Дело № 2-1322/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 27 ноября 2020 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Абдурахманова С.Г.,
с участием представителя истца (по доверенности) ФИО1, представителя ответчика УЖКХ г. Махачкалы (по доверенности) ФИО2, представителей ответчика МБУ "Махачкала - 1" (по доверенности) ФИО3 и ФИО4,
при секретаре Исамагомедовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 ФИО10 к УЖКХ г. Махачкала и МБУ "Махачкала-1, третье лицо - Администрация г. Махачкалы о взыскании имущественного вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с иском к УЖКХ г. Махачкала и МБУ "Махачкала-1, третье лицо - Администрация г. Махачкалы о взыскании имущественного вреда. В обоснование иска указали следующее.
Истец является собственником транспортного средства марки Киа Рио, государственный регистрационный знак <***> РУС.
02.11.2019 года неподалеку от Отдела полиции по Кировскому району У МВД РФ по г. Махачкала, около дома 2 «А» ул. ФИО8 (ФИО4 6 «Г») г. Махачкала, на указанный автомобиль упало дерево, в результате чего автомобиль получил повреждения кузова и ходовой части.
В связи с указанным обстоятельством владелец автомобиля ФИО7 обратился в отдел полиции по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкала с заявлением, по результатам проверки которого дознаватель ОД ОП по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкалы постановлением от 11.11.2019 года отказал возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Согласно заключению ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» № 1264-19 от 14.11.2019 стоимость восстановительного ремонта автомобиля Киа Рио за гос. номером <***>, на дату ДТП составляет:
-с учетом эксплуатационного износа 323 800,00 (триста двадцать три тысяч восемьсот) рублей;
-без учета эксплуатационного износа 442 600,00 (четыреста сорок две тысяч шестьсот) рублей.
Земельный участок, т.е. место, где находился автомобиль в момент происшествия, относится к землям общего пользования муниципального образования «город Махачкала».
Просил суд взыскать с МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкала» в пользу ФИО6 в счет возмещения ущерба, причиненного повреждением автомобиля, 442 600 рублей, расходы на производство оценки в размере 5 000 рублей.
УЖКХ г. Махачкалы представило возражения на исковое заявление, указав следующее. Управляющая организация заключившая контракт с жильцами дома ул. ФИО8 2 «А» (ФИО4 6 «Г») с момента государственной регистрации и выбора жильцами на конкурсной основе, в соответствии с Жилищным кодексом РФ п. 4 ч. 1 ст. 36, ст. 161 и 162, п. п. «ж» п. 1. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - «город Махачкалы» утвержденный Решением Собрания депутатов городского округа «Город Махачкала» от 24 апреля 2013 г. №20-6 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Махачкала», юридические лица, принявшие на себя обязательства по организации и обслуживанию жилищного фонда, несут обязанность по содержанию, очистке и уборке придомовой территории, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства.
Территория (земельный участок) на котором росло дерево принадлежит жильцам дома ФИО8 2 «А» (ФИО4 6 «Г») как общедолевая собственность собственников жилья, до настоящего времени никем не отчуждена, следовательно, жилищный фонд дома обслуживается принявшей на себя обстоятельство юридическим лицом.
Согласно вышеуказанному, МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» не может нести ответственность за недобросовестное отношение к своим обязательствам других юридических лиц по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также, постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 17.04.2019 N 639 "Об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" (далее - Постановление от 17.04.2019 N639)
Согласно п. 1 Постановления от 17.04.2019 №639 муниципальное бюджетное учреждение "Махачкала-1" г. Махачкалы (далее - МБУ "Махачкала-1") создано путем изменения типа муниципального казенного учреждения "Городская аварийно-ремонтная служба".
На основании п. 2 Постановления от 17.04.2019 №639 установлено, что основной целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" полномочий города Махачкалы.
Во исполнение п. 3 2 Постановления от 17.04.2019 N 639 функции и полномочия учредителя МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации города Махачкалы осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы. Функции и полномочия собственника имущества МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации города Махачкалы осуществляет Комитет по управлению имуществом города Махачкалы.
В соответствии с п. 2.2. Перечня мероприятий по созданию МБУ "Махачкала-1", Утвержденного Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 17 апреля 2019 г. N 639 утвержден устав (изменения к нему) муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" от 17.04.2019 г. (далее - Устав МБУ "Махачкала-1).
Согласно п. 1.2 Устава МБУ «Махачкала-1» юридическим и фактическим адресом МБУ "Махачкала-1" является: 367030, <...> «в».
Согласно п. 2.2.Устава МБУ «Махачкала-1» основной целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" полномочий города Махачкалы.
Приказом начальника УЖКХ г. Махачкалы от 06.08.2020 г. №89-П МБУ «Махачкала-1» утверждено муниципальное задание, где установлены обязательства МБУ «Махачкала-1» по вопросам переданным обязательствам учредителем УЖКХ Администрации города Махачкалы.
Между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» и муниципальным бюджетным учреждением «Махачкала - 1» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Разделом I муниципального задания для МБУ «"Махачкала-1» установлено, что на МБУ «Махачкала-1» возложено «Организация благоустройства и озеленение», согласно которому в обязанности МБУ «Махачкала-1» входят: выполнение перечня работ по текущему содержанию и ремонту благоустройства и озеленения, своевременная вырубка деревьев, обрезка деревьев: спиливание скелетных ветвей деревьев, погрузка и вывоз спиленных деревьев на свалку и иные обязательства.
Как и указывает истец МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» согласно п. 12.3 Положения об Управлении на самом деле занимается организацией благоустройства и озеленения территории общего пользования города Махачкалы.
Согласно п. 8.7.1 Решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27.12.2017 №21-4 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов должны осуществляться специализированными или подрядными организациями по муниципальным контрактам с Управлением ЖКХ г. Махачкалы в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на эти цели.
Управлением ЖКХ г. Махачкалы, как указывалось выше, во исполнение п. 12.3 Положениям определена специализированная организация (МБУ «Махачкала-1») для выполнения озеленения территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон и др.
Абз. 2 п. 8.7.1 Решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27.12.2017 №21-4 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» установлено, что в случае ненадлежащего исполнения специализированными или подрядными организациями обязательств и установленных сроков их выполнения по заключенным с Управлением ЖКХ г. Махачкалы контрактам ответственность перед контрольными и надзорными органами, а также за причинение ущерба третьим лицам несут указанные организации.
Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО6 о возмещении вреда в связи с падением дерева на автомашину марки Киа Рио с гос. номерами № 05 РУС отказать в полном объеме.
Определением суда в ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено МБУ «Махачкала-1».
Истец ФИО6 извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился и не сообщил суду об уважительности причин неявки в судебное заседание.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал, уточнив, что просит взыскать сумму ущерба солидарно с Управления ЖКХ г. Махачкалы и МБУ «Махачкала-1».
Представитель УЖКХ г. Махачкалы (по доверенности) ФИО2 иск не признал по доводам возражений.
Представители МБУ «Махачкала-1» (по доверенности) ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании иск не признали и просили суд отказать в его удовлетворении, пояснив, что обязанность по выявлению сухостоя и иных деревьев подлежащих вырубке возложена на УЖКХ г. Махачкалы.
Выслушав объяснения участвующих в деле сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является собственником транспортного средства марки Киа Рио, государственный регистрационный знак <***> РУС.
02.11.2019 года на территории, прилегающей к Отделу полиции по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкале, около дома 2 «А» ул. ФИО8 (ФИО4 6 «Г») г.Махачкала, на указанный автомобиль упало дерево, в результате чего автомобиль.
В связи с указанным обстоятельством владелец автомобиля ФИО7 обратился в отдел полиции по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкала с заявлением, по результатам проверки которого дознаватель ОД ОП по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкалы постановлением от 11.11.2019 года отказал возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Также из представленных суду материалов, в частности фотографий и видеозаписи автомобиля истца на месте происшествия следует, что данный автомобиль получил значительные повреждения. Согласно представленному истцом заключению ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» № 1264-19 от 14.11.2019 стоимость восстановительного ремонта автомобиля Киа Рио за гос. номером №, на дату ДТП составляет: с учетом эксплуатационного износа 323 800,00 (триста двадцать три тысяч восемьсот) рублей; без учета эксплуатационного износа 442 600,00 (четыреста сорок две тысяч шестьсот) рублей.
Судом в целях правильного установления обстоятельств дела назначена по делу судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Республиканский центр судебной экспертизы». Согласно заключению № 537/20 г. от 12.11.2020 г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля «Кио Рио» гос. номер № RUS, идентификационный номер (VIN): <***>, без учета износа составляет 413119,21 (четыреста тринадцать тысяч сто девятнадцать рублей 21 коп.).
Согласно части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение ООО «Республиканский центр судебной экспертизы», суд принимает его за основу при установлении обстоятельств дела, поскольку оно выполнено квалифицированным экспертом, не имеющим заинтересованности в исходе дела и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит научно-обоснованные и последовательные выводы, в связи с чем не вызывает сомнений у суда.
В связи с изложенным заключение ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» судом не принимается.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа, включая озеленение территории, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 1 ст. 31 Устава городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Администрация города Махачкалы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Махачкалы, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Махачкалы федеральными законами и законами Республики Дагестан.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 02.08.2018 N 27-5, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы.
Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 12.3 указанного Положения Управление осуществляет функции по организации благоустройства и озеленения территории общего пользования города Махачкалы
Согласно п. 8.7.1 Правил благоустройства территории городского округа "город Махачкала", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 27.12.2017 N 21-4, озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов должны осуществляться специализированными организациями по муниципальным контрактам с Управлением ЖКХ г. Махачкалы, в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на эти цели.
Согласно п. 8.7.4. указанных Правил лица, указанные в пунктах 8.7.1 и 8.7.2 настоящих Правил, обязаны, в частности осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.
Таким образом, на МКУ «Управление ЖКХ г.Махачкалы» возлагается организация выполнения специализированной организацией работ по озеленению и благоустройству территории города Махачкалы, в том числе организация ликвидации сухостоя и аварийных деревьев.
Судом установлено, что УЖКХ г. Махачкалы свои обязанности по организации выполнения специализированной организацией работ по озеленению и благоустройству территории города Махачкалы исполняются надлежащим образом, определена специализированная организация – МБУ «Махачкала-1», на которую возложены соответствующие функции.
Во исполнение п. 3 2 Постановления от 17.04.2019 N 639 функции и полномочия учредителя МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации города Махачкалы осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы. Функции и полномочия собственника имущества МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации города Махачкалы осуществляет Комитет по управлению имуществом города Махачкалы.
В соответствии с п. 2.2. Перечня мероприятий по созданию МБУ "Махачкала-1", Утвержденного Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 17 апреля 2019 г. N 639 утвержден устав (изменения к нему) муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" от 17.04.2019 г. (далее - Устав МБУ "Махачкала-1).
Согласно п. 1.2 Устава МБУ «Махачкала-1» юридическим и фактическим адресом МБУ "Махачкала-1" является: 367030, <...> «в».
Согласно п. 2.2.Устава МБУ «Махачкала-1» основной целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" полномочий города Махачкалы.
Приказом начальника УЖКХ г. Махачкалы от 06.08.2020 г. №89-П МБУ «Махачкала-1» утверждено муниципальное задание, где установлены обязательства МБУ «Махачкала-1» по вопросам переданным обязательствам учредителем УЖКХ Администрации города Махачкалы.
Между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» и муниципальным бюджетным учреждением «Махачкала - 1» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Разделом I муниципального задания для МБУ «"Махачкала-1» установлено, что на МБУ «Махачкала-1» возложено «Организация благоустройства и озеленение», согласно которому в обязанности МБУ «Махачкала-1» входят: выполнение перечня работ по текущему содержанию и ремонту благоустройства и озеленения, своевременная вырубка деревьев, обрезка деревьев: спиливание скелетных ветвей деревьев, погрузка и вывоз спиленных деревьев на свалку и иные обязательства.
Вместе с тем, МБУ «Махачкала-1» доказательства надлежащего осуществления своих функций не представило.
В связи с изложенным судом установлен факт ненадлежащего выполнения МБУ «Махачкала-1» работ по озеленению и благоустройству территории города Махачкалы, в связи с чем не обеспечена ликвидация сухостоя и аварийных деревьев.
При таких обстоятельствах сумму ущерба, причиненного автомобилю истца, следует взыскать с МБУ «Махачкала-1».
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика МБУ «Махачкала-1» также следует взыскать расходы истца на проведение оценки причиненного ущерба в ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» в размере 5 000 рублей, и уплаченную государственную пошлину в размере 7 560 рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям, которые истец был вынужден понести в целях обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 ФИО11 удовлетворить частично.
Взыскать с МБУ «Махачкала-1» в пользу ФИО5 ФИО12 в счет возмещения ущерба, причиненного повреждением автомобиля, 413 119,21 (четыреста тринадцать тысяч сто девятнадцать рублей 21 коп.) рублей, расходы на производство оценки в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, уплаченную государственную пошлину в размере 7 560 рублей.
В остальной части исковых требований ФИО6 отказать.
Резолютивная часть решения оглашена 27 ноября 2020 года.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 4 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |