Дело № 2-1321(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании обеспечить соблюдение минимальных гарантий в части оплаты труда, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ответчик относится к организациям, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии, трудовые отношения в которых регулируются Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике (ОТС). В обоснование своих требований, истец ссылается на ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», устанавливающего одним из принципов государственного регулирования тарифов, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Также истец ссылается на п. 8.2 ОТС, согласно которому расходы, направляемые на оплату труда, состоят из тарифной составляющей, которая рассчитывается, исходя из минимальной месячной тарифной ставки (ММТС) и среднего тарифного коэффициента, и средств, направляемых на премирование работников. Истец полагает, что премиальные выплаты согласно ОТС должны составлять 24 599 руб. Такие премии носят производственный характер и выплачиваются как часть заработной платы. Гарантированный размер заработной платы ведущего инженера, определенный в соответствии с требованиями ОТС, за январь месяц 2016г. должен составлять 44 598 руб (оклад 19 999 руб и премиальные выплаты 24 599 руб). Однако за январь 2016г. начисленная ей заработная плата составила 39 440 руб. Разница в заработной плате за 2016г. между начисленной фактически и определенной в соответствии с требованиями ОТС составила 43 797 руб.
Истец считает незаконным неприменение при начислении и выплате ей заработной платы за январь – декабрь 2016г. пп. 8.4.2.3, 8.4.2.4, 8.4.2.5 ОТС. Указывает, что в апреле 2016г. ею было подано заявление в комиссию по трудовым спорам ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» с просьбой обеспечить соблюдение минимальных гарантий оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2016г. Решением комиссии от 12.04.2016г. было отказано.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ОАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» в ее пользу недоначисленную заработную плату, определенную с применением требований ОТС, в размере 43 797 руб; обязать ОАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» обеспечить соблюдение минимальных гарантий в части оплаты труда, предусмотренных ОТС.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. В ходе рассмотрения дела истец без разрешения председательствующего покинула зал судебного заседания. Суд с учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ПАО «МРСК Центра» ФИО2, начальник управления правового обеспечения филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», действующий по доверенности, исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ПАО «МРСК Центра», действующим через филиал ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» на основании трудового договора № 165 В от 01.08.2008г. Согласно приказу № 4-к от 17.01.2011г. о переводе работника на другую работу и дополнительному соглашению от 17.01.2011г. к трудовому договору № 165 В от 01.08.2008г. ФИО1 с 17.01.2011г. занимает должность <данные изъяты> филиала ПАО «МРСК Центра» - Брянскэнерго».
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений представителя ответчика, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, под системой оплаты труда следует понимать способ (механизм) исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.
Действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.2013), продлено на период 2016 - 2018 годов соглашением о порядке, условиях и продления срока действия Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы на период 2016 - 2018 годов (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 22.12.2014).
Согласно п. 1.2 ОТС и приложением № 1 к нему, положения данного документа действуют в отношении ОАО «МРСК Центра». При этом 07.07.2015 в соответствии с решением годового Общего собрания акционеров ОАО «МРСК Центра» от 25.06.2015г. (протокол от 26.06.2015 № 01/15), в Устав ОАО «МРСК Центра» внесены изменения. В соответствии с принятым решением изменилось наименование Общества на Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ПАО «МРСК Центра»).
Вместе с тем, из перечисленных в ч. 2 ст. 135 ТК РФ актов, содержащих нормы трудового права, ОТС не содержат систем оплаты труда, включая систем премирования, поскольку в нем отсутствует способ (механизм) исчисления вознаграждения за труд.
Согласно п. 3.1 ОТС, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Расходы на оплату труда и другие расходы Работодателей в пользу работников, предусмотренные настоящим Соглашением, а также коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, производятся в пределах средств, рассчитанных в соответствии с положениями раздела 8 настоящего Соглашения и утвержденных соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти при установлении цен (тарифов).
Таким образом, раздел 8 ОТС определяет общий размер средств, которые работодатель может потратить на оплату труда и прочие выплаты, обусловленные наличием трудовых отношений. Конкретный размер выплат, получаемый каждым работником в пределах средств, рассчитанных в соответствии с разделом 8 ОТС, определяется локальными нормативными актами, принимаемыми в организации – участнике Отраслевого тарифного соглашения.
Согласно пунктам 8.1., 8.2. раздела 8 ОТС, настоящий раздел определяет совокупность затрат (расходов) работодателей, обусловленных наличием трудовых отношений, и устанавливает единые подходы Организаций при проведении расчета тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Положения настоящего раздела используются при формировании тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно п. 4 ст. 23.1 Закона РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
К числу сетевых организаций, действующих на территории Брянской области и, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, относится ПАО «МРСК Центра».
Согласно п. 8.4 ОТС расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест …, и состоят из:
8.4.1. Тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается, исходя из ММТС (минимальная месячная тарифная ставка) и среднего тарифного коэффициента по Организации;
8.4.2. Средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, которые состоят, в том числе, из:
8.4.2.3. Премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере не менее 75 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда;
8.4.2.4. Вознаграждения по итогам работы за год - в размере не менее 33 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (что составляет не менее 3,96 должностного оклада за полный год);
8.4.2.5. Вознаграждения за выслугу лет - в размере не менее 15 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (что составляет не менее 1,8 должностного оклада за полный год).
Таким образом, сумма затрат на оплату труда, учитываемая при формировании тарифа на услуги, оказываемые ответчиком, является усредненной величиной, поскольку исходя из пп. 8.4.1, 8.4.2 составные величины, учитываемые при расчёте тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда, также являются средними.
Однако составные части заработной платы конкретного работника не могут являться усредненными величинами и их точный размер определяется на основании локальных нормативных актов работодателя.
Следовательно, входящие в тарифную составляющую расходов на оплату труда ММТС и средний тарифный коэффициент, не эквивалентны окладу конкретного работника и не определяют его размер, как и величина выплат в процентах от тарифной составляющей расход на оплату труда, предусмотренная в пп. 8.4.2.3., 8.4.2.4 и 8.4.2.5 ОТС, не эквивалентна процентам премии и иных переменных выплат от должностного оклада конкретного работника, которые рассчитываются, исходя из положений локальных нормативных актов, действующих у ответчика.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из чего следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель не обязан допускать установление постоянной и переменных частей заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу даже по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных условиях или с разным качеством.
Также, в случае применения при определении размера оплаты труда, в том числе, размера оклада, премии, доплат и надбавок, непосредственно положений раздела 8 Отраслевого тарифного соглашения, размер постоянной и переменной составляющей заработной платы должен быть одинаковым у всех работников организации, поскольку, как указано, в их основе будут учитываться одни и те же составляющие – ММТС, средний тарифный коэффициент и начисленный на эту базу одинаковый для всех размер премий, доплат и надбавок, включая виды выплат, установленных пп. 8.4.2.3, 8.4.2.4, 8.4.2.5 ОТС.
В силу положений Постановлений Минтруда РФ от 12.03.1999 № 5 «Об утверждении Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики» и от 29.01.2004 № 4 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики», согласно которым для работников организаций электроэнергетики устанавливаются различные тарифно–квалификационные разряды в зависимости от характера, сложности и видов выполняемой работы.
Кроме того, начисление и выплата одинаковой заработной платы работникам, выполняющим разную трудовую функцию, различную по сложности работу и имеющим разную квалификацию будет нарушать положения ст. 2 ТК РФ, устанавливающие принцип выплаты справедливой заработной платы, а также ст. 21 ТК РФ определяющей право работника на выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
Таким образом, порядок распределения величины затрат на оплату труда по всем составляющим, включая постоянную и переменную части (окладную, премиальную, а также дополнительные выплаты), определяется локальными нормативными актами работодателя, а положения раздела 3, пп. 8.4.1., 8.4.2, 8.4.2.3, 8.4.2.4. 8.4.2.5 Отраслевого тарифного соглашения не могут применяться в определении права работника на выплату заработной платы в том или ином размере.
Ссылка истца на Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» несостоятельна, поскольку указанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2011 в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
Также несостоятельна ссылка истца на «Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики» (далее – Рекомендации), утв. Объединением РаЭл и ВЭП 14.11.2005г., с учетом изменений и дополнений от 10.04.2008г., поскольку, согласно п. 3.9 ОТС Рекомендации не носят обязательного характера (не имеют характера нормативных предписаний). Согласно п. 1.2. Рекомендаций, они разработаны в целях методической помощи организациям по регулированию оплаты труда, осуществления скоординированной политики организаций по вопросам тарифной оплаты труда.
Вместе с тем, в период с января по декабрь 2016г. заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в соответствии с Положением об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/06 – 02/2015 и Положением о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/10 – 01/2015, утв. Приказом ОАО «МРСК-Центра» от 17.02.2015 №63-ЦА, что соответствует требованиям 3.1 ОТС.
Указанные положения приняты с учетом мнения представительного органа работников, что согласуется с требованиями ст. 372 ТК РФ, а также п. 3.1. Коллективного договора ПАО «МРСК Центра» на 2016-2018г., с которым истец была ознакомлена 14.01.2016.
Согласно п. 3.1. Коллективного договора система оплаты и стимулирования труда работников Общества устанавливается Положениями по оплате труда работников ПАО «МРСК Центра», которые утверждаются работодателем по согласованию с Профсоюзной организацией и являются локальными нормативными актами Общества.
Также, истец 20.03.2015 была ознакомлена с Положением об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/06 – 02/2015 и Положением о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/10 – 01/2015, Приказом ОАО «МРСК-Центра» от 17.02.2015 №63-ЦА, что подтверждается листом ознакомления.
О факте изменения с 01.07.2008г. условий начисления и выплаты заработной платы в соответствии с локальными нормативными актами, действующими у ответчика, истец была уведомлена 30.04.2008г. согласно уведомлению № 1206 от 28.04.2008г. Указанное обстоятельство было также установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда от 01.07.2013г. по делу по иску ФИО1 к ОАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго» о взыскании заработной платы.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в которых участвуют те же лица.
Факты, установленные вышеуказанным решением суда, являются преюдициальными по отношению к рассматриваемому делу.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГПК РФ, после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
В соответствии с пп. 3.3, 3.4 Положения об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» размер заработной платы для каждого рабочего места определяется в зависимости от квалификационных требований к выполняемой работе, объема и качества выполняемых должностных обязанностей, а конечный размер заработной платы работника зависит от непосредственных результатов его деятельности.
Согласно пп. 4.2.1 - 4.2.3 Положения об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих филиалов ОАО «МРСК Центра» предусматривает: 9 грейдов оплаты, 3 группы дифференциации внутри грейда, 3 уровня дифференциации внутри группы. Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих филиалов ОАО «МРСК Центра» приведена в приложении № 3 к Положению об организации оплаты труда. Отнесение должностей руководителей, специалистов и служащих филиалов к грейдам оплаты определяется в соответствии с классификатором, приведенным в приложении № 4 к Положению об организации оплаты труда.
В соответствии с дополнительным соглашением № 978 от 01.06.2015 истице установлен должностной оклад в размере 23 100,00 руб, соответствующий 4-ому грейду, 1-ой группе, 1-ому уровню, согласно занимаемой истицей должности <данные изъяты> филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», предусмотренного Классификатором, приведенным в приложении № 4 к Положению об организации оплаты труда.
Согласно пп. 11.2, 11.3 Положения об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» размеры вознаграждения за выслугу лет составляют от 10% до 30% в зависимости от установленного дифференцированного порога непрерывного стажа работы. Условия и порядок выплаты вознаграждения за выслугу лет определяются в соответствии с Положением о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ОАО «МРСК Центра».
С января 2011г. по июль 2016г. у ответчика действовало Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам ОАО «МРСК Центра» (ПС БП 16/04-01/2010), утвержденное Приказом ОАО «МРСК Центра» от 26.10.2010 № 343-ЦА, а с августа 2016г. – Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет в ПАО «МРСК Центра» (ПС БП 16/04-02/2016), утвержденное Приказом ПАО «МРСК Центра» от 14.07.2016 № 205-ЦА. В соответствии с п. 3.1 указанных Положений о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет, размер вознаграждения к должностному окладу истицы за выслугу лет составлял с января по ноябрь 25%, а с декабря 2016г. - 30% в связи с тем, что с непрерывный стаж работы истицы в ПАО «МРСК Центра» до декабря 2016г. составлял 15 лет, а с декабря 2016г. – 16 лет. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела расчетными листками за январь – декабрь 2016г.
В соответствии с п.3.2 Положения о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» текущее материальное стимулирование (премирование) работников осуществляется в соответствии со Схемой текущего материального стимулирования, приведенной в приложении № 1 Положению о материальном стимулировании (премировании) работников. Согласно приложению № 1 и пп. 3.2.1. Положения о материальном стимулировании (премировании) работников текущее материальное стимулирование (премирование) работников категории руководители, специалисты и служащие производится ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. При этом ежеквартальные и ежегодные премии предусмотрены для работников схема должностных окладов которых соответствует 8-ому и 9-ому грейдам. Следовательно, на истицу, оклад которой соответствует 4-ому грейду, не распространяется условие о выплате ежеквартального и (или) ежегодного вознаграждения.
Значение базового размера ежемесячной премии установлено приложением № 1 к Положению о материальном стимулировании (премировании) работников в размере до 0,8 от должностного оклада работника. Согласно п. 3.5, пп. 3.9.1 Положения о материальном стимулировании (премировании) работников, фактическое значение размера ежемесячного премирования устанавливается на основании приказа заместителя генерального директора – директора филиала ПАО «МРСК Центра», а расчет ежемесячной премии производится на основании результатов оценки выполнения плановых значений КПЭ (ключевых показателей эффективности).
Приказами «О выплате материального стимулирования (премирования) работникам филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» в 2016г. были установлены следующие размеры ежемесячного премирования по итогам деятельности: за январь - 0,45 (приказ от 29.02.2016 №114-БР), за февраль - 0,45 (приказ от 30.03.2016 №195-БР), за март - 0,47 (приказ от 28.04.2016 №265-БР), за апрель - 0,45 (приказ от 30.05.2016 №338-БР), за май - 0,50 (приказ от 30.06.2016 №426-БР), за июнь - 0,45 (приказ от 29.07.2016 №494-БР), за июль - 0,45 (приказ от 31.08.2016 №563-БР), за август - 0,44 (приказ от 03.10.2016 №634-БР), за сентябрь - 0,45 (приказ от 31.10.2016 №717-БР), за октябрь - 0,45 (приказ от 30.11.2016 № 4-п), за ноябрь – 0,45 (приказ от 30.12.2016 №12-п), за декабрь - 0,45 (приказ от 31.01.2017 №5-п).
Как следует из представленных истцом расчетных листков за январь – декабрь 2016г., ежемесячная премия выплачивалась в размере, установленном данными приказами.
Таким образом, судом не установлены противоречия между локальными нормативными актами, устанавливающими систему оплаты труда в ПАО «МРСК Центра», и Отраслевым тарифным соглашением, также относящимся к источникам трудового права. Локальные нормативные акты ПАО «МРСК Центра», устанавливающие различные виды выплат, входящих в систему оплаты труда, не нарушают установленных ст. 21 ТК РФ прав истца на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Локальные нормативные акты ОАО «МРСК Центра», устанавливающие систему оплаты труда и систему премирования в ОАО «МРСК Центра», не оспорены и не признаны недействительными.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с указанными требованиями.
Разрешая заявленное ходатайство, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как следует из фактических обстоятельств дела, в период с января по декабрь 2016г. заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в соответствии с Положением об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/06 – 02/2015 и Положением о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/10 – 01/2015, утвержденными Приказом ОАО «МРСК-Центра» от 17.02.2015 № 63-ЦА.
Истец 20.03.2015 была ознакомлена с Положением об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/06 – 02/2015 и Положением о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/10 – 01/2015, Приказом ОАО «МРСК-Центра» от 17.02.2015 №63-ЦА, что подтверждается листом ознакомления.
Таким образом, о возможном, по мнению истца, нарушении указанными локальными нормативными актами предусмотренных ОТС минимальных гарантий, в части оплаты труда, она узнала 20.03.2015.
При этом Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.2013) вступило в силу с момента подписания, то есть - 18.03.2013 (п. 1.8 Соглашения), и было опубликовано в газете "Солидарность", № 16, 24.04 - 08.05.2013 (начало) и № 17, 08.05 - 15.05.2013, размещено на сайте Internet - www.rael.elektra.ru Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл), на сайте Internet - www.mrsk-1.ru ОАО «МРСК Центра» и на сайте Internet - www.elprof.ru Всероссийского электропрофсоюза (ВЭП).
Соглашение о порядке, условиях и продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы на период 2016 - 2018 годов (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 22.12.2014) вступило в силу с момента подписания, то есть - 22.12.2014 (п. 6 Соглашения), и было размещено на сайте Internet - www.rael.elektra.ru Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл), на сайте Internet - www.mrsk-1.ru ОАО «МРСК Центра» и на сайте Internet - www.elprof.ru Всероссийского электропрофсоюза (ВЭП).
Также согласно п. 9.2. Отраслевого тарифного соглашения в течение 30 дней с момента уведомительной регистрации настоящего Соглашения в соответствующем федеральном органе исполнительной власти Объединение РаЭл и ВЭП совместно публикуют текст настоящего Соглашения в газете «Энергетика и промышленность России»…. Отраслевое тарифное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 222/13-15 от 09.04.2013 (письмо Роструда от 09.04.2013 № 1285-ТЗ).
По условиям Отраслевого тарифного соглашения на 2013-2015 годы, а также Соглашения о порядке, условиях и продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения обязанность информирования работников на работодателя не возлагалась.
Поскольку Отраслевое тарифное соглашение было опубликовано в средствах массовой информации, истец должна была знать о его действии еще в 2013г.
Кроме того, положения действующего Отраслевого тарифного соглашения воспроизводят аналогичные нормы Отраслевое тарифное соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 – 2011 годы (продлено на 2012г.), с которым истец была ознакомлена.
В связи с этим, пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части требования об обязывании ОАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» обеспечить соблюдение минимальных гарантий в части оплаты труда, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации.
Также истец с момента введения в действие 01.05.2015 Положения об организации оплаты труда работников ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/06 – 02/2015 и Положения о материальном стимулировании (премировании) работников филиалов ОАО «МРСК Центра» ПС БП 16/10 – 01/2015, систематически получала заработную плату в соответствии с перечисленными локальными нормативными актами ответчика и не могла не знать, что ей не начисляется и не выплачивается часть заработной платы, которая, по ее мнению, предусмотрена для нее на основании пп. 8.4.2.3. 8.4.2.4, 8.4.2.5 Отраслевого тарифного соглашения.
При этом в ПАО «МРСК Центра» выплата заработной платы производится 2 раза в месяц (п. 3.10 Коллективного договора ПАО «МРСК Центра» на 2016-2018 годы):
- первая часть заработной платы - в размере, рассчитанном исходя из тарифной ставки (должностного оклада), нормы рабочего времени за текущий месяц по производственному календарю и фактически отработанного времени, в первой половине месяца (до 15-го числа включительно) - 25 числа расчетного месяца;
- окончательный расчет – 10 числа месяца, следующего за расчётным месяцем.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании истец полагала, что срок обращения в суд ею не пропущен. Однако ею заявлены требования в отношении заработной платы за 2016г., а иск подан в суд 31.01.2018г. Уважительных причин пропуска срока судом не установлено.
В связи с чем, суд соглашается с доводами представителя истца о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части требования о взыскании с ОАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» недоначисленной заработной платы за январь – декабрь 2016г., определенной с применением требований Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании обеспечить соблюдение минимальных гарантий в части оплаты труда, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 22 мая 2018 года