Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи: Квашниной Е.Ю., при секретаре: Бедрик М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика администрации ЗГО ФИО1, представителя третьего лица ФИО2 -ФИО4, гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения в части, признании нуждающимся в предоставлении субсидии, у с т а н о в и л : ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным подпункт 2 пункта 2 распоряжения Главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его семьи нуждающейся в жилом помещении по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; признать его семью нуждающейся в предоставлении субсидии по дате первоначального обращения, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5). В обоснование заявленных требований сослался на то, что распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ его семье было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в п. 2 и п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п.п.2 и п.п.3 п. 24 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме). С распоряжением истец не согласен, полагает, что намеренного ухудшения жилищных условий они не совершали, так как зарегистрировались по месту фактического проживания, поскольку с родителями его семья не проживала. Наличие у его жены ФИО2 на праве собственности 1/3 доли в квартире по месту жительства её родителей не может являться основанием для отказа в признании их семьи нуждающимися в жилом помещении, поскольку их семья проживает отдельно, своего жилья они не имеют. Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, на иске настаивает (л.д.70). Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21), с иском не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.22-24), из которого следует, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, поскольку представленными документами подтверждается, что семья истца намеренно ухудшила жилищные условия для участия в программе. Ранее истец уже обращался с заявлением о постановке на учет, но ему было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и не предоставлением всех необходимых для постановки на учет документов. В настоящее время семья истца зарегистрирована по адресу: <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГФИО5 был зарегистрирован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире общей площадью 33,1 кв.м. по адресу: <адрес>, добровольно отказался от приватизации и права пользования указанным жилым помещением. Его жена ФИО2 вместе с дочерью была зарегистрирована в трехкомнатной квартире, общей площадью 62,4 кв.м., по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, их дочь в указанной квартире была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 имеет в собственности 1/3 долю в указанной выше квартире, но в ДД.ММ.ГГГГ. также снялась из квартиры с регистрационного учета. На одного человека приходилось более учетной нормы площади жилого помещения, утвержденной решением Собрания депутатов ЗГО от 06.05.2009г. № 22-ЗГО. Следовательно, семья истца была обеспечена жильем более учетной нормы на одного члена семьи, но совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий. Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, на иске настаивает (л.д.71). Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме. Суду пояснила, что ФИО2 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ и стали проживать в квартире родителей ФИО2 После этого они заключили договор найма квартиры по адресу: <адрес> Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец и его семья не ухудшали намеренно своих жилищных условий. Администрацией ЗГО не представлено доказательств того, что ФИО5 намеренно отказался от приватизации квартиры по адресу: <адрес>, кроме того, на момент приватизации указанной квартиры он не мог знать о программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». После регистрации брака ФИО5 не проживал со своей матерью, общего хозяйства с ней не вел, перестал быть членом её семьи, постоянно проживал с женой и ребенком. ФИО2 на момент приватизации квартиры по <адрес> была несовершеннолетней и не имела возможности отказаться от участия в приватизации. Представитель третьего лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.66-68). Как следует из представленного суду отзыва на исковое заявление, полномочия по признанию граждан нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, ведение их учета, а также признание их участниками подпрограммы, осуществляют органы местного самоуправления. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (государственный заказчик) подпрограммы, осуществляет текущее управление реализацией подпрограммы и несет ответственность за своевременную и качественную подготовку подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств бюджетов всех уровней, выделяемых на ее реализацию. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО5 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010г. утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.г.». Согласно п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с п. 7 указанных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 года № 250-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011 - 2015 годы», в рамках которой принята Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предусматривающая аналогичные условия для признания молодой семьи участником подпрограммы. Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 10.02.2011г. № 54-п утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий целевой программы «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015гг.» Согласно п. 21 подпрограммы, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные администрацией ЗГО нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Указанной подпрограммой утвержден порядок рассмотрения заявлений и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в субсидии: 1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления; 2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления, принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии (п. 20). Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении субсидии допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 22; 2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме; 3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения)(п. 24). В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения не достигли 35-летнего возраста, состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют на иждивении дочь ФИО2 Елизавету, ДД.ММ.ГГГГ рождения (копии паспортов, свидетельства о рождении, свидетельства о браке - л.д. 6-9). ДД.ММ.ГГГГФИО5 обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением (л.д. 25) о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что своего жилья не имеют, проживают на съемной квартире. Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 52) семье ФИО2 было отказано в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по основаниям, установленным п.2 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п.2 и п.п.3 п. 24 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме). В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-O-O по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по смыслу ст. 53 ЖК РФ должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение статьи ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Как следует из искового заявления и пояснений в судебном заседании представителя третьего лица ФИО2 ФИО4, ФИО2 после регистрации брака в ДД.ММ.ГГГГ стали проживать в квартире родителей ФИО2, впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ стали снимать квартиру по договору найма по <адрес> сначала делали в ней ремонт, затем в конце ДД.ММ.ГГГГ. заселились в неё, фактически после регистрации брака с родителями одной семьей не проживали, вели хозяйство своей семьей, но выписались с прежних мест жительства и зарегистрировались в жилой <адрес> только в ДД.ММ.ГГГГ. для того, чтобы родители не оплачивали за них жилищно-коммунальные услуги. Тот факт, что ФИО2 не допустили умышленного ухудшения жилищных условий с целью признания их нуждающимися в предоставлении субсидии, уже установлен вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ и повторному доказыванию не подлежит. Согласно отзыву ответчика на исковое заявление, пояснений представителя ответчика и материалам дела, истец ФИО5 был зарегистрирован в квартире общей площадью 33,1 кв.м. № в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано в собственность ФИО9 (копия договора – л.д. 40-41, копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.39). Супруга истца ФИО2 (до брака ФИО7) вместе с дочерью ФИО3 были зарегистрирована в <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м., в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33), свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.31), ФИО2 (до брака ФИО7) Д.И. является собственником 1/3 доли в праве собственности на указанную выше квартиру, то есть 20,8 кв.м общей площади жилого помещения (62,4кв.м/3). Судом установлено и не оспорено представителем ответчика, что принадлежащей на праве собственности общей площадью в <адрес>ФИО2 после регистрации брака с истцом фактически с ДД.ММ.ГГГГ г. не пользуется, вместе с тем, имеет право пользования указанной долей в праве собственности на жилое помещение. Со ДД.ММ.ГГГГ семья истца зарегистрирована по адресу: <адрес> в жилом доме, принадлежащем на праве собственности постороннему лицу ФИО10(справка о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ№ – л.д.38, копия договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ- л.д. 29-30), но в доме не проживает. Фактическим местом проживания семьи ФИО2 является <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27), актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-35). При этом, с владельцем указанной квартиры ФИО11 они совместно не проживают, общего хозяйства не ведут, членами его семьи не являются. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспорены. Из искового заявления, пояснений участников процесса также следует, что ранее, ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в администрацию ЗГО с заявлением о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме, ссылаясь на те же основания, что и при обращении с заявлением ДД.ММ.ГГГГ - своего жилья не имеют, проживают на съемной квартире. Ответчик распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ отказал им в удовлетворении заявления по установленным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п.20,23 подпрограммы, утвержденной постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, основаниям, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты (молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий; не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 21 подпрограммы). Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 12-14) ФИО5 отказано в удовлетворении исковых требований к администрации ЗГО об оспаривании п. 2 распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимися в предоставлении социальных выплат с целью участия в подпрограмме, восстановлении нарушенных прав путем признания нуждающимися в предоставлении субсидии. При этом судом было установлено, что истец ФИО5, его жена ФИО2 действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью признания их нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, не совершали. В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Фактическое место проживания и место регистрации по месту жительства истца и членов его семьи на момент рассмотрения данного спора не изменились. Суд считает, что выезд истцов из квартир по месту их предыдущей регистрации после свадьбы на другое постоянное место жительства был вызван объективными причинами, а именно, намерением жить самостоятельно своей семьей, независимо от родителей, и свидетельствует о реализации ими гарантированного Конституцией РФ субъективного права на свободу передвижения и выбор места жительства. Учитывая изложенные обстоятельства, отказ администрации ЗГО ФИО5 в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ в признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по основанию, что молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, является незаконным. Иных оснований отказа ФИО5 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое в части распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит (л.д. 52). Вместе с тем, из сопроводительного письма администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в адрес ФИО5 выписки из указанного распоряжения (л.д. 15,16), письменного отзыва ответчика на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24), пояснений представителя администрации ЗГО в судебном заседании следует, что основанием для отказа в удовлетворении заявления явилось также то, что на праве собственности у жены истца ФИО2 (до брака ФИО7) имеется 1/3 доля в праве собственности на квартиру по <адрес> общей площадью 62,4 кв.м, что составляет 20,8 кв.м. Суд полагает, что само по себе наличие у ФИО2 на праве собственности 1/3 доли в праве собственности на указанную квартиру не является в силу ст. 51 ЖК РФ основанием для отказа в признании семьи истца нуждающейся в предоставлении социальной выплаты. Из материалов дела и пояснений участников процесса судом достоверно установлено, что семья истца в составе: ФИО5, ФИО2, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ г. фактически проживает отдельно, истец и его дочь ФИО3 никакого жилого помещения либо доли в праве на него на праве собственности не имеют, ФИО5 членом семьи своей матери ФИО9 со дня регистрации брака, то есть с ДД.ММ.ГГГГ г. не является, общего хозяйства с ней не ведет, не имеет права пользования принадлежащей ей на праве собственности квартирой по адресу: <адрес> Доводы ответчика о том, что ФИО5 умышленно отказался от приватизации в ДД.ММ.ГГГГ г. указанной квартиры какими-либо доказательствами не подтверждены. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Семья ФИО5 обеспечена жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения (9 кв.м общей площади), установленной решением Собрания депутатов ЗГО от 06.05.2009 г. № 22-ЗГО, на каждого из них приходится 20,8/3=6,3 кв.м общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО2 Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает, что исковые требования ФИО5 подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования ФИО5, - удовлетворить. Признать незаконными подпункт 2 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», которым ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным по адресу: <адрес>, отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.2, п.3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, подпунктами 2 и 3 пункта 24 Подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Обязать Администрацию Златоустовского городского округа поставить семью ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья в рамках подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, его вынесший. Председательствующий Е.Ю. Квашнина Решение не вступило в законную силу. |