УИД 42RS0033-01-2022-002028-42
(2-1320/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Смолина С.О.,
при секретаре Успеньевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске 26 сентября 2022 года
гражданское дело по иску прокурора города Прокопьевска к ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка обеспечения сохранности защитных сооружений гражданской обороны. Установлено, что открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат» (далее – ОАО «ПХК») зарегистрировано согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (Южно-Кузбасский филиал от ДД.ММ.ГГГГ№, государственное имущество государственного предприятия «Прокопьевский хлебокомбинат» приватизировано, предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат». Согласно плану приватизации, объекты социально-культурного и социально-бытового назначения включены в уставной капитал, в том числе, объект гражданской обороны, который установлено использовать по назначению. Названный объект гражданской обороны в акте оценки стоимости зданий и сооружений на ДД.ММ.ГГГГ обозначен как АБК, год ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №. В соответствии с паспортом защитного сооружения – паспортом убежища № от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны представляет собой встроенное в здание административно-бытового комбината (АБК) помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., ввод в эксплуатацию – октябрь <данные изъяты> года, класс защиты убежища – третий. Адрес местонахождения – <адрес>. При осмотре указанного объекта гражданской обороны выявлены следующие недостатки в его содержании: в нарушение пункта 3.2.5 Правил защитно-герметические двери, не находятся на подставках; в нарушение пункта 3.2.7 Правил, в помещении ЗС ГО имеется влажность, следы подтопления, плесень и грибок на стенах; в нарушение пунктов ДД.ММ.ГГГГ, 3.2.1 1, 5.1.1, Таблицы 2 «Периодичность планового ТО и ремонта специального оборудования», пункта 5.1.2, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6 Правил, допущено образование ржавчины на поверхностях защитно- герметических дверей, внешний уход за оборудованием, осмотр и оценка состояния крепежных соединений не производится. Указанные виды работ входят в состав ТО №, ТО №, которые необходимо проводить с периодичностью 1 месяц (ТО №) и 6 месяцев (ТО №). Допущено несвоевременное восстановление лакокрасочного покрытия, окраска защитно-герметических дверей (указанные виды работ входят в состав текущего и среднего ремонта и должны проводиться с периодичностью 2 года); в нарушение пунктов 5, 6, 8, 9 пункта 3.6 Правил, на объекте отсутствует план 3С ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационные схемы систем вентиляции, водоснабжения и канализации, электроснабжения ЗС ГО. в нарушение пункта 1.3, 1.4 Правил, в ОАО «ПХК» не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета ЗС ГО, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО в мирное время; в нарушение статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, пункта 4.4.1 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» утв. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 179), руководителем организации не обеспечена защита объекта первичными средствами пожаротушения огнетушителями), так как не соблюдены сроки их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены. Так, в помещении ЗС ГО имеются 4 порошковых огнетушителя, проверка качества огнетушащего состава (ОТВ) которых в последний раз в ДД.ММ.ГГГГ, перезарядка ДД.ММ.ГГГГ (огнетушитель серия А №), последняя перезарядка огнетушителей серии А № серии А № - ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения не обеспечивают устойчивость функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Указанные нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны относятся к ответственности ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат», расположенный по адресу: <адрес> - <адрес>, <адрес>. Ранее, прокурором города в адрес генерального директора ОАО Прокопьевский хлебокомбинат» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, однако нарушения не устранены. Однако, настоящего времени Ответчиком не совершены действия, по устранению выявленных нарушений. Бездействие Ответчика потенциально затрагивает права и охраняемые законом интересы любого гражданина Российской Федерации, не обеспечивают устойчивость функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования поддержал.
Ответчик ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» в суд своего представителя не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при обеспечении сохранности защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ « О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно ст. 9 Федерального закона « О гражданской обороне » организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Порядка организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).
В соответствии с п. 1.2 Правил требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
Согласно п. 3.2.1 вышеуказанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно - герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.5 Правил с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу.
Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 359 (далее - Положение), объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
По правилам ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона о приватизации ограничениями могут являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
С правопреемниками приватизируемых предприятий заключался договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (приложение N 2 к Положению).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о приватизации решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.
Согласно ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:
отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте;
невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.
Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации для прекращения обременения.
Судом установлено, что открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (№), что подтверждается выпиской (л.д.21-22).
В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (Южно-Кузбасский филиал) от ДД.ММ.ГГГГ№, государственное имущество государственного предприятия «Прокопьевский хлебокомбинат» приватизировано, предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат».
Согласно плану приватизации, объекты социально-культурного и социально-бытового назначения включены в уставной капитал, в том числе, объект гражданской обороны, который установлено использовать по назначению.
Названный объект гражданской обороны в акте оценки стоимости зданий и сооружений на ДД.ММ.ГГГГ обозначен как АБК, год ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №.
В соответствии с паспортом защитного сооружения – паспортом убежища № от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны представляет собой встроенное в здание административно-бытового комбината (АБК) помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., ввод в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ года, класс защиты убежища – третий. Адрес местонахождения – <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого помещения – АБК (спецсооружение), площадью <данные изъяты> кв.м., состоящего из трех этажей, в том числе подземных – один, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Прокопьевский городской округ, <адрес> является ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» (№).
Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории Прокопьевского городского округа расположено <данные изъяты> защитных сооружений, в том числе защитное сооружение с инвентарным номером №, номер в реестре МЧС №, расположенное по адресу: <адрес>.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка обеспечения сохранности защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат» не приняты меры к сохранности объектов гражданской обороны, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Прокурором <адрес> в отношении ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в области гражданской обороны (л.д.10-12).
ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора генеральным директором ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» был направлен ответ, из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ производственная деятельность по производству хлебобулочных и кондитерских изделий на территории ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» была приостановлена, осуществляется только сохранность вышеуказанного объекта – защитного сооружения гражданской обороны. Ввиду отсутствия денежных средств на содержание и ремонт вышеуказанного объекта гражданской обороны, выполнить требования на надлежащему содержанию защитного сооружения не представляется возможным (л.д.13-14).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в адрес генерального директора ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» было направлено требование о предоставлении информации и документов о принятых мерах по фактическому устранению нарушений, указанных в ранее вынесенном представлении прокурора (л.д.15).
На данное требование ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» был дан ответ с указанием на то, что ввиду отсутствия денежных средств на содержание и ремонт указанного объекта гражданской обороны, выполнить требование по надлежащему содержанию не представляется возможным (л.д.16).
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что в ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» не соблюдаются требования действующего законодательства в области гражданской обороны.
Поскольку ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат» является собственником спорного защитного сооружения гражданской обороны, созданного в ДД.ММ.ГГГГ году (оно перешло в его владение при приватизации государственного имущества), то именно оно несет обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны, его содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению.
Не обеспечение ответчиком мер по поддержанию в надлежащем состоянии спорного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> о понуждении ответчика к совершению действий по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. С учетом изложенного, суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> к открытому акционерному обществу «Прокопьевский хлебокомбинат» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Прокопьевский хлебокомбинат» обязанность обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны, встроенного в здание административно-бытового комбината (АБК) помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне»:
- установить защитно-герметические двери на подставки;
- в помещении ЗС ГО устранить влажность, следы подтопления, плесень и грибок на стенах;
- устранить образования ржавчины на поверхностях защитно-герметических дверей, произвести внешний уход за оборудованием, осмотр и оценка состояния крепежных соединений;
- восстановить лакокрасочное покрытие, окраску защитно-герметических дверей;
- подготовить и разместить па объекте план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- подготовить и разместить планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационных схем систем вентиляции, водоснабжения и канализации, электроснабжения ЗС ГО;
- назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета ЗС ГО, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования; создать звенья по обслуживанию ЗС ГО в мирное время;
- обеспечить защиту объекта первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Установить срок для выполнения указанных обязанностей – до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, то есть через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) С.О. Смолин
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2022 года
Судья (подпись) С.О. Смолин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2022-002028-42 (2-1320/2022)
Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области