ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1322/13 от 02.12.2013 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1322/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 02 декабря 2013 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Кравченко Т.Н.,

при секретаре - Мещеряковой Е.В.,

с участием помощника Кавказского транспортного прокурора - Маштакова Р.В.,

представителя ответчика - Еременко И.В. по доверенности от 29 октября 2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Гулькевичиагрохимия» об устранении нарушений в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, запрете эксплуатации подвижного состава,

УСТАНОВИЛ:

Кавказский транспортный прокурор обратился в суд с первоначальным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ответчику и просил обязать ОАО «Гулькевичиагрохимия» устранить в полном объеме выявленные нарушения требований п.3.1.4. Инструкции МПС России от 01.07.2000 № ЦП-774 установлено и ГОСТа (9238-83), выразившиеся в следующем: путь № 1. Стык звеньев 1-2 от стрелочного перевода №4 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм (выявлено 11мм), путь № 1. Стык звеньев 1-2 от стрелочного перевода №4 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм (выявлено 8мм), стык звеньев 1-2 перед стрелочным переводом № 5 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм (выявлено 8 мм), путь № 1. Стык звеньев 2-3 перед нурией по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм (выявлено - 7мм), путь № 6 звено 2 от стрелочного перевода № 5 в сторону тупикового упора. Уклон отвода ширины колеи более 5 мм (выявлено 11 мм), путь № 6. Стык звеньев 3-4 от технологического проезда в сторону станции по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм; в соответствии с требованиями ГОСТа (9238-83) на пути № 6 обозначить негабаритное место на столбах железнодорожной эстакады; запретить эксплуатацию ОАО «Гулькевичиагрохимия» тепловоза ТГМ 23В № 2117 в связи с истечением срока службы.

В последующем, в связи с представлением ответчиком сведений об устранении нарушений уточнил свои требования, просил признать незаконной эксплуатацию ОАО «Гулькевичиагрохимия» тепловоза ТГМ 23В48 № 2117; запретить эксплуатацию ОАО «Гулькевичиагрохимия» тепловоза ТГМ 23В № 2117 до выполнения ремонтных работ ТР-3, предусмотренных техническим решением от 04.09.2013 № 74-40-09.13, а именно: работ по дизелю и вспомогательному оборудованию; работ по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору; работ по электрооборудованию; работ по экипажной части.

Требования обоснованы тем, что Кавказской транспортной прокуратурой совместно с Южным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка исполнения действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при осуществлении деятельности ОАО «Гулькевичиагрохимия», в ходе которой установлено, что в нарушение п.3.1.4. Инструкции МПС России от 01.07.2000 г. № ЦП-774 путь № 1. Стык звеньев 1-2 от стрелочного перевода №4 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм. Выявлено - 11мм; путь № 1. Стык звеньев 1-2 от стрелочного перевода №4 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм. Выявлено - 8мм; стык звеньев 1 -2 перед стрелочным переводом № 5 в сторону тупикового упора по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм. Выявлено - 8мм; путь № 1. Стык звеньев 2-3 перед нурией по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм. Выявлено - 7мм; путь № 6 звено 2 от стрелочного перевода № 5 в сторону тупикового упора. Уклон отвода ширины колеи более 5 мм. Выявлено - 11 мм; путь № 6. Стык звеньев 3-4 от технологического проезда в сторону станции по левой рельсовой нити. Вертикальная ступенька в стыковом соединении более 5 мм; в нарушение требований ГОСТа (9238-83) на пути № 6 не обозначено негабаритное место на столбах железнодорожной эстакады; в нарушение требований законодательства о железнодорожном транспорте ОАО «Гулькевичиагрохимия» осуществляется эксплуатация локомотива (тепловоз ТГМ 23В № 2117, год выпуска 1989) с просроченным сроком службы. Согласно техническим условиям завода изготовителя п. 1.3.3. ТУ 24.04.500-81 срок службы тепловоза ТГМ 23В № 2117 составляет 15 лет; на момент проверки 26.08.2013 года срок службы указанного тепловоза составил 24 года. Эксплуатация тепловоза ТГМ 23В № 2117, срок службы которого истек, не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация тепловозов, не отвечающих требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названными тепловозами, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании помощник Кавказского транспортного прокурора Маштаков Р.В. поддержал уточненные исковые требования прокурора по изложенным в иске доводам, просил признать незаконной и запретить ОАО «Гулькевичиагрохимия» эксплуатацию тепловоза ТГМ 23В № 2117 до выполнения ремонтных работ ТР-3, предусмотренных техническим решением от 04.09.2013 № 74-40-09.13, а именно: работ по дизелю и вспомогательному оборудованию; работ по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору; работ по электрооборудованию; работ по экипажной части. Судебные издержки по уплате государственной пошлины просил возложить на ответчика, поскольку в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Представитель ответчика Еременко И.В. требования прокурора не признала, пояснила суду, что основной акцент в исковом заявлении делается на опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан (обслуживающих тепловоз и пользующихся услугами). Экспертизой установлено, что локомотив не имеет повреждений, подпадающих под требования пунктов 1.1, 1.3. Инструкции «О порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава» № ЦТ-4418 от 16.10.1986 года; условия прочности и устойчивости несущих конструкций тепловоза выполняются; остаточный ресурс несущих конструкций тепловоза составляет 10 лет; техническое состояние тепловоза -удовлетворительное. Остаточный ресурс позволяет безопасную эксплуатацию в установленных регламентных режимах до сентября 2023 года. На основании этого выдано решение о продлении срока службы тепловоза до сентября 2023 года, согласованное с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, что является подтверждением безопасности перевозок грузов, безопасности движения при эксплуатации тепловоза. В качестве объема необходимых работ назначен текущий ремонт ТР-3, который согласно Техническому решению, должен быть выполнен в течение 6 месяцев. Данный срок обусловлен тем, что последний текущий ремонт ТР-2 производился 31.01.2013 года и следующий ремонт, в соответствии с регламентом, должен быть через 12 месяцев. Положение П15.01 -2009г. «Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы» согласно п.4.1.9., позволяет совмещать выполнение работ по техническому решению с проведением плановых регламентных работ по ТР-3,СР, КР. В настоящее время в соответствии с договором № 65-13 от 24.09.2013 года, специализированной организацией ведутся работы по исполнению технического решения в соответствии с планом-графиком. Намеченный срок окончания работ - 20.12.2013 года. Кроме того, в процессе исполнения работ по ТР-3 предусматривается остановка тепловоза с 02.12.2013 года с отправкой агрегатов на ремонтное предприятие. Из этого следует, что предприятие не является нарушителем. Его действия находятся в рамках структурной схемы процедуры определения остаточного ресурса и продления срока службы тепловоза по положению П15.01.-2009г. Эксплуатация тепловоза не представляет опасности для неопределенного круга лиц и локомотивной бригады. В иске требуется немедленное проведение работ по ТР-3 (вопреки норм регламента и п.4.1.9 Положения П15.01.-2009 года). ОАО «Гулькевичиагрохимия» крайне заинтересовано в скорейшем завершении работ по продлению срока службы тепловоза, потому как доставка всех видов удобрений с заводов-изготовителей продукции осуществляется посредством ж/д транспорта. Помимо этого предприятие оказывает услуги на подачу-уборку вагонов нескольким крупным предприятиям, в том числе: ООО «Крахмальный завод «Гулькевичский» и ООО «Транспорт». ОАО «Гулькевичиагрохимия» также является налогоплательщиком Гулькевичского района и приостановление деятельности повлечет неуплату налогов в бюджет района.

Представитель третьего лица – Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон), безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 2 Закона железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

В соответствии ст. 3 Федерального закона законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 21 Приложения № 5 ПТЭ железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Не допускается выдача под поезда локомотивов, выработавших срок службы.

Локомотивы, мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, принадлежащие владельцу железнодорожных путей необщего пользования (владельцу железнодорожного подвижного состава) при обращении в поездах на железнодорожных путях общего и необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами, и пройти проверку на подтверждение их исправного технического состояния.

В соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Указанием МПС Российской Федерации №ЦФ-631 от 31 декабря 1998 года, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам. Списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава.

В соответствии с п. 1.2, 1.5 Инструкции о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава, утвержденной МПС СССР и №ЦГ-4418 от 16.10.1986 года, исключение из инвентаря локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис и тендеров паровозов производится по истечении установленного срока службы; устаревших типов, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащих модернизации или использованию в других отраслях хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей и капитального ремонта.

В судебном заседании установлено, что Кавказской транспортной прокуратурой совместно с Южным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка исполнения действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при осуществлении деятельности ОАО «Гулькевичиагрохимия», расположенного по адресу: улица Промышленная, 10, поселок Красносельский, Гулькевичский район, Краснодарский край.

Из материалов дела следует, что маневровая работа на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ОАО «Гулькевичиагрохимия» осуществляется принадлежащим ОАО «Гулькевичиагрохимия» локомотивом ТГМ 23В 2117, 1989 года постройки. Согласно техническим условиям завода изготовителя п. 1.3.3. ТУ 24.04.500-81 срок службы тепловоза ТГМ 23В № 2117 составляет 15 лет. На момент проверки (26 августа 2013 года) срок службы указанного тепловоза составил 24 года.

Согласно представленному ответчиком техническому решению от 04.09.2013 № 74-40-09.13 срок службы тепловоза ТГМ-23В № 2117 продлевается до сентября 2023 года при условии проведения необходимых работ, предусмотренных текущим ремонтом ТР-3.

Согласно пп. 4.1.9, 4.2.6 Положения «Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы». П. 15.01-2009, утвержденного Решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20-21.10.2010 № 53 работы по реализации технического решения совмещают с плановыми ремонтами видов ТР-2, ТР-3, СР, КР.

В силу п. 22 Приложения № 5 ПТЭ железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 порядок технического обслуживания, ремонта железнодорожного подвижного состава и его составных частей определяется конструкторской документацией. Руководство по эксплуатации тепловоза ТГМ 23В.005 РЭ (далее -Руководство) является составной частью конструкторской документации.

В соответствии с 8.2.5. Руководства по эксплуатации тепловоза ТГМ 23В.005 РЭ при текущем ремонте ТР-3 необходимо произвести работы в объеме текущего ремонта ТР-2, а также дополнительные работы, которые заключаются в следующем (согласно прилагаемой к Руководству таблице): работы по дизелю и вспомогательному оборудованию; работы по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору; работы по электрооборудованию; работы по тормозному оборудованию и экипажной части; Согласно п. 8.2.4. Руководства при текущем ремонте ТР-2 необходимо произвести следующие ремонтные работы (согласно прилагаемой к Руководству таблице): работы по дизелю и вспомогательному оборудованию; работы по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору; работы по электрооборудованию; работы по тормозному оборудованию и экипажной части.

Согласно акту от 15.11.2013 № 391 ответчик произвел следующие ремонтные работы принадлежащего ему тепловоза локомотива ТГМ 23В: ремонт механического оборудования в объеме ТР-3; ремонт тормозного оборудования в объеме ТР-3.

До настоящего времени ответчиком не выполнены следующие ремонтные работы:

работы по дизелю и вспомогательному оборудованию;

работы по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору;

работы по электрооборудованию;

работы по экипажной части.

Эксплуатация ответчиком тепловоза ТГМ-23В № 2117, срок службы которого истек, не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта и может повлечь тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью локомотивных бригад, которым поручено управлять названным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба неопределенному кругу лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд полагает, что при изложенных выше фактах имеются основания для запрещения ОАО «Гулькевичиагрохимия» эксплуатации тепловоза ТГМ-23В №2117 до выполнения предусмотренных техническим решением ремонтных работ.

Довод представителя ответчика о том, что исковые требования сводятся к немедленному выполнению ремонтных работ, которые ими выполняются в строгом соответствии с графиком, суд считает несостоятельным, поскольку прокурором заявлено требование о запрете эксплуатации до проведения ремонта.

Утверждение представителя ответчика о том, что ОАО «Гулькевичиагрохимия» выдано решение о продлении срока службы тепловоза до сентября 2023 года, согласованное с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, которое, по ее мнению, является подтверждением безопасности перевозок грузов, безопасности движения при эксплуатации тепловоза, суд также считает несостоятельным, поскольку указанным решением предусмотрена необходимость проведения ремонтных работ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Требования прокурора удовлетворены в уточненном объеме, при подаче иска он был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по требованиям неимущественного характера в сумме 4000 рублей, определенной по правилам ст. 333.19 НК РФ, подлежат взысканию с ответчика в доход государства.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Кавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Гулькевичиагрохимия» об устранении нарушений в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, запрете эксплуатации подвижного состава, – удовлетворить.

Признать незаконной эксплуатацию ОАО «Гулькевичиагрохимия» тепловоза ТГМ 23 В № 2117; запретить ОАО «Гулькевичиагрохимия» эксплуатацию тепловоза ТГМ 23В № 2117 до выполнения ремонтных работ ТР-3, предусмотренных техническим решением от 04.09.2013 № 74-40-09.13, а именно: работ по дизелю и вспомогательному оборудованию; работ по гидравлической передаче и реверс-режимному редуктору; работ по электрооборудованию; работ по экипажной части.

Взыскать с ОАО «Гулькевичиагрохимия» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 6 декабря 2013 года.

Председательствующий