2-1321/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 9 октября 2020 года
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Дмитриев А.Ю., при секретаре Эрдыниевой Д.Т., с участием представителей истца ФИО2, ФИО3, представителей третьего лица - РАЛХ ФИО4, ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного учреждения Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» (ФКУ ФИО1 «Южный Байкал») к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по РБ) о снятии земельных участков с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Требования иска обоснованы тем, что 25.05.2020 г. истцом были поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 1) № площадью 10684 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании утверждённой Росавтодором от 14.11.2019 г. №-р документации; 2) № площадью 18943 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании утверждённой Росавтодором от 14.11.2019 г. №-р документации. Дата постановки на государственный кадастровый учет – 2.06.2020 г. В этот же день государственным регистратором Л. направлен запрос в Республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ) о возможности пересечений образуемых земельных участков с землями лесного фонда. В РАЛХе установили, что имеется пересечение образуемых земельных участков с землями лесного фонда (схемы 289, 290). В соответствии с материалами лесоустройства спорные земельные участки с кадастровыми номерами № накладываются на следующие земельные участки: часть кварталов 17, 18, 19 Танхойского участкового лесничества, Бабушкинского лесничества Республики Бурятия. С учетом ограничения в обороте земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, нарушен порядок образования земельных участков. Истец является заказчиком работ по подготовке документации по планировке территории по объекту. Истец обращается с иском о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков, поскольку действующее законодательство не предусматривает вновь образовать (поставить на кадастровый учет) уже правильно сформированные земельные участки через раздел (разделение) исходного земельного участка, с сохранением исходного в измененных границах. Отмечает, что только после снятия с кадастрового учета земельных участков, истец сможет утвердить заново измененную документацию по планировке территории в Федеральном агентстве (Росавтодор) и верно поставить земельные участки на кадастровый учет. Просит снять указанные земельные участки с кадастрового учета.
В судебном заседании представители истца ФИО2, ФИО3 иск поддержали, указав, что снять земельный участок представляется возможным только в судебном порядке.
Представители третьего лица – Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО4, ФИО6 подтвердили, что образованные земельные участки налагаются на земли лесного фонда, просили иск удовлетворить, исходя из добросовестности позиции истца.
Представитель ответчика - Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В отзыве на иск указано, что спор между Управлением Росреестра и ФКУ «Упрдор» о снятии земельных участков с кадастровыми номерами №, отсутствует. Решение суда о возложении обязанности на орган государственной власти совершить определенные действия, может быть осуществлен лишь в рамках КАС РФ. Решение суда будет исполнено в независимости от участия в деле. В случае удовлетворения исковых требований, истцу необходимо будет соблюсти заявительный характер осуществления государственного кадастрового учета. Сведения о земельных участках с государственного кадастрового учета могут быть исключены из ЕГРН только на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Управление полагает, что не может выступать ответчиком.
Третьи лица – ООО «ОмскГеоПрект», Федеральное дорожное агентство, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск ООО «ОмскГеоПрект» просит удовлетворить исковые требования, считает их обоснованными. Иным способом снятие неверно поставленных земельных участков с кадастрового учета невозможно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (ч.8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах (ст. 11.4 п.6 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 60 п.2 пп.4 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, включая земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ст. 7 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч.15 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", если в течении пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
В соответствии с ч.3 ст. 70, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч.7 ст. 72 временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Статьей 26 ч.1 названного Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 10684 кв.м и № площадью 18943 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, на основании утверждённой Росавтодором от 14.11.2019 г. №-р документации поставлены на государственный кадастровый учет – 2.06.2020 г. В этот же день государственным регистратором направлен запрос в Республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ) о возможности пересечений образуемых земельных участков с землями лесного фонда. В РАЛХе установили, что имеется пересечение образуемых земельных участков с землями лесного фонда (схемы 289, 290). В соответствии с материалами лесоустройства спорные земельные участки с кадастровыми номерами № накладываются на следующие земельные участки: часть кварталов 17, 18, 19 Танхойского участкового лесничества, Бабушкинского лесничества Республики Бурятия. Указанное подтверждается копиями реестровых дел на спорные земельные участки, копиями планшетов лесоустройств № заключением № о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, схемами №
Анализ представленных доказательств и обстоятельства дела позволяют суду прийти к выводу о том, что при образовании земельных участков с кадастровыми номерами №, нарушен порядок их образования. Указанные земельные участки налагаются границами с землями лесного фонда. Снятие земельных участков с государственного кадастрового учета необходимо для уточнения их границ.
Таким образом, как уже отмечено, снять земельный участок с кадастрового учета иначе как в судебном порядке не представляется возможным. Отсутствие законодательного механизма в таких случаях снятия земельного участка создает неопределённость в реализации прав лиц, участвующих в деле.
Исходя из смысла части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд считает необходимым применить в данном споре названную норму по аналогии.
Судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат возмещению за счет бюджетных средств, в силу освобождения от уплаты государственной пошлины государственных органов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Федерального государственного учреждения Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» (ФКУ Упрдор «Южный Байкал») удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 1) № площадью 10684 кв.м., место расположения: <адрес>,
2) № площадью 18943 кв.м., место расположения: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кабанский районный суд РБ.
Судья Дмитриев А.Ю.