ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1321/2022 от 07.10.2022 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

№ 2-1321/2022

УИД: 42RS0016-01-2022-002069-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 07 октября 2022 года

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Поповой Е.В.,

при секретаре Джунь С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47» (далее – МБОУ «СОШ №47»), администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, в ходе которой в деятельности в МБОУ «СОШ №47» выявлены нарушения. Специалистами ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза» проведено обследование и оценка технического состояния здания МБОУ «СОШ №47» (начальная школа) по адресу: <адрес>. Согласно выводам заключений, указанные здания МБОУ «СОШ №47» по совокупности выявленных повреждений оценены как ограниченно работоспособные. При этом отмостка здания школы по адресу: <адрес> имеет недопустимое состояние, то есть состояние, при котором существует опасность для пребывания людей и состояние сохранности оборудования. Относительно второго здания школы по адресу: <адрес> согласно заключению, категория состояния грунта основания и отмостки также недопустимое значение. То есть с 19.11.2011, даты технического обследования МБОУ «СОШ №47» по настоящее время создана существенная угроза жизни и здоровью обучающихся и работников данной образовательной организации. В силу положений пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ для устранения указанных дефектов необходимо восстанавливать работоспособность несущих конструкций МБОУ «СОШ №47» путем проведения капитального ремонта. Согласно ответа ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза», указанный в заключении перечень рекомендаций подразумевает немедленное их исполнение, так как процессы, влияющие на состояние конструкций объекта не прекращаются после проведения обследования. Для исключения опасности для находящихся внутри здания людей необходимо выполнить рекомендации по ремонту здания. Однако, довод о том, что для проведения капитального ремонта МБОУ «СОШ №47» в настоящее время отсутствуют финансовые возможности, не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по проведению капитального ремонта и надлежащего обеспечения безопасности детей, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации с их финансовыми возможностями.

Кроме того, Управлением надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района в здании МБОУ «СОШ №47» (начальная школа) по адресу: <адрес> выявлена и направлена в прокуратуру Куйбышевского района г. Новокузнецка информация о нарушениях требований пожарной безопасности: не проведена замена технических средств (АУПС и СОУЭ) обеспечения пожарной безопасности по истечении срока службы (ч.3 ст. 4; п.1 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 №123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.6.3; п. 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; п. 6.7.1, п.6.7.3, п. 6.7.4 ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность») акты о приемке в эксплуатацию АПС и СОУЭ от 02.07.2007 и 23.12.2005.

Кроме того, при входе в образовательное учреждение отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно – точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления. Администрация г.Новокузнецка, являющаяся учредителем МБОУ «СОШ №47», и осуществляющая бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения при формировании расходов муниципального бюджета на образование, обязана обеспечить финансирование работ по устранению выявленных нарушений.

На основании изложенного, просит обязать МБОУ «СОШ №47» совершить следующие действия:

- разработать проектно – сметные документации на капитальный ремонт зданий, расположенных по адресам: <адрес>

- в соответствии с проектно – сметными документациями выполнить капитальный ремонт, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в зданиях МБОУ «СОШ №47» или организовать образовательный процесс в иных зданиях, соответствующих установленными санитарно – эпидемиологическими и иным требованиям и нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье детей, работников организации;

- оборудовать вход в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- обеспечить здания образовательной организации исправной автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

- установить МБОУ «СОШ №47» срок до 01.08.2024, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

- возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБОУ «СОШ 47» вышеуказанных требований, установив срок до 01.05.2023, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Миронова А.Н. исковые требования поддержала, уточнила их в части возложения на МБОУ «СОШ №47» обязанности оборудовать вход в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, исключив из указанных требований план здания, поскольку данные сведения не являются общедоступными, а также просила установить срок для исполнения ответчиком МБОУ «СОШ №47» до 01.09.2024 вместо 01.08.2024, в остальной части требования оставила без изменений.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №47» - директор Новоселов Д.В., действующий на основании приказа (т. 1 л.д.183) не возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что действительно имеются нарушения, выявленные в ходе проверки.

Представитель ответчика администрации г. Новокузнецка – Богрецова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований, полагала, что администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком, и обязанности по устранению нарушений должны быть возложены на Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, поскольку именно Комитет является учредителем образовательных организаций г. Новокузнецка, в том числе, МБОУ «СОШ № 47», является распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных образовательных учреждений и непосредственно осуществляет их финансирование в пределах выделенных для этого ассигнований. Представила отзыв на исковое заявление (т.1 л.д. 201-203).

Представитель третьего лица Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка - Богрецова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично. Считала, что требования прокурора в части устранения в помещениях зданий МБОУ «СОШ №47» нарушений законодательства по пожарной безопасности являются законными, обоснованными. В части возложения обязанностей проведения капитального ремонта здания, а также восстановления полной работоспособности здания в срок до 01.05.2023 возражала, поскольку заявленный прокурором срок исполнения требований является нереальным для исполнения, разрешение вопроса о финансировании, выполнении проектно-сметной документации, а затем капитального ремонта потребует значительно больший срок. В настоящее время отсутствуют финансовые возможности для осуществления капитального ремонта, поскольку средства из бюджета на эти цели не выделялись, в планы на капитальный ремонт указанная школа не включалась. Представила отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д.204-205).

Представитель третьего лица Муниципального автономного учреждения «Ремонтно – эксплуатационное управление» (далее – МАУ «РЭУ») - Александрова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, пояснила, что выявленные строительно-технические дефекты в зданиях МБОУ «СОШ №47» могут быть устранены в рамках текущего ремонта, в связи с чем, отсутствует необходимость проведения капитального ремонта зданий школы.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 г. основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 образовательная организация обязана, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

Таким образом, одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию территории образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Из п. 3 «СП 13-102-2003 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятых Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153 следует, что категория технического состояния - степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.

В соответствии со ст. 16 ч. 1 п. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что МБОУ «СОШ №47» осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и взрослых. Свою образовательную деятельность МБОУ «СОШ № 47» осуществляет по адресам: г. <адрес>, что подтверждается лицензии от 13.11.2015, выданной бессрочно Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, Уставом (т.1 л.д.129-151, 211-212).

На основании приказа КУМИ г. Новокузнецка от 27.01.2010 отдельно стоящее нежилое здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МБОУ «СОШ №47». Право оперативного управления на указанное здание, общей площадью 3 020,1 кв.м., зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП (т.1 л.д. 157, 246-248).

На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого Администрацией г. Новокузнецка, отдельно стоящее нежилое здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МБОУ «СОШ №47». Право оперативного управления на указанное здание, общей площадью 2173,6 кв.м., зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП (т.1 л.д. 158, л.д. 249-251).

В судебном заседании установлено и не оспорено, что Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка была проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц, в ходе которой установлено, что зданиям МБОУ «СОШ №47», в которых расположена данная образовательная организация, требуется проведение капитального ремонта.

Так, согласно заключению ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза» по результатам обследования технического состояния здания МБОУ «СОШ » (средняя школа), расположенного по адресу: <адрес>, в период с 15-19 ноября 2021, по совокупности выявленных повреждений его состояние оценено как ограниченно работоспособное. В качестве повреждений (дефектов) здания специалистом указаны следующие: отмостка как конструктивный элемент отсутствует на большей части периметра здания, на фасаде А/1-11 заменена асфальтобетонным покрытием, в остальных местах отсутствует вовсе; помещение подвала находится в затопленном состоянии, глубина воды до 170 мм; разрушение декоративных покрытий по всему фасаду; сильное замачивание, разрушение отделочных покрытий, биологическое поражение кладки цоколя стоками кровли, конструктивная защита цоколя отсутствует; разрушение кладки на фасаде А-И/16 в месте сброса стоков кровли; разрушение отделочных покрытий и кладки парапетов А-И/12-16 из-за замачивания кладки при некачественном примыкании рулонной кровли к стенкам парапетов; на сопряжении основного здания и перехода по В-Г/11 отсутствует деформационный шов; на сопряжении разновысоких частей здания А/15 и И/15 трещины из-за некачественной пространственной жесткости конструкций и неравномерных осадок; сильное локальное разрушение цокольного участка наружной стены И-К/1 с вывалом камней; трещины в стенах в районе лестничной клетки В-Г/1-2, расположение в углах, направление – вертикальное и горизонтальное, раскрытие до 1,5 мм; трещины кладки частично заложенных проемов в спортивном зале; сброс стоков кровли происходит в непосредственной близости от здания, из-за отсутствия конструктивной защиты цоколя происходит замачивание стен фундамента и грунта основания, биологическое поражение, разрушение цокольного яруса стен; при неорганизованном водоотводе ширина карнизного свеса менее 600 мм; на кровле отсутствуют ограждения о снегоудерживающие устройства; подшивка карнизного свеса вальмовой кровли выполнена дощатой со штукатуркой по дранке, около 30 % по длине разрушено; коньковые элементы установлены некачественно, через них на чердачное перекрытие проникают осадки; следы ремонта покрытия кровли; во вскрытии балки перекрытия подвала арматура имеет сплошную поверхностную коррозию; при каскадном водоотводе (А-И/15) отсутствует усиление кровельного ковра либо организованный водоотвод, стоки попадают на стены; следы протечек кровли на перекрытии А-И/16; система вентиляции не функционирует сплошная металлическая коррозия металлических эвакуационных лестниц; вздутие специального покрытия пола в спортивном зале; износ покрытий пола в холодных местах; сильный износ деревянных оконных блоков, рассыхание, коробление створок, неплотный притвор, составное остекление, разрушение защитных покрытий, биологическое поражение деревянных конструкций; монтаж оконных блоков не соответствует установленным требованиям ГОСТ, полиуретановая пена не защищена от атмосферных воздействий, гидроизоляция шва отсутствует; сильный износ внутренних деревянных блоков; износ, просадки и следы ямочного ремонта асфальто-бетонного покрытия прилегающей территории со стороны главного входа; состояние прилегающей территолрии не позволяет своевременно отводить осадки от здания. Состояние основных конструкций здания оценено специалистом следующим образом: грунт основания, отмостка – недопустимое; фундаменты, стеновое ограждение, кровля, инженерные системы, полы и лестницы, оконные и дверные проемы, благоустройство и крыльца – ограниченно работоспособное, перекрытие - работоспособное. Для дальнейшей эксплуатации здания МБОУ «СОШ №47» (средняя школа), расположенного по адресу: <адрес>, экспертом даны рекомендации по ремонту здания, а именно: заменить существующие покрытие территории на конструкции отмостки, при устройстве отмостки восстановить вертикальную гидроизоляцию фундамента на высоту не менее 2 м; смонтировать наружный кольцевой дренаж, провести инженерно-гидрогеологические изыскания, на основании их результатов принять конструкцию дренажа; независимо от устройства утепленного фасада провести восстановительный ремонт существующего фасада, удалить всю штукатурку, ослабленные участки кладки, оштукатурить весь фасад по металлической сетке раствором с гидрофобными добавками, при глубине разрушения кладки более 20 мм применять местное армирование, при глубине более 40 мм менять камни, на цоколе установить конструктивную защиту от замачивания – облицовка или окраска особо стойкими составами; установить деформационный шов на сопряжение перехода и основного здания; усилить место сопряжения установкой горизонтальных арматурных стержней в штрабу в кладке с последующим замоноличиванием; заменить участок кладки стены И-К/1 полностью, предусмотреть временно раскрепление; удалить отделочные покрытия изнутри и снаружи, оштукатурить по сетке; установить систему организационного водоотвода, на теневой стороне предусмотреть электроподогрев лотков и труб, стоки направить в ливневую канализацию, либо по лоткам на безопасное от здания расстояние; установить ограждение и снегоудерживающие устройства на кровле; заменить подшивку карнизного свеса на полимерные изделия или металлоконструкции со штукатуркой по сетке; провести ревизию коньковых элементов, исключить попадание осадков в помещение чердака; разрушенные листы покрытия заменить; исключить замачивание конструкций подвала, вести наблюдение за состоянием перекрытия, после устройства дренажа исключить постоянное нахождение персонала в подвале; заменить существующий рулонный кровельный ковер полностью; заменить все инженерные сети с применением современных энергоэффективных решений; провести антикоррозионную обработку металлоконструкций эвакуационных лестниц; заменить специальное покрытие пола в спортивном зале с соблюдением технологических карт производителя покрытия; заменить деревянные оконные блоки изделиями из профиля ПВХ со стеклопакетами; обеспечить выполнение требований ГОСТ на всех оконных проемах объекта; заменить изношенные дверные блоки, конструкцию блоков принимать исходя из назначения помещения; обеспечить вертикальной планировкой беспрепятственный водоотвод от здания в места сбора стоков, при необходимости провести инженерно-геодезические изыскания прилагающей территории; для приведения сопротивления теплопередаче наружной ограждающей конструкции к нормативному значению смонтировать утепленные фасад (т.1 л.д. 16-73).

Согласно заключению ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза» , по результатам обследования технического состояния здания МБОУ «СОШ №47» (начальная школа), расположенного по адресу: <адрес>, в период с 15-19 ноября 2021, по совокупности выявленных повреждений его состояние оценено как ограниченно работоспособное. В качестве повреждений (дефектов) здания специалистом указаны следующие: отмостка как конструктивный элемент отсутствует на большей части периметра здания, на фасаде А-К/1 заменена асфальтобетонным покрытием, на фасаде А/1-18 и А-К/18 выполнена заливка бетоном, в остальных местах отсутствует вовсе, в месте примыкания к стенам герметизация отсутствует, биологическое поражение, просадки, трещины бетона; в шурфе вывал камней фундамента из-за разрушения раствора кладки; в местах сопряжения частей здания, построенных в разное время, отсутствуют деформационные швы, трещины по шву сопряжения стен по А/14, Г/18, В/1; горизонтальные трещины на фасаде А/3-14 между верхом оконного проема и карнизом, наиболее вероятная причина – негативное воздействие стропильной системы кровли; на фасаде Д-И/18 трещины кладки под оконными проемами, направление – горизонтальное, раскрытие до 2,5 мм, причина трещинообразования – просадки фундамента наружной стены на фоне замачивания грунта основания осадками с поверхности; сильное замачивание, разрушение отделочных покрытий, биологическое поражение кладки цоколя стоками кровли, конструктивная защита цоколя отсутствует; локальные разрушения штукатурного слоя до 30 % по площади фасада, замачивание кладки, лещадное разрушение камней в месте отсутствия защитного покрытия; разрушение отделочных покрытий на наружных стенах 1 этажа в уровне планировочной отметки из-за отсутствия конструктивной защиты от замачивания, наличие трубопроводов отопления по низу наружных стен сдерживает процесс щелочной коррозии цементного камня раствора кладки; разрушение отделочных покрытий на наружных стенах 1 этажа в уровне планировочной отметки из-за отсутствия конструктивной защиты от замачивания, наличие трубопроводов отопления по низу наружных стен сдерживает процесс щелочной коррозии цементного камня раствора кладки; на стене спортивного зала А-В/18 после покраски летом 2021 точечные высолы с выносом солей Ca и Mg, разрушение лакокрасочных покрытий – проявление замачивания с наружной стороны; в части здания Г-К/14-18 замачивание наружных стен 1 этажа в уровне планировочной отметки в радиаторных нишах капиллярной влагой и осадками и замачивание верхнего яруса стен 2 этажа стоками кровли, также стен 2 этажа по В1/11, К/1 и К/6; сброс стоков кровли происходит в непосредственной близости от здания, из-за отсутствия конструктивной защиты цоколя происходит замачивание стен фундамента и грунта основания, биологическое поражение, разрушение цокольного яруса стен; при неорганизованном водоотводе ширина карнизного свеса менее 600 мм, на кровле отсутствуют ограждения и снегоудерживающие устройства; в местах разрушения покрытия кровли замачивание и разрушение кладки карниза; коньковые элементы установлены некачественно, через них на чердачное перекрытие проникают осадки; на чердачном перекрытии много мусора после ремонта кровли; трещины на рустах плит перекрытия 1 и 2 этажей; следы протечек кровли 2 этажа; внутри детского образовательного учреждения (в районе Ж/16) расположен действующий колодец хозфекальной канализации, обслуживающий прилегающие жилые дома; металлические трубопроводы и арматура сетей тепло – и водоснабжения имеют очаговую поверхностную коррозию; стояки канализации не выведены за покрытие кровли, испарениями в зимний период замачиваются деревянные стропильные конструкции; система вентиляции не функционирует, из-за отсутствия вентиляции и повышенной влажности грунта основания в зимний период в помещениях школы повышенная влажность; сильный износ ступеней лестницы И-К/14-16; разная высота ступеней на путях эвакуации; износ покрытий пола в ходовых местах; дверной блок запасного выхода К/4 не утеплен, промерзание стен в районе выхода; монтаж оконных блоков из профиля ПВХ не соответствует требованиям ГОСТ, полиуретановая пена не защищена от атмосферных воздействий, гидроизоляция шва отсутствует; состояние прилегающей территории не позволяет своевременно отводить осадки от здания, особенно в районе В-К/6-В-14-В1К/14. Состояние основных конструкций здания оценено специалистом следующим образом: отмостка – недопустимое; грунт основания, фундаменты, стеновое ограждение, кровля, инженерные системы, полы и лестницы, благоустройство и крыльца – ограниченно работоспособное; перекрытие, оконные и дверные проемы – работоспособное. Для дальнейшей эксплуатации здания МБОУ «СОШ №47» (начальная школа), расположенного по адресу: <адрес>, экспертом даны рекомендации по ремонту здания, а именно: заменить существующие покрытие территории на конструкции отмостки; при устройстве отмостки восстановить вертикальную гидроизоляцию фундамента на высоту не менее 2 м; установить деформационные швы на места сопряжения разных частей здания; провести ревизию узлов стропильной системы, ослабленные узлы и узлы со следами сдвигов усилить дополнительным креплением для избегания передачи горизонтального распора на кладку парапета; при замене отмостки и устройстве вертикальной гидроизоляции усилить простенки путем установки арматурных стержней в вертикальную штрабу в кладке с последующим замоноличиванием; провести восстановительный ремонт существующего фасада; после ремонта фасада и устройства вертикальной гидроизоляции провести ремонт наружных стен изнутри – на участках с высолами и следами замачивания; трещины на 1 этаже (Г/3-4) и на 2 этаже (Ж-И/17) очистить, расшить, заполнить цеметно- песчаной пастой, усилить арматурной сеткой; установить систему организационного водоотвода, на теневой стороне предусмотреть электроподогрев лотков и труб, стоки направить в ливневую канализацию, либо по лоткам на безопасное от здания расстояние; установить на кровле ограждение и снегоудерживающие устройства, разрушенные листы покрытия заменить; провести ревизию коньковых элементов, исключить попадание осадков в помещение чердака; удалить мусор с чердачного перекрытия; провести ремонт отделочных покрытий перекрытий в районе В/6 и В1/14, исключить протечки кровли, при устройстве организованного водоотвода провести ревизию состояния ендов покрытия, при необходимости ендовы перемонтировать; вынести транзитную трассу хозфекальной канализации за переметр школы; заменить все инженерные сети с применением современных энергоэффективных решений; обеспечить облицовкой единую высоту ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, регулярно менять изношенные покрытия пола, применять износостойкие покрытия; дверной блок К/4 перемонтировать с обеспечением необходимой степени теплоизоляции; обеспечить выполнение требований ГОСТ на всех оконных проемах объекта; обеспечить вертикальной планировкой беспрепятственный водоотвод от здания в места сброса стоков, при необходимости провести инженерно – геодезические изыскания прилегающей территории; для приведения сопротивления теплопередаче наружной ограждающей конструкции к нормативному значению смонтировать утепленный фасад (т.1 л.д. 74-128).

15.04.2022 комиссией в составе директора МБОУ «СОШ №47» Новоселова Д.В., завхоза ФИО6, инженера ОЭНФ МАУ РЭУ ФИО7 произведено обследование технического состояния здания (помещения) школы, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что фундамент здания, мягкая чердачная, деревянные и бетонные полы, вентиляция, деревянные и металлические блоки, деревянные оконные блоки, внутренние и наружные лестницы, благоустройство территории и крыльца имеют ограниченно – работоспособное состояние; у наружных стен нарушена целостность кирпичной кладки; имеются трещины по штукатурному слою; внутренние стены и перегородки, перекрытия, кровля, парапеты, решетки ограждения, наружные и внутренние двери находятся в удовлетворительном состоянии; отмостка имеет трещины, просадку или полное отсутствие, ее состояние является недопустимым; нарушена целостность отделочных слоев фасада и архитектурной отделки. Также комиссией в этот же день проведено обследование другого здания (помещения) школы, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что фундамент здания, наружные стены, кровля, деревянные и бетонные полы, вентиляция, наружные и внутренние лестницы, благоустройство территории имеют ограниченно – работоспособное состояние; оконные блоки, внутренние стены и перегородки, наружные и внутренние двери, ограда находятся в удовлетворительном состоянии; отмостка имеет трещины, просадку или полное отсутствие, ее состояние является недопустимым; нарушена целостность отделочных слоев фасада и архитектурной отделки. В качестве работ, необходимых для устранения выявленных дефектов комиссией указаны: ремонт фасада зданий, с утеплением; устройство отмостки по периметру двух зданий, с благоустроим территории; капитальный ремонт кровли зданий с утеплением перекрытия по проекту; замена полового покрытия в двух зданиях; ремонт и замена крылец с устройством пандуса в основном здании; устройство спортплощадок по проекту; монтаж новой системы АПС и слаботочных систем по проекту в двух зданиях; устройство приточно-вытяжной вентиляции по проекту; замена внутренних и наружных инженерных систем (отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжения); замена дверных блоков в двух зданиях, замена деревянных оконных блоков и частично ПВХ в двух зданиях; внутренняя отделка всех помещений в двух зданиях. В результате визуального осмотра зданий комиссия пришла к заключению, что необходимо разработать проектную документацию на их ремонт, выполнить их ремонт по проекту, учитывая рекомендации по обследованию, что подтверждается актом технического осмотра зданий (т.1 л.д. 155-156).

Из сообщений генерального директора ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза» прокурору Куйбышевского района г.Новокузнецка от 08.07.2022 следует, что гарантировать безопасность в зданиях МБОУ «СОШ », расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, невозможно. Оценка конструкций на момент проведения обследования (15-19 ноября 2021) приведена в заключениях . Указанный в заключениях перечень рекомендаций подразумевает немедленное их исполнение, так как процессы, влияющие на состояние конструкций объектов, не прекращаются после проведения обследования, чем больше отдаляется начало выполнения рекомендаций, тем больше требуется их корректировка в соответствии с изменением состояния конструкций объекта. Опасность внезапного разрушения конструкций в момент проведения обследования отсутствовала. Для исключения опасности для находящихся внутри зданий людей необходимо выполнить рекомендации по их ремонту (т. 1 л.д.162, 163).

В пояснительной записке от 12.08.2022 и.о. директора МБОУ «СОШ №47» ФИО8 сообщает Прокурору Куйбышевского района г.Новокузнецка, что после проведения обследования технического состояния зданий МБОУ «СОШ №47», расположенных по адресам: <адрес>, в декабре 2021 полученные документы были переданы в МАУ «РЭУ» для дальнейшего определения объема работ и сумм финансовых средств, весной 2022 совместно с МАУ «РЭУ» проведено обследование обоих зданий для определения перечня необходимых работ и составления акта, который был передан учредителю КОиН Администрации г. Новокузнецка. В июле 2022 были выделены денежные средства на ремонт фасада здания по <адрес>, ведутся работы по оштукатуриванию и покраске фасада (т.1 л.д. 161).

Согласно п. 1.2, 1.3 Устава МБОУ «СОШ №47» учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка (т.1 л.д. 130).

Вместе с тем, согласно п. 1.1 Положения о комитете образования и науки Администрации г. Новокузнецка, утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 N 6/103 Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка (далее - Комитет) является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет бюджета Новокузнецкого городского округа в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п. 1.5). (т.1 л.д. 206-207).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Устава г. Новокузнецка в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3).

Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом, бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч. 2).

Таким образом, администрация г. Новокузнецка, является учредителем МБОУ «СОШ № 47» и осуществляет бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения при формировании расходов муниципального бюджета на образование, поэтому обязана обеспечить финансирование работ по проведению капитального ремонта здания МБОУ «СОШ №47» в целях надлежащего обеспечения безопасности детей и работников данной образовательной организации.

Однако, как установлено судом, МБОУ «СОШ №47» при эксплуатации зданий, в которых оно расположено, и администрацией г. Новокузнецка, как исполнительно-распорядительным органом, не исполняются требования законодательства по организации выполнения проектно-сметной документации капитального ремонта, проведению капитального ремонта зданий и его финансированию до настоящего времени, что подтверждается представленными суду документами.

Доказательств иного суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Кроме того, данные факты ответчики в судебном заседании признали и подтвердили, пояснили, что был произведен только ремонт фасадов зданий школы, выполнены работы по оштукатуриванию и покраске фасада.

Доводы представителя ответчика администрации г.Новокузнецка Богрецовой Е.А., представителя третьего лица МАУ «РЭУ» Александровой А.Н. об отсутствии необходимости выполнения капитального ремонта зданий МБОУ «СОШ № 47», суд отклоняет как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно п 14.3. ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Исходя из видов и объема работ, необходимых для устранения выявленных дефектов и повреждений в зданиях школы, и указанных как в заключениях ООО «Южно-Уральский Центр Промстройэкспертиза», так и в акте технического осмотра зданий, суд полагает, что данные работы относятся к капитальному ремонту, поскольку в зданиях школы требуется замена и восстановление строительных конструкций: фундамента, отмостки, кровли, полов и лестниц, оконных блоков, инженерных систем, благоустройство территории и крылец.

Доказательств иного суду ответчиком и третьим лицом в порядке ст.56 ГПК РФ представлено не было.

Кроме того, в ходе проверки также установлено, что в зданиях школы не произведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности по истечении срока службы.

Так, из ответа начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района ФИО13. от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка следует, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности в зданиях МБОУ «СОШ №47», расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: не произведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности (АУПС и СОУКЭ) по истечении срока службы – акты приемки в эксплуатацию АПС и СОУЭ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 14-15).

Из акта приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации следует, что ДД.ММ.ГГГГ на объекте МОУ «Средняя общеобразовательная школа №54» по адресу: <адрес>, принята в эксплуатацию смонтированная система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре 3-го типа (т.1 л.д. 152).

Согласно акту приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации , ДД.ММ.ГГГГ на объекте МОУ «Лицей №47» по адресу: <адрес>, принята в эксплуатацию смонтированная система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре 3-го типа (т.1 л.д. 154).

Из акта приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации следует, что ДД.ММ.ГГГГ на объекте МБОУ «Лицей №47» по адресу: <адрес>, принята в эксплуатацию смонтированная система АУПС и СОУЭ (т.1 л.д. 153).

В соответствии со ст. 34,37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности

Согласно п.п. 6.6.3, 6.6.4 «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 791-ст), по истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией.

Технические средства СПС рекомендуется заменять по истечении следующих сроков:

- ИП - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

- приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) - 10 лет;

- аккумуляторные свинцовые батареи - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет, а также при снижении фактической емкости до менее чем 80% от номинальной;

- неперезаряжаемые литиевые батареи - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

- вспомогательные технические средства пожарной автоматики - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

- кабельная продукция - в соответствии с технической документацией.

В соответствии с п.п. 6.7.3, 6.7.4 «ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 792-ст), по истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией. При замене одних технических средств на иные должна быть обеспечена информационная и электротехническая совместимость технических средств в СОУЭ.

Для технических средств СОУЭ устанавливают следующие сроки периодичности плановой замены:

- световые, звуковые и речевые пожарные оповещатели - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- приборы и их компоненты, источники бесперебойного электропитания - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- элементы питания - в соответствии с рекомендациями производителей, но не более 10 лет;

- вспомогательные технические средства пожарной автоматики - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- другие элементы и составные части системы - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.

Вместе с тем, доказательств того, что в зданиях МБОУ «СОШ №47» произведена замена технических средств обеспечения пожарной безопасности по истечении срока службы в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.

На основании изложенного суд считает, что требования истца в части возложения на МБОУ «СОШ №47» обязанности обеспечить здания образовательного учреждения исправной автоматической сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией – подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пп. «а» п.4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В нарушение указанного требования законодательства, в МБОУ «СОШ №47» вход в здание образовательного учреждения не оборудован вывеской с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что также не оспаривалось директором образовательного учреждения в судебном заседании.

Таким образом, суд считает необходимым обязать МБОУ «СОШ №47» оборудовать вход в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Суд не может согласиться с доводами представителя администрации г. Новокузнецка о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу на основании следующего.

Согласно п. п. 2.2. Порядка исполнения бюджета Новокузнецкого городского округа по расходам и учету бюджетных обязательств, утвержденному Постановлением администрации г. Новокузнецка от 10.04.2004 г. № 54 «О реализации норм Бюджетного кодекса РФ» заключение и оплата получателем средств местного бюджета муниципальных контрактов (договоров), подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, производится от имени муниципального образования в пределах доведенных получателю средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Исходя из п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

Согласно ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 13); организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (п. 13.1); финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта (п. 13.2).

Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.06.2020 N 377 (ред. от 03.06.2022) утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса.

Согласно п. 7 указанных Правил предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств областного бюджета и муниципальным образованием Кемеровской области - Кузбасса о предоставлении субсидии из областного бюджета.

МБОУ «СОШ №47» является муниципальным бюджетным учреждением, соответственно, на администрации г. Новокузнецка как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений. Администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского образования по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре администрации города такого отраслевого органа как Комитет образования и науки администрации со статусом юридического лица, не исключает обязанность администрации города по исполнению возложенных на нее законом обязанностей, в том числе, по принятию мер, связанных с обеспечением безопасности условий обучения, а именно, осуществления финансирования мероприятий по проведению капитального ремонта в зданиях общеобразовательного учреждения в целях устранения угрозы жизни и здоровью обучающихся в школе детей, сотрудников учреждения, иных лиц, а также финансирования необходимых для этого проектно-сметных работ.

Учитывая изложенное, суд считает достоверно установленным то обстоятельство, что Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, хотя и является распорядителем денежных средств в отношении подконтрольных ему образовательных учреждений, самостоятельных средств не имеет, поскольку указанные средства выделяются ему из бюджета соответствующего муниципального образования.

Таким образом, доводы представителя ответчика - администрации г. Новокузнецка, о том, что администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по делу, опровергается материалами дела, а обязанность по финансированию мероприятий в целях создания безопасных условий пребывания детей и работников в школе должна быть возложена на администрацию г. Новокузнецка, как на исполнительный орган местного самоуправления, в обязанности которого входит исполнение вопросов местного значения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что здание учреждения ответчиком МБОУ «СОШ №47» до настоящего времени эксплуатируется, соответственно, до настоящего времени нарушаются требования законодательства по обеспечению безопасности в отношении неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а значит, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При установлении в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срока, в течение которого решение по настоящему делу должно быть исполнено, суд должен учесть возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств»).

С учетом мнения сторон, суд считает, что срок для исполнения решения суда МБОУ «СОШ №47», предложенный прокурором (до 01.09.2024), является разумным, реальным и достаточным для исполнения решения суда по настоящему делу, учитывая необходимость разработки проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания школы, необходимость проведения инженерных изысканий, проведения экспертизы, проведения конкурса подрядчиков по разработке проектно-сметной документации, по осуществлению капитального ремонта, а также с учетом характера нарушений требований пожарной безопасности и обязанности по оборудованию входов в здания школы указанной выше вывеской, которые следует устранить.

При этом администрации г.Новокузнецка для обеспечения финансирования данных мероприятий суд устанавливает срок – до 01.05.2023.

Данные сроки, по мнению суда, являются разумными, реальными и достаточными для исполнения судебного решения. Указанные сроки будут соответствовать балансу интересов лиц, участвующих в деле. Кроме того, при наличии необходимых оснований, возможно продление установленных судом сроков в порядке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» () обязанность выполнить следующие действия:

- разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>;

- в соответствии с проектно-сметной документацией выполнить капитальный ремонт зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: <адрес>; создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации или организовать образовательный процесс в иных зданиях, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье детей, работников организации;

- оборудовать вход в здание образовательного учреждения вывеской с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- обеспечить здания образовательного учреждения, расположенные по адресам: <адрес>, исправной автоматической сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией.

Установить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47» () срок до 01.09.2024 года, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

Возложить на Администрацию г. Новокузнецка (ИНН ) обязанность по финансированию исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» вышеуказанных мероприятий. Установить Администрации г. Новокузнецка срок до 01.05.2023 года, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.2022.

Председательствующий Е.В. Попова