делу обстоятельств суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в срок до 31 декабря 2020 года принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила 4060 воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками», расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Ленина.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Перегонцева

Вынесена резолютивная часть решения 24.09.2020

Изготовлено мотивированное решение 30.09.2020

Решение вступает в законную силу 02.11.2020