Дело № 2-20/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2016 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жилинского А.Г., при секретаре Усовой Ю.В.,
с участием процессуального истца – прокурора, в лице помощника прокурора Сретенского района Шульгина Я.И., представителя ответчика Администрации МР «Сретенский район» ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «Сретенский район» о понуждении обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу необходимым оборудованием
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сретенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Сретенского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации МР «Сретенский район», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон) определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 4 Федерального закона № 68-ФЗ устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и указанным Постановлением Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах РФ исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Статья 11 закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пп. «г», «з» ч. 2 ст. 11 вышеуказанного закона органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Часть 1 ст. 11 закона относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно ст. 24 закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
На основании п. 5 вышеназванного постановления № 794 от 30.12.2003 создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 9 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 20.01.2009 № 7, на каждом уровне Забайкальской территориальной подсистемы РСЧС создаются органы управления Забайкальской территориальной подсистемы РСЧС, которые включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, а также силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Органами повседневного управления Забайкальской территориальной подсистемы РСЧС являются, в том числе, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Пунктом 28 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 20.01.2009 № 7, финансовое обеспечение функционирования Забайкальской территориальной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующих бюджетов, средств организаций и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 № 400-ст, определено, что узел связи ЕДДС должен обеспечивать:
- устойчивое функционирование средств связи;
- поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей;
- техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи;
- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;
- безопасность связи и информации;
- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также с ДДС города;
- прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- документирование (запись) ведущихся переговоров;
- коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города;
- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
В силу п. 14 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения. В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи общего пользования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5 (далее - Положение), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят:
- средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
- средства оповещения руководящего состава и населения;
- средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
- оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);
- система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), с объектами с массовым пребыванием людей;
- метеостанция;
- приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно п. 1.4.8 Положения средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
В силу п. 3.4.1 Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1240-р.
В соответствии с п. 3.4.2 Положения в состав оборудования должны входить, как минимум:
- АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
- АРМ руководства и обслуживающего персонала;
- активное оборудование локальной вычислительной сети;
структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных;
- комплект оргтехники; средства связи;
- АРМ управления местной системой оповещения;
- средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;
- специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
- метеостанция; прибор радиационного контроля;
- источники гарантированного электропитания.
Указанное положение утверждено протоколом № 5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011.
В соответствии с п. 1 «Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 № 11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Правительства РФ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из п.п. «а», «д» п. 4 указанного Положения, КЧС и ОПБ Правительства РФ с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения решения КЧС и ОПБ Правительства РФ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, проведенной проверкой деятельности ЕДДС МР «Сретенский район» установлено, что в нарушение вышеприведенных норм ГОСТа Р 22.7.01-99 и Положения в оснащении ЕДДС, ЕДДС МР «Сретенский район» прибором радиационного контроля, радиостанцией УКВ и КВ диапазона, определителем номера звонящего абонента, устройством записи телефонных переговоров, резервным источником ресурсоснабжения, до настоящего времени не укомплектована. Отсутствует автоматизированная система оповещения населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Согласно ч. 3 ст.5 вышеназванного Федерального закона №35-Ф3 органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, которые, в силу ч. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона, состоят в предупреждении терроризма, в том числе выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. а); выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта (борьба с терроризмом) (п. б); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. в). Таким образом, надлежащее оснащение и оборудование ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 также направлено на способствование профилактике терроризма, борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, поскольку любой террористический акт приводит к чрезвычайной ситуации в месте его совершения.
Неисполнение администрацией МР «Сретенский район» установленных законодательством обязанностей способствуют несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе информированию населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, что, в свою очередь, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования «Сретенский район».
Согласно требованиям Указа Президента РФ № 1632 от 28.10.2010 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» работа по развитию ЕДДС должна быть завершена до 31.12.2012.
Просит обязать администрацию МР «Сретенский район» в срок до 01.06.2016 обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Сретенский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст, Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5: прибором радиационного контроля – 1 шт., радиостанцией УКВ и КВ диапазона - 1 шт., определителем номера звонящего абонента - 1 шт., устройством записи телефонных переговоров - 1 шт., резервным источником ресурсоснабжения - 1 шт., автоматизированной системой оповещения населения - 1 шт.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Сретенского района Шульгина Я.И. исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию МР «Сретенский район» в срок до 01.06.2016 обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Сретенский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст, Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 №5: прибором радиационного контроля – 1 шт., радиостанцией УКВ и КВ диапазона - 1 шт., определителем номера звонящего абонента - 1 шт., устройством записи телефонных переговоров - 1 шт., резервным источником ресурсоснабжения - 1 шт., о чем представила заявление (л.д.______).
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации МР «Сретенский район» ФИО1 исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил заявление (л.д.____).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2 в судебном заседании не возражал против признания иска ответчиком.
Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные п. 3 ст. 173, п. 4 ст. 198 ГПК РФ, а именно: выносится решение об удовлетворении исковых требований.
Процессуальный истец – помощник прокурора Сретенского района Шульгина Я.И. считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
Рассмотрев заявление о признании исковых требований, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий, которые были разъяснены сторонам.
Выслушав объяснение процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска представителем ответчика, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, сделано добровольно, с осознанием последствий, которые разъяснены и понятны представителю ответчика, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению.
При этом, суд, в соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения указывает только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Сретенского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию МР «Сретенский район» обязанность обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Сретенский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 9.11.1999 № 400-ст, Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5: прибором радиационного контроля – 1 шт., радиостанцией УКВ и КВ диапазона - 1 шт., определителем номера звонящего абонента - 1 шт., устройством записи телефонных переговоров - 1 шт., резервным источником ресурсоснабжения - 1 шт.
Установить срок для исполнения решения до 1 июня 2016 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Жилинский А.Г.