ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1322/2022 от 20.09.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Салюковой А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» о признании незаконным отказа в направлении предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, обязании направить такое предложение,

установил:

ФИО1 (далее по тексту – истец) обратился в суд с вышеуказанным иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» (далее по тексту – ответчик) и окончательно просил признать незаконным отказ ответчика в направлении предложения о досрочном назначении страховой пенсии ФИО1, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика направить предложение о досрочном назначении страховой пенсии ФИО1 в ГУ ОПФР по Саратовской области.

В обоснование заявленных требований истец указал, что письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в направлении предложения о досрочном назначении страховой пенсии безработному гражданину, поскольку основание его увольнения не дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости по предложению центра занятости. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку он был уволен с должности по независящим от него обстоятельствам, а именно в связи с не переизбранием на должность «председателя правления».

В судебном заседании истец требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ГУ ОПФР по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регламентированы в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о занятости населения в РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения в РФ по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Исходя из указанной правовой нормы право на получение предложения на досрочную пенсию возникает при наличии одновременно следующих обстоятельств: признание гражданина безработным; отсутствие возможности для трудоустройства; наличие необходимого страхового стажа работы; достижение установленного возраста; увольнение в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников; согласие гражданина на назначение досрочной страховой пенсии.

Приказом Минтруда России от 22.02.2019 года № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 154 Правил, основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.

Как следует из положений пункта 155 Правил, критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы; 5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости; 6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин; 7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).

Судом установлено и следует из материалов дела, что 24.04.2021 года ФИО1 уволен из ТСЖ «Каштан» по основаниям ч. 3 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с не избранием на должность «председатель правления».

В подразделение по содействию занятости населения Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова ФИО1 обратился 30.04.2021 года путем подачи заявления в электронной форме через портал «Работа в России».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан безработным с 30.04.2021 года, приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице на период с 30.04.2021 года по 29.04.2022 года в соответствии с алгоритмом: первые 3 месяца – 75% среднего заработка, но не выше 12130 руб., следующие 4 месяца – 60% среднего заработка, но не выше 12130 руб., в дальнейшем – 45% среднего заработка, но не выше 12130 руб.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ размер пособия изменен и ограничен максимальной величиной 12792 руб. вместо 12130 руб.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ период выплаты пособия ФИО1 продлен с 30.04.2022 года по 30.09.2022 года в размере 45% среднего заработка, но не выше 12792 руб.

Как следует из материалов дела, истцу оказаны государственные услуги в сфере занятости, в том числе по содействию в поиске подходящей работы, по профориентации, психологической поддержке, социальной адаптации безработных граждан.

21.04.2022 года ФИО1 обратился в ГКУ СО «ЦЗН города Саратова» с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии.

Ответом ГКУ СО «ЦЗН города Саратова» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче предложения о направлении его на пенсию по старости досрочно, поскольку он не соответствует критериям такой выдачи, установленным ст. 32 Закона о занятости населения в РФ и Правилам, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, утвержденным приказом Минтруда России от 22.02.2019 года №116н.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что одним из критериев направления органами службы занятости безработных граждан на досрочную пенсию по старости является увольнение в связи ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, а ФИО1 уволен по иному основанию (неизбрание на должность), суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не установлена совокупность тех фактов, с которыми закон связывает наступление у безработного права на получения предложения о досрочном назначении пенсии.

Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 года № 400-О, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» норма, наделяющая органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.

Таким образом, выдача предложения о досрочном назначении пенсии является правом, а не обязанностью службы занятости.

С учетом изложенного, оснований для признания отказа ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» в направлении предложения о досрочном назначении страховой пенсии ФИО1, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова» направить предложение о досрочном назначении страховой пенсии ФИО1 в ГУ ОПФР по Саратовской области у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова» о признании незаконным отказа в направлении предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, обязании направить такое предложение отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок составления мотивированного решения – 27.09.2022 года.

Судья М.В. Агишева