ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1321/2013 от 25.12.2013 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

  Дело №

 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 г. Николаевск-на-Амуре 25 декабря 2013 года

 Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рогаченко Л.В.,

 с участием помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Вахрина В.В.,

 представителя КГУП «Хабаровские авиалинии» ФИО1,

 при секретаре Булычевой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КГУП «Хабаровские авиалинии» об устранении нарушений в области авиационной безопасности,

 УСТАНОВИЛ:

 И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КГУП «Хабаровские авиалинии» об устранении нарушений в области авиационной безопасности, в обоснование сославшись на то, что истцом при участии представителей ответчика, линейного отделения полиции, в аэропорту Николаевск-на-Амуре проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в ходе которой, установлены нарушения законодательства.

 Так, в нарушение Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденным приказом Министерства транспорта РФ 28.11.2005 г №142 сплошное ограждение аэропорта Николаевск-на-Амуре имеется не по всему периметру, на значительных участках оно имеет провисания колючей проволоки, информационные аншлаги имеются не на всем протяжении периметра аэродрома, что не мешает проникновению на территорию взлетного поля посторонних лиц и животных, создают опасность их столкновения с воздушными судами при взлете – посадке, совершения террористических актов.

 В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Вахрин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ответчика в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу восстановить ограждение аэропорта по всему периметру и установить предупредительные аншлаги.

 Представитель ответчика КГУП «Хабаровские авиалинии» ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что обязанности, связанные с поддержанием в рабочем состоянии, удовлетворяющем требованиям законодательства об авиационной безопасности должен нести собственник ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», поскольку не передала ответчику объект в эксплуатацию. Затраты на восстановление периметра аэродрома для ответчика будут являться нецелевым расходованием денежных средств. Требования, заявленные в иске могут быть возложены на эксплуатирующую организацию только с момента приема-передачи объектов эксплуатирующей организацией данных объектов путем подписания акта приема-передачи. До настоящего времени такой акт не подписан. Объекты КГУП «Хабаровские авиалинии» у застройщика-заказчика не приняты. Акт №1 от ноября 2012 г приемки законченного строительства объектов приемочной комиссией, не может являться правовым основанием для выдвигаемого искового требования, так как акт не подписан ответственными лицами и не является актом приемки-передачи, в нем не указанно из какого материала выполнено ограждение, установлены ли аншлаги, Т-образные насадки, колючая проволока, не указано, что часть ограждения временная, без Т-образных насадок, без аншлагов, состоит из деревянных столбов, что в ограждении существуют временные технологические проезды и т.п. По своей сути указанный акт содержит отчет об использовании выделенных на строительство средств.

 Выслушав помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, представителя КГУП «Хабаровские авиалинии», изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

 Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 48, ч. 4, ст. 84 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

 Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.

 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

 Так, согласно п. 1 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России 28.11.2005 г № 142, установленные требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

 Согласно п. 23 указанных авиационных правил, территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров.

 В ходе судебного следствия установлено и не оспаривается ответчиком, что эксплуатирующей организацией объекта аэропорт Николаевск на Амуре Хабаровского края является КГУП «Хабаровские авиалинии».

 Согласно Уставу КГУП «Хабаровские авиалинии» предприятие является юридическим лицом (п.1.7). Место нахождения предприятия: Россия, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт (п. 1.10).

 Согласно разделу 2 Устава, предприятие создано в целях решения задач по устойчивому обеспечен6ию населения и предприятий городов и районов края авиационными услугами. К видам деятельности предприятия относятся, в том числе, обеспечение авиационной безопасности – комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов (пп. «н» п.2), что согласуется с требованиями вышеуказанных ФАП.

 Из Акта №1 комплексного обследования территории аэродрома Николаевск на Амуре от 14.11.2013 г следует, что с восточной и юго-восточной стороны аэродрома ограждение периметра аэродрома на протяжении 600 м не соответствует требованиям авиационной безопасности - так начиная от южных ворот от 170 метра до 185 метра колючая проволока на ограждении отсутствует, с 325-365 метра, с 380-425 метра, с 475- 945 метра (до восточных ворот), с 1180-1290 метра, 1315-1325 ограждение из колючей проволоки в пролетах располагается между столбов, с колючей проволокой имеющей большое провисание, на некоторых участках колючая проволока отсутствует. На участках с 2360-2385, с 4350-4480, с 4490-4770 (недалеко от северных ворот), 4880-4955 метра ограждение из колючей проволоки в пролетах располагается между столбами, с колючей проволокой имеющей большое провисание, на некоторых участках колючая проволока отсутствует. Информационные аншлаги имеются не на всем протяжении ограждении периметра аэродрома. На территории аэродрома имеются технологичесие ворота. Восточные технологические ворота представляют собой шлагбаум, закрывающийся на замок, не охраняемый. Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации не контролируется САБ.

 Таким образом, установлено, что эксплуатант аэропорта Николаевск на Амуре КГУП «Хабаровские авиалинии», обязанный в соответствии с ФАП и собственным Уставом обеспечивать авиационную безопасность на эксплуатируемом объекте, допустил нарушение п. 23 вышеуказанных правил авиационной безопасности, о чем свидетельствуют отсутствие сплошного ограждения по всему периметру аэропорта и предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемую зону.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворить.

 Обязать КГУП «Хабаровские авиалинии» восстановить целостность ограждения периметра аэропорта Николаевск-на-Амуре и установить по всему периметру ограждения предупредительные аншлаги в срок 3 месяца после вступления решения суда в законную силу.

 Взыскать с КГУП «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 руб.

 Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2013 г.

 Председательствующий судья Л.В. Рогаченко

 <данные изъяты>